Техника «Границы и потребности»

Метафорические карты: колода «Дерево как образ человека».

Цель: выявление потребностей и границ.

Задачи: диагностика потребностей ребенка, границ, развитие коммуникации.

Предлагаем детям выбрать из колоды карту с изображением дерева, которое понравится ему больше всех.

Вопросы:

- что это за дерево?

- где оно растет?

- кто его посадил?

- что его окружает?

- кто за ним ухаживает?

- как за ним ухаживают?

- достаточно ли дереву влаги, солнца?

- что дереву не хватает?

Предлагаем положить карту с деревом на лист и дорисовать, расширить карту, нарисовав на листе все то необходимое, что дереву нужно.

По завершению упражнения ребята делятся впечатлениями.

Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Лес»

Служит продолжением предыдущего упражнения. Используется та же колода, задачи и цели те же.

Участникам группы предлагается расположить деревья на листе ватмана – «Ребята, давайте создадим лес!» – предлагаются краски, цветные мелки, пастели, карандаши, весь тот материал, которым можно оформить лесную картину.

Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Специалист отмечает:

- место расположения дерева – обособленно ли оно, в центре, рядом с другими деревьями;

- насколько дерево окружено, что вокруг него нарисовано, и нарисовано ли;

- как дети ведут себя, разделяя место на ватмане – ругаются, договариваются, молчком все делают;

По завершении упражнения просим поделиться впечатлениями:

- сразу ли нашлось место дереву?

- каково дереву рядом с соседями?

- мешало ли что-то, когда выполнялось задание?

Техника «Угадай эмоцию»

Метафорические карты: колода «Спектро-карты», автор Улла Халкола.

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Задачи: развитие умения распознавать эмоциональные проявления других людей, развитие способности открыто проявлять свои эмоции и чувства социально приемлемым способом.

Участникам группы предлагается загадать две эмоции. После чего им предлагается выбрать две карты из колоды, которые ассоциируются у них с этими эмоциями. Затем ребята садятся в круг, не показывая друг другу свои карты. Сидя в кругу, по очереди участники показывают загаданные эмоции сначала мимикой, затем интонацией (это должен быть звук без слов и слогов). После чего все открывают карты, и отгадывают загаданные эмоции. Можно предложить писать эмоции на листах бумаги и класть эти листы на карты, после чего хозяин карт может прочитать и выбрать того, кто верно угадал.

Упражнение завершается обменом впечатлений – какую эмоцию было трудно угадать, какая эмоция неправильно была показана и тд.

Техника «Дверь в …» (в мечту, в будущее)

Упражнение достаточно универсальное. Его можно использовать как с детьми, так и со взрослыми (дверь в брак, любовь, материнство, другую работу и т.д.) В данном случае упражнение используется для работы с подростками.

Метафорические карты: колоды «Окна и двери», «Пути-дороги».

Цель: принятие решения, достижение цели.

Задачи: снятие напряжение, осознание различных путей в решении определенных задач, обретение ресурса для принятия решения.

Участникам предлагается выбрать из колоды «Окна и двери» дверь, за которой их ждет мечта/будущее. Вопросы:

- чем тебя привлекла эта дверь?

- где она находится?

- можно ли ее открыть?

- как до нее дойти? На каком расстоянии от тебя она находится?

Затем предлагается выбрать дорогу к этой двери из колоды «пути-дороги». Вопросы:

- что ты чувствуешь, глядя на эту дорогу?

- что ты возьмешь в путь?

- с чем простишься, отправившись в путь?

- от кого хочешь услышать напутствие?

- как оно будет звучать?

- чем поможет тебе в пути?

Также подростку предлагается, когда он «дойдет до двери», нарисовать ключ, который будет подходить только к этой двери и который всегда будет с ним, сможет закрывать и открывать эту дверь. Можно предложить сочинить фразу, заклинание, которое будет оказывать магическое действие – открывать дверь, оказывать помощь в дороге и т.д.

Мастер-класс

«Метафора телесных ощущений – тело и образ как базовый уровень осознания себя»

Тело представляется как базовый уровень осознания себя, и является как бы «порталом» в глубинное самосознания. Это предмет, принадлежащий внешнему миру, с одной стороны, «по нему можно постучать». С другой стороны – это субъективность опыта, протекающего в теле в виде эмоций и ощущений и восприятие внешнего мира через тела посредством органов чувств. Таким образом, тело – это то, что объединяет внешний и внутренний мир, субъективное и объективное.

Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Что говорит тело?»

Колоды: можно использовать различные колоды.

Цель: принятие решения, осознание себя

Сформулируйте запрос. Выберите карту, которая созвучна вашему запросу/отвечает на ваш запрос. Положите карту перед собой.

- что говорит карта?

- запишите 3 ассоциации, которые возникают у вас, когда вы смотрите на карту.

А что говорит ваше тело?

- глядя на карту, сделайте глубокий вдох, погрузитесь в картинку, почувствуйте свое тело, ощутите свои руки, ноги, грудь…

- что происходит с телом?

- чувствуете ли вы некие изменения в нем?

- что именно вы чувствуете?

- если это ощущение перевести в метафору/фразу, как она будет звучать?

- если перевести фразу/метафору в движение – что это будет за движение?

- что вам сейчас хочется сделать?

Участникам предлагается сделать движение, потребность в котором возникла (встать на стул, потянуться, лечь, попрыгать и т.д).

- вернитесь к своему запросу – как ваше движение поможет вам ответом?

Упражнение завершается обсуждением и обменом впечатлениями.

Техника «Телесная карта»

Колоды: можно использовать различные колоды.

Цель: знакомство со своим телом, осознание тела

Задачи: посмотреть на себя с иной стороны, понаблюдать за телом, осознать различные сферы существования.

Предлагаем клиенту выбрать семь карт и сложить их определенным образом – схема указана ниже. Предлагаем выбирать карты, ассоциируемые с определенными частям тела – две руки, две ноги, голова, грудь (верхняя часть тела), живот (нижняя часть тела).

Голова
Левая рука
Правая рука
Грудь Верхняя часть тела

Живот Нижняя часть тела
Правая нога
Левая нога

После того, как клиент сложил карту тела:

- просим его рассказать о выбранных картах

- как долго они выбирались

- отмечаем, какая последовательность была в выборе карт

- какую карту было выбрать сложнее всего, какую – легче

- смотрим, чем карты похожи, а чем различны (цвета, размер и тд)

- смотрим, одной ли колоды карты, если вы в данном упражнении предлагали клиенту несколько колод

- отмечаем контрастные элементы в карте тела ( например, верх выложен из карт с изображением воды, а низ – из карт с горами или пустынями)

- отмечаем, присутствует ли движение в картах, или там больше статичности

- отмечаем, про какие карты клиент говорит увлеченно и с легкостью, аи описание которых дается ему тяжело, не может ничего сказать про карты («просто выбрал и все»)

Рассматриваем карту тела в следующем контексте:

* голова – это мысли, вера, дух, духовность, рассудок;

* грудь и живот (туловище) – это инстинкты, эмоции, чувства;

* руки – контакты, общение;

* ноги – опора, действия.

Исходя из этой схемы, можно выявить проблемные/вытесняемые зоны и работать в данном направлении.

В завершении работы предлагаем клиенту записать 7 благодарностей – каждой карте, каждой части своего тела.

Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Ощущение и образ»

Колоды: можно использовать различные колоды.

Цель: найти способ решения проблемы

Задачи: обретение ресурса для преодоления определенных трудностей, выбор новых стратегий, другой взгляд на проблему.

Предлагаем клиенту сформулировать запрос.

- когда вы думаете о вашем вопросе, что происходит с вашим телом?

- в какой части тела вы чувствуете некоторые изменения?

- прислушайтесь к себе, внутренне обратитесь к этому месту, где «ощущается ваш запрос» – какой образ возникает здесь?

- выберите карту, похожую на возникший образ

- положите ее перед собой

- что вы чувствуете, глядя на этот образ?

- вам встречался этот образ где-то в жизни, или нечто похожее?

- сколько вам было лет, когда вы «встретились» с этим образом?

- как вам жилось тогда?

- это был негативный или позитивный период вашей жизни?

- как он воспринимается вами теперь?

- какие эмоции возникают, когда вспоминается тот период?

- возможно, вам вспоминается какой-то человек, когда вы смотрите на этот образ?

- что этот человек мог бы вам сказать, что посоветовать?

- Изменилось ли что-нибудь в теле сейчас?

- что бы ты хотел, чтоб там было?

Предлагаем заменить карту на другой образ.

- какие изменения ты чувствуешь?

- как эти ощущения, как выбранный образ помогают тебе решить твой вопрос.

Упражнение завершается обсуждением.

Техника «Ведущий и ведомый»

Колоды: можно использовать различные колоды.

Цель: осознание себя в ролях ведущего и ведомого

Можно использовать в работе: с семейными парами, родителями и детьми, партнерами.

Предлагаем участниками поделиться на пары – ведущий и ведомый. Ведущий прикладывает руку, но не касается, к плечу ведомого. Расстояние между плечом и рукой минимальное. И, точно рука это магнит, плечо «примагничивается» к ней, и как бы ведущий ни манипулировал своей рукой, ведомый должен следовать за ней плечом, сохраняя расстояние. Затем ведущий и ведомый меняются местами. После чего проделывают такое же действие, заменяя плечо животом, а потом еще раз – головой.

Вопросы:

- насколько ты чувствовал, что ты ведешь?

- с какой зоной было наиболее приятно работать?

- с какой наиболее сложно?

- вам удалось во время действия наладить связь с партнером, или вы следили за тем, чтоб все сделать правильно, чтоб расстояние между рукой и плечом/животом/головой не «расходилось»?

Техника «Границы и потребности» - student2.ru После чего участникам предлагается запомнить свои ощущения от пребывания в двух ролях – ведущего и ведомого – и выбрать две карты, соответствующие данным статусам.

Вопросы:

- посмотрите на две карты (карта ведущего и карта ведомого)

- запишите, что бы каждая из карт сказала бы вам?

- в чем сила каждой из карт?

- в чем слабость каждой из карт?

- что бы подарили вам эти карты/эти образы?

Упражнение завершается обсуждением эмоций, впечатлений.

Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Краснобаева Наталия

клинический психолог, специалист с области перинатальной психологии, системных структурных расстановок, телесно-ориентированной терапии, символдрамы, гештальт-терапии. Опыт работы с 2005 года.

Контакты:

https://vk.com/krasnobaevan

https://vk.com/psycholog71nmsk

Мастер-класс

«Ребенок: аборт, принятие, рождение…

Незапланированная беременность – как быть?»

Презентационная работа

Техника «Границы и потребности» - student2.ru Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Границы и потребности» - student2.ru Техника «Границы и потребности» - student2.ru Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Границы и потребности» - student2.ru Техника «Границы и потребности» - student2.ru Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Границы и потребности» - student2.ru Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Границы и потребности» - student2.ru Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Границы и потребности» - student2.ru Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Границы и потребности» - student2.ru Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Границы и потребности» - student2.ru Техника «Границы и потребности» - student2.ru Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Техника «Границы и потребности» - student2.ru

Мастер-класс

«Метафора внутренних ресурсов:

Наши рекомендации