Что нужно сделать лично вам, чтобы сбалансировать ваши Активную и Пассивную сторону?
Выберите карту, где вы пассивный, и где вы активный. И положите их на одной линии, посмотрите, куда ближе лежит карта возле активной или пассивной стороны, потом возьмите карты 3-5 как вам найти баланс между ними. Что необходимо делать, чтобы этот баланс сохранялся?Когда и какой именно элемент Активности вам нужно привнести в свою жизнь. Когда и какой именно элемент Пассивности вам нужно привнести в свою жизнь.
Хомякова Мария
(г. Тула)
Психолог-консультант, арт-терапевт, фото-терапевт, фотограф. Член Российской Арт-терапевтической Ассоциации, квалификация в области перинатальной психологии и телесной терапии.
Контакты:
https://vk.com/maria_psy_art
https://vk.com/mxphototherapy
https://www.b17.ru/rizh83/
Мастер-класс
«Метафорические карты и арт-терапия – творческий союз в работе психолога»
Творчество – неотъемлемая часть работы психолога. Творческий процесс – именно тот элемент, который является опорным и ресурсным для клиента. Именно поэтому использование в психологической работе метафорических карт в арт-терапевтическом формате помогает создать безопасное пространство, активизирует эмоции и спонтанность, помогает напитаться ресурсами. МАК и арт-терапия в работе психолога – это возможность расширить границы.
Техника «Я та, которая…»
Колоды: можно использовать различные колоды.
Упражнение можно использовать при работе с несколькими запросами, поэтому в целях указано несколько аспектов.
Цели: работа с актуальным состоянием, осознание себя в определенной ситуации, обретение ресурсов, знакомство с частями своей личности.
Задачи: расширение видения определенной ситуации и себя в этой ситуации, нахождение ресурсных состояний, принятие себя.
Арт-материал: бумага, карандаши, ножницы, краски, клей, журнальные вырезки, ткани, нитки, бусы, пуговицы и тд.
Выберите карту, которая созвучна вашему актуальному состоянию/ отражает вас в определенной роли(выберите карту мамы, карту жены, женщины, руководителя и т.д.)/ показывает вас в определенной ситуации.
Положите ее перед собой на лист бумаги. Посмотрите на нее. Что вы чувствуете, глядя на нее? Запишите три ассоциации, которые у вас возникают, глядя на эту карту. Представьте, что края карты раздвигаются – что тогда вам открывается?
Клиенту или группе предлагается, используя любые арт-средства, заполнить пространство вокруг карты. После того как работа выполнена:
- посмотрите на вашу работу, какие чувства она у вас вызывает?
- какие три ассоциации у вас возникают, глядя на нее?
- сравните с теми ассоциациями, которые были записаны до того, как вы «расширили» границы карты – что в них общего? Что различного? Как эти ассоциации изменились?
- назовите свою работу, начиная фразу со слов «Я та, которая» («Я та, которая побеждает», «Я та, которая хочет на море» и тд)
- что изменилось, когда вы расширили карту арт-материалами?
- если бы картина могла говорить, что бы она вам сказала?
- какая сила присутствует в этой картине?
- какая слабость?
- хотелось бы вам что-то добавить или изменить?
- что бы вам подарила эта картина?
В завершении упражнения:
- делимся впечатлениями
- говорим о трудностях выполнения
- говорим о том новом, что открылось в этом упражнении
- говорим о выборе материала и делимся, каково было его использовать в работе, с какими сложностями столкнулись.
Техника «Путь»
Колоды: можно использовать различные колоды.
Цели: видение цели и способов ее достижения.
Задачи: выявить стратегии поведения в достижении цели, видение трудностей и страхов, нахождение ресурсов и способов преодоления препятствий.
Арт-материал: бумага, карандаши, ножницы, краски, клей, журнальные вырезки, ткани, нитки, бусы, пуговицы и т.д.
Подумайте, чего бы вам хотелось достичь, сформулируйте запрос (темы: вес, любовь, брак, работа, изменения отношений в семье, с начальником, близкими и т.д.). Что вам хотелось бы поменять? Выберите карту актуального состояния на данный момент, «карту начала пути» и «карту окончания пути», достижения – карты «я здесь» и «я там». Расположите карты на определенном расстоянии друг от друга. Создайте с помощью арт-материалов путь от карты начала до карты окончания пути.
Специалист отмечает:
- как выбирались карты
- на каком расстоянии они расположены друг от друга
- какие материалы выбирались для создания пути
- как долго они выбирались (например, клиент выбирает один материал, но потом понимает, что он не подходит для его пути)
- получалось ли из выбранных материалов строить задуманное, или случались некоторые сложности (например, клиент выбирает гофрированную бумагу, но никак не может сложить ее в определенную вещь, необходимую в пути)
- что клиент делает с таким материалом: сразу меняет материал, если у клиента что-то не получается; или несмотря на некоторые трудности все-таки использует выбранный материал (например, бумага никак не складывалась, но клиент придумал, как создать из нее нужную форму)
Вопросы:
- как часто при достижении цели вам приходится отказываться от неких ресурсов или средств достижения?
- как часто в реальной жизни вы выбираете одни стратегии в достижении целей, но понимаете, что они оказываются неэффективными?
Когда Путь готов, предлагаем клиенту ответить на вопросы, отвечая в концепции я-высказывания:
- как я себя чувствую, дойдя до цели?
- каково было мое путешествие?
- какой дар в дорогу дала мне карта начала?
- какой дар вручила мне карта окончания пути?
- в чем ценность этих даров?
- скажите себе спасибо за …
Упражнение завершается обратной связью, клиенты делятся впечатлениями.
Техника «Кино-фантазии»
Колоды: можно использовать различные колоды.
Цели: групповое взаимодействие
Задачи: развитие коммуникации, снятие напряжение, формирование работы в команде.
Участники делятся на команды по три человека. Каждая группа вытаскивает карту вслепую. Глядя на карту, участники придумывают сценарий фильма: жанр, название, сюжет. Когда команды готовы, они представляют свои кино-проекты следующим образом: один участник рассказывает историю, второй сидит на стуле и отображает эмоции мимикой, а третий отображает историю движениями.
Также можно после представления всех кино-историй, выбрать одну наиболее интересную и проиграть сценарий всей группой.
Упражнение завершается обсуждением и обменом впечатлениями.
Мастер-класс
«Дверь в мир ребенка – метафорические карты в групповой работе с детьми младшего школьного и подросткового возраста»
Метафорические карты - уникальный инструмент в работе с детьми. И это не только яркие картинки, вызывающие неподдельный интерес. Ассоциативные карты незаменимы в групповой работе с детьми, так как данный метод психологической работы создает безопасное пространство, позволяющее развивать ребенка в различных направлениях.
Техника «История»
Метафорические карты: колода «Мастер сказок».
Цель: сплочение группы.
Задачи: развитие умения слышать и слушать другого, развитие умения взаимодействовать в команде.
Участники группы садятся в круг. Ведущий берет из колоды одну карту, показывает ее участникам и, основываясь на изображении на карте, начинает рассказывать историю. Сказав несколько слов, ведущий вытянутую карту оставляет у себя, а колоду передает дальше, следующему участнику, который так же достает из колоды карты и продолжает историю. Группа рассказывает историю, пока не закончатся карты.
Специалист, ведущий группу, отмечает: кто из детей продолжает историю, кто не слышит товарищей, кто каких персонажей вводит, кто постоянно присоединяется к предыдущему рассказчику, кто вводит динамику в историю. Например, все дети поддерживают историю о волшебном городе, в котором добро борется со злом, а один участник группы постоянно, вытаскивая карту, говорит «но опять случилось…».
По завершению упражнения можно предложить ребятам нарисовать запоминающиеся моменты истории и поделиться своими впечатлениями от сочинительства.
Техника «Роботы»
Метафорические карты: колода «Роботы».
Цель: знакомство.
Задачи: знакомство с группой, снятие напряжения.
Участникам предлагается из карт «Роботы» составить своего робота – выбрать голову, туловище и ноги. Когда роботы выбраны, каждый участник представляет своего робота, рассказывая, как его зовут, чем он любит заниматься, с кем дружит, чего боится, чего роботу очень бы хотелось получить в подарок.
Затем специалист предлагает ребятам попробовать себя в роли робота – ребята становятся в такие же позы, как их роботы. Говорят о своих ощущениях. После чего специалист предлагает им превратиться в роботов и поздороваться с другими участниками. Ребята в «позах роботов» передвигаются, здороваются друг с другом. Затем специалист говорит – «Теперь роботы решили поздороваться ручками и ножками», и участники передвигаются, пожимая друг другу руки, «здороваясь» различными частями тела (локтями, коленями, лбами и тд).
Затем специалист предлагает участникам посмотреть на всех созданных роботов и сделать каждому из них комплимент. Таким образом, каждый робот получает от каждого участника по комплименту.
Специалист отмечает:
- выбор робота; сразу ли ребенок включается в процесс поиска своего робота, или стоит в стороне;
- какие отличительные особенности имеет созданный робот (колесики вместо ног или робот-многоножка указывают на активность и неусидчивость ребенка; голова, повернутая затылком к зрителю, говорит о трудностях коммуникации; смотрим, какие руки и есть ли они; есть ли уши).
Упражнение хорошо подходит для использования на первом занятии – участники знакомятся друг с другом, специалист наблюдает и диагностирует детей.
В завершение упражнения просим детей поделиться своими впечатлениями.