SWOT – это английская аббревиатура, где
Пример SWOT-анализа строительного предприятия
Рассмотрим SWOT-анализ предприятия строительной отрасли.
Отдельно необходимо отметить, что данному этапу предшествовала большая предварительная работа по изучению внешней и внутренней среды компании. Другими словами, ниже приведен анализ результатов аудита компании и исследования рыночной среды, т.е. финальная часть работы.
Анализ внутреннего состояния компании и учет бизнес окружения компании позволил выделить следующие факторы деятельности компании.
Ключевые факторы успеха
Для успешной деятельности на строительном рынке Санкт-Петербурга необходимо выполнение следующих факторов:
- Доступ к кредитным или заемным финансовым ресурсам. Без доступа компании крайне тяжело инвестиционные проекты, приобретать и обновлять основные средства производства, иметь достаточные оборотные средства;
- Наличие достаточного административного ресурса («связи» в администрации города) для возможности получения информации по тендерам и обеспечения возможности получения крупных контрактов и госзаказа;
- Достаточно высокий технический и технологический уровеньработы компании;
- Квалифицированный управленческий и технический персонал, система повышения квалификации кадров;
- Лицензия соответствующего уровня(например, на строительство зданий свыше 120 м высотой, мосты, тоннели), сертификация ISO.
Сильные внутренние стороны: Преимущества компании
- Лидерство на рынке за счет клиентоориентированности компании- гибкость в отношениях с Заказчиками - наличие проектного подразделения позволяет обеспечивать многовариантность решения инженерных задач за счет использования инновационных технологий, оборудования, ноу-хау.
- Узнаваемый брэнд.
- Команда высококвалифицированных специалистов.
- Опыт работ в грунтовых условиях Санкт-Петербурга, высокая компетентность. Наличие патентов.
- Широкая производственная (продуктовая) линейка геотехнических работ и услуг.
- Наличие системы профессионального обучения и повышения квалификации.
- Наличие у компании утвержденных Госстроем России Стандартов организации (СТО).
- Программа социальной ответственности.
- Послепостроечный мониторинг за осадками зданий и сооружений (постпродажное сервисное обслуживание).
- Многолетнее партнерство с лидерами на мировом и европейском рынках: фирмами Bauer (Германия), SoilMec (Италия), что обеспечивает доступ к прогрессивным технологиям и обеспечивает быстрое нахождение инновационных решений.
Слабые внутренние стороны: Недостатки компании
- Недостаток финансовых средств (оборотных, для осуществления финансирования необходимых стратегических инициатив).
- Непостоянство денежного потока из-за большого периода оборота дебиторской задолженности.
- Низкая рентабельность производственной деятельности (основной) из-за слабой организации снабжения и технического сервиса механизмов.
- Высокие издержки производства.
- Громоздкость организационной функциональной структуры из-за отсутствия формализации процессов управления.
- Слабая маркетинговая политика, и как следствие неритмичность и непредсказуемость получения заказов.
Сильные внешние стороны: Возможности рынка
- Растущий рынок.
- Общенациональная программа «Доступное жилье».
- Возможности быстрого роста.
- Наличие новых привлекательных географических рынков.
- Появление новых технологий высотного строительства и освоения подземного пространства.
- Приток частного и иностранного капитала в строительную отрасль.
- Вхождение в ВТО как снижение торговых барьеров для входа на привлекательные иностранные рынки.
Слабые внешние стороны: Угрозы рынка
- Доступность финансов привела к снижению и разрушению входных барьеров в отрасли.
- Высокая конкуренция при превалировании ценовых показателей.
- Развитие альтернативных технологий (аналогов), появление на рынке аналогов оборудования.
- Изменение системы контроля в строительстве.
- Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства.
- Отсутствие нормативов по стандартизации новых технологий.
- Дефицит специалистов.
- Угроза поглощения более крупной компанией.
Первичный SWOT-анализ
Распределим полученные факторы по полям матрицы.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | |
ВОЗМОЖНОСТИ "O" — OPPORTUNITIES | УГРОЗЫ "T" — THREATS | |
В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А | 1.Растущий рынок. 2. Общенациональная государственная программа «доступное жилье». 3. Возможности быстрого роста. 4. Наличие новых привлекательных географических рынков. 5.Появление новых технологий в строительстве 6. Приток частного и иностранного капитала в строительную отрасль. 7. Вхождение в вто как снижение торговых барьеров для входа на иностранные рынки. | 1.Низкая доступность финансов. 2.Высокая конкуренция. 3.Развитие альтернативных технологий и аналогов оборудования. 4.Изменение системы контроля в строительстве. 5.Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства. 6. Отсутствие нормативов по стандартизации новых технологий. 7. Дефицит специалистов. 8. Угроза поглощения более крупной компанией. |
ПРЕИМУЩЕСТВА "S" — STRENGTH | НЕДОСТАТКИ "W" — WEAKNESS | |
В Н У Т Р Е Н Н Я Я С Р Е Д А | 1. Лидерство на рынке 2. Узнаваемый брэнд 3. Команда высококвалифицированных специалистов 4.Опыт 5. Широкая производственная линейка 6. Система профессионального обучения и повышения квалификации 7. Наличие у компании утвержденных сто 8. Программа социальной ответственности 9.Послепостроечный мониторинг за осадками зданий и сооружений 10. Многолетнее партнерство с лидерами мирового рынка | 1. Недостаток финансовых средств (оборотных и для осуществления стратегических инициатив) 2. Непостоянство денежного потока из-за большого периода оборота дебиторской задолженности. 3. Низкая рентабельность производственной деятельности из-за слабой организации снабжения и технического сервиса механизмов. 4. Высокие издержки производства. 5. Громоздкость организационной функциональной структуры из-за отсутствия формализации процессов управления 6. Слабая маркетинговая политика |
Поэлементный SWOT-анализ
Сопоставим полученные факторы для выделения возможных частных стратегий и их последующего анализа.
- Конкурентные активы.Использование преимуществкомпании (сильных сторон) для освоения рыночных возможностей(S-O)
- Конкурентные пассивы.Преодоление недостатковкомпании (слабых сторон) для нивелирования угроз(W-T)
- Узкие места.Преодоление недостатковкомпании (слабых сторон) для освоениявозможностей(W-O)
- Безопасность и защита.Использование преимуществкомпании (сильных сторон) для нивелирования угроз(S-T)
S - ПРЕИМУЩЕСТВА | W - НЕДОСТАТКИ | |
O | Конкурентные активы: поле S-O(СИВ) Как КОМПАНИЯ может использовать свои сильные стороны для освоения возможностей? Стратегия: Максимизация использования сильных сторон и благоприятных возможностей | Узкие места: поле W-O(СЛВ) Как КОМПАНИЯ может преодолеть свои слабые стороны для освоения возможностей? Стратегия: Минимизация влияния слабых сторон и максимизация использования благоприятных возможностей |
В О З М О Ж Н О С Т И | 1. Стратегия быстрого роста(S1S3S1O1O3O4O6O7) 2.Стратегия укрупнения посредством слияния или поглощения (S1S2S3S4S5S10O1O6O7) 3. Стратегия диверсификации по отраслям: жилищное, транспортное, подземное и т.д.(S1S3S5S6S10O1O2O4O5O7 ) 4. Стратегия функционального лидерства(S1S2S3S4O3O4O6) 5.Участие в консорциумах, вхождение или создание холдинга (S2S3S4S10O1O2O4O6O7) | 1.Стратегия реорганизации с изменением организационной структуры (W3W4W5O1O2O5) 2.Стратегия географического расширения(W1W4W6O1O2O4O7) 3. Стратегия освоения смежных рынков(W1W2W4W6O1O5O6) 4. Стратегия внедрения менеджмента качества(W2W3W4W5O1O5O6O7) 5.Увеличение объема НИОКР(W1W3W4W6O1O4O5) |
T | Безопасность и защита: поле S-T (СИУ) Как КОМПАНИЯ может использовать свои сильные стороны для нивелирования угроз? Стратегия: Максимизация использования сильных сторон и минимизация возможных угроз | Конкурентные пассивы: поле W-T (СЛУ) Как КОМПАНИЯ может преодолеть свои слабые стороны для нивелирования угроз? Стратегия: Минимизация влияния слабых сторон и минимизация возможных угроз. |
У Г Р О З Ы | 1.Стратегия реорганизации с изменением организационной структуры(S1S3S5S6S8S10T2T3T4T5T7T8) 2.Стратегия укрепления организационной культуры (S1S2S3S4S6S8S10 T2T4T7T8) 3. Стратегия отраслевой диверсификации с целью минимизации рисков(S1S3S4S5S10T2T3T5T6) 4. Стратегия внедрения менеджмента качества(S1S3S4S6S7S9S10T2T3T4T5T6) 5. Участие в консорциумах, вхождение или создание холдинга (S2S3S4S10T2T5T8) 6.Наступательная маркетинговая политика(S1S2S3S4S5S7S10T2T3T6) | 1.Стратегия лидерства по издержкам(W1W2W3W4T2T3T8) 2.Стратегия внедрения менеджмента качества(W3W4W5W6T2T3T4T6) 3.Интеграция «назад»:открытия бетонного завода и арматурного цеха (W1W2W3W4T2T8) 4.Стратегия долгосрочного привлечения финансового капитала (W1W2W3T1T2T3T8) 5.Интеграция «вперед»: генподряд, девелопмент, инвестиции в строительство(W1W2W4W6T1T2T3T5T8) |
Пояснение.Каждая выдвигаемая гипотеза частной стратегии в той или иной степени удовлетворяет ряду факторов первичной матрицы SWOT. Эти факторы перечисляются в скобках в краткой форме. Например (S1W4O1T7):
- S1 => Strength №1 => Преимущество №1 => "Лидерство на рынке"
- W4 => Weakness №4 => Недостаток №4 => "Высокие издержки производства"
- O1 => Opportunity №1 => Возможность №1 => "Растущий рынок"
- T7 => Threat №7 => Угроза №7 => "Дефицит специалистов"
Частные стратегии
На основе выше перечисленных факторов можно выделить частные стратегии, которые позволят реализовать рыночные возможности и избежать рыночных угроз, используя сильные стороны компании и нивелируя свои слабые стороны. Стратегические альтернативы отсортированы по важности, начиная с наиболее востребованной стратегии в текущей ситуации.
Быстрый рост
- Возможен, в краткосрочной перспективе это общая рыночная тенденция в Санкт-Петербурге на ближайшие 3 года;
Географическое расширение.
- Большой потенциал учитывая наработанный опыт, компетенции и высокую квалификацию компании;
Функциональное лидерство
- Возможно, но требует значительных инвестиций в НИОКР. В условиях, когда компания только что выходит из кризиса это будет преждевременно. Необходимо более полно использовать текущие ресурсы и технологии, несущие в себе функциональное лидерство;
Вывод: выбор стратегии
Наиболее эффективными в сложившейся ситуации представляются 2 стратегии:
1. Расширение на рынке: географическая экспансия.Исходя из благоприятной рыночной ситуации, необходимо развивать свое присутствие на рынке СПб и Ленинградской области
a.Именно на рынке СПб и Ленинградской области услуги компании априори наиболее востребованы и адекватны рынку
b.Необходимо расширять долю компании на наиболее перспективных сегментах:
i.Жилищное строительство;
ii.Промышленно-складское строительство;
iii. Торгово-развлекательные комплексы;
2. Развитие рынка.Необходимо воспользоваться передовыми технологиями и наработанными компетенциями для продвижения в регионы России
SWOT – это английская аббревиатура, где
S - означает «Strengths», что с английского языка переводится как «сила»,
W - соответствует слову «Weaknesses», то есть «слабости»
O - это «Opportunities», что значит «возможности»
T - соответствует слову «Threats», что переводится как «угрозы».
Из вышесказанного вытекает следующее определение.
SWOT анализ - это процесс определения слабых и сильных сторон фирмы, а также угроз и возможностей, которые могут исходить из внешней среды.
Strength – это сильная сторона компании, ее внутренняя характеристика , которая выгодно отличает данную фирму от фирм- конкурентов.
Weakness – слабая сторона: внутренняя характеристика фирмы, которая по отношению к конкуренту выглядит малоразвитой, и которую компания в состоянии усилить.
Opportunity – это возможность: характеристика рынка, она дает всем участникам рынка возможности для расширения своего бизнеса.
Threat – угроза: характеристика.рынка, она снижает привлекательность рынка для всех участников.
После того, как вышеперечисленные факторы последовательно рассмотрены, можно принимать решения по корректировке стратегий и целей конкретной фирмы. Данные компоненты влияют на ключевые моменты деятельности фирмы.Теперь мы подошли к такому понятию, как цель SWOT-анализа.
Цель SWOT-анализа заключается в формировании основных направлений развития фирмы посредством систематизации имеющейся информации о слабых и сильных сторонах предприятия, о потенциальных угрозах и возможностях.
SWOT-анализ ставит перед собой следующие задачи:
1) Выявление слабых и сильных сторон (по сравнению с конкурентами) .
2) Выявление угроз и возможностей, которые предоставляет внешняя среда.
3) Соединение слабых и сильных сторон с возможностями и угрозами.
4) Формулировка развития стратегии фирмы.
Результат проведения SWOT анализа предоставляется в виде таблицы, компонентами которой являются:
возможности SWOT анализа
сильные стороны SWOT анализа
угрозы стороны SWOT анализа
слабые стороны SWOT анализа
При проведении SWOT анализа следует помнить, что сильные стороны SWOT анализа считаются таковыми только в том случае, если так считают покупатели. Возможности SWOT анализа влиянию фирмы не подвластны и напрямую связаны с характеристиками внешней среды.
Практический пример SWOT–анализа
Классический SWOT–анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов. Классическим примером такого анализа является составление таблицы (матрицы) сильных сторон в деятельности фирмы (S), ее слабых сторон (W), потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних угроз (Т).
Так, предлагается после определения S, W, O, T перейти к составлению матрицы стратегий:
SO – мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании;
WO – мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;
ST – мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз;
WT – мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз.
Далее происходит отбор и ранжирование мероприятий. Недостаток этой методики – нет комплексности рассмотрения с оценкой вероятности возникновения конкретных ситуаций (возможностей и угроз).
Очевидно, что важно не только определить возможности и угрозы, но и попытаться оценить важность учета той или иной угрозы или возможности в стратегии фирмы.
Предлагаемая ниже методика позволяет обоснованно перейти от фиксации балльных оценок отдельных факторов к выбору наиболее существенных по всему континууму частных факторов в их взаимосвязи. Она была опробована для оценки позиций Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ).
Методику можно условно разбить на следующие шаги:
1. Подбор экспертов и формирование экспертных групп для проведения SWOT-анализа.
2. Формулирование экспертами сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей и угроз.
3. Оценка экспертами.
4. Обработка (сведение воедино) полученных оценок.
5. Анализ полученных результатов и формулирование стратегий.
Примерная форма для опроса экспертов приведена на рис. 1. Она заполняется экспертами по следующим правилам:
1. В рамке Ф написать свою фамилию.
2. В рамке “Стратегическая цель фирмы” записать суждение эксперта.
3. В разделе “О” заполнить столбцы перечнем благоприятных возможностей, которые могут представиться в будущем.
4. В разделе “Т” выполнить тоже для угроз.
5. В строке Рj проставить вероятность (в пределах от 0 до 1) появления конкретных благоприятных возможностей и угроз.
6. В строке Kj проставить значение коэффициента влияния на деятельность фирмы конкретных благоприятных возможностей или угроз, руководствуясь следующими правилами:
- никак не влияет на деятельность фирмы – оценка 0;
- создает коренные новые возможности или в случае реализации угрозы деятельность организации может быть прекращена – оценка 1;
- промежуточные случаи:
- слабое влияние 0,1 – 0,3;
- среднее влияние 0,4 – 0,6;
- сильное влияние 0,7 – 0,9;
7. В столбце “S” заполнить строки сильных сторон в деятельности фирмы.
8. В столбце Аi проставить оценку интенсивности этих факторов в пределах (1–5), пользуясь следующими правилами:
- оценка 5 – отличительное преимущество;
- оценка 4 – 3 – интенсивность выше, чем среднеотраслевая;
- оценка 2 – 1 – интенсивность вероятно выше, чем среднеотраслевая, но это недостоверно.
9. То же выполнить в столбце Ai для слабых сторон в деятельности фирмы, записанных в столбце “W”, пользуясь следующими правилами:
- оценка -5 – в деятельности фирмы эта сторона практически не представлена;
- оценка -4, -3 – позиция по этому фактору слабее среднеотраслевой;
- оценка -2, -1 – интенсивность фактора возможно слабее среднеотраслевого значения, но это недостоверно.
10. В квадрантах SO, ST, WO, WT выставить в клетках (aij) оценки влияния соответствующих факторов S и W на использование благоприятных возможностей или на защиту (или усугубление) от опасности, пользуясь следующими правилами:
- оценка +5 – фактор дает полную возможность использовать благоприятные возможности или предотвратить отрицательные последствия угроз;
- оценка +4, +3 – содействие использованию благоприятных возможностей или защите от угроз;
- оценка +2, +1 – положительное влияние на использование благоприятных возможностей или на защиту от угроз;
- оценка 0 – нет практического влияния фактора на конкретные факторы О и Т;
- оценка -1, -2 – отрицательное влияние на использование благоприятных возможностей или на содействие усилению угрозы;
- оценка -3, -4 – сильное отрицательное влияние на использование благоприятных возможностей или на четкое усиление угрозы;
- оценка -5 – невозможность использовать благоприятные возможности и предотвратить действие угрозы.
Оценки в этих квадрантах должны выставляться без учета реальной интенсивности фактора для фирмы (это учтено в столбце Аj), т. е. производятся экспертные оценки влияния силы или слабости номинального идентифицированного фактора на отмеченные благоприятные возможности или угрозы.
Оценки экспертов в клетках aij транспонируются в оценки .
По оценкам каждого эксперта производится оценка уровня конкретных благоприятных возможностей для фирмы - ;
угроз по формуле ;
сильных сторон – ,
слабых сторон – .
Итоговая матрица содержит суммы взвешенных оценок экспертов.
Пример такой итоговой матрицы для ВУЗа ТРТУ приведен на рис. 2. Что особенно важно: сильные и слабые стороны организации автоматически определяются по всей совокупности благоприятных возможностей и угроз. Поэтому естественным решением является построение стратегии организации на особо сильных сторонах (отличительных преимуществах). Эта зона на рис. 2 выделена значками “0”. Особое значение имеет готовность к использованию наиболее эффективных благоприятных обстоятельств (зона “00”). Соответственно, особенно опасна и подлежит устранению или защите зона “ХХ”.
Пример показывает, что для ТРТУ в 1998 г. сильными сторонами можно было считать:
– возможность подготовки по комплексным и уникальным специальностям;
– общий положительный имидж;
– компетентность профессорско-преподавательского состава.
Соответственно, особо опасны следующие слабые стороны:
– недостаточное информационное обеспечение;
– неадекватность финансовых источников;
– отсутствие искусства конкурентной борьбы.
Наибольшую угрозу представляли:
– ослабление роста рынка;
– ожесточение конкуренции.
Наиболее вероятные благоприятные возможности включали в 1998г.:
– благодушие конкурентов;
– дешевизну образования;
– расширение диапазона специальностей.
Дальнейшая деятельность ТРТУ показала, что в результате SWOT-анализа в 1998 г. были выделены важные в стратегическом отношении аспекты деятельности университета, что позволило сформировать концепцию его развития.
Пример SWOT-анализа строительного предприятия
Рассмотрим SWOT-анализ предприятия строительной отрасли.
Отдельно необходимо отметить, что данному этапу предшествовала большая предварительная работа по изучению внешней и внутренней среды компании. Другими словами, ниже приведен анализ результатов аудита компании и исследования рыночной среды, т.е. финальная часть работы.
Анализ внутреннего состояния компании и учет бизнес окружения компании позволил выделить следующие факторы деятельности компании.
Ключевые факторы успеха
Для успешной деятельности на строительном рынке Санкт-Петербурга необходимо выполнение следующих факторов:
- Доступ к кредитным или заемным финансовым ресурсам. Без доступа компании крайне тяжело инвестиционные проекты, приобретать и обновлять основные средства производства, иметь достаточные оборотные средства;
- Наличие достаточного административного ресурса («связи» в администрации города) для возможности получения информации по тендерам и обеспечения возможности получения крупных контрактов и госзаказа;
- Достаточно высокий технический и технологический уровеньработы компании;
- Квалифицированный управленческий и технический персонал, система повышения квалификации кадров;
- Лицензия соответствующего уровня(например, на строительство зданий свыше 120 м высотой, мосты, тоннели), сертификация ISO.