Информационные технологии в научной деятельности

Применение ИТ в педагогических исследованиях – одна из наиболее слабо освещѐнных в информационном плане, тем не менее, стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество исследовательской работы в педагогике.

Можно условно выделить пять этапов конструирования логики педагогического исследования:

Первый этап – накопление знаний и фактов:

- выбор проблемы и темы исследования,

- обоснование еѐ актуальности, уровня разработанности;

- ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;

- изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;

- определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

На этом этапе имеются несколько возможностей использования ИТ:

1. для поиска литературы:

а) в электронном каталоге реальной библиотеки ВУЗа, а также заказ литературы через внутреннюю сеть библиотек;

б) в Интернет с применением различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Google.ru, Yahoo.com и др.). Через Интернет доступны электронные версии многих российских газет и журналов, базы рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, энциклопедии, электронные толковые словари, электронные библиотеки, виртуальные учебники, информация о некоторых важных событиях и мероприятиях в сфере педагогической науки и образования. Интернет предоставляет также возможность для общения и обмена мнениями среди исследователей на форумах.

2. для работы с литературойв ходе:

- составления библиографии – составления перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

- реферирования – сжатого изложения основного содержания работы; конспектирования – ведения более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;

- аннотирования – краткой записи общего содержания книг или статей;

- цитирования – дословной записи выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

3. для автоматического перевода текстовс помощью программ-переводчиков (PROMT XT) с использованием электронных словарей (AbbyLingvo 7.0.)

4. хранения и накопления информации. CD-диски, DVD – диски, Flash-диски позволяют хранить и обрабатывать большие массивы информации

5. для планирования процесса исследования.Например система управления MicrosoftOutlook позволяет хранить и вовремя предоставлять

информацию о сроках проведения того или иного мероприятия, конференции, встречи или деловой переписки, имеющей отношение к исследованию.

6. общения с ведущими специалистами.Желательно списаться с ведущими специалистами в интересующей области, узнать об их новых достижениях. Для этого необходимо ознакомиться с их публикациями, знать место работы и адрес для переписки. Используемые на данном этапе ИТ: Интернет, почтовые клиенты (TheBat!), электронная почта, поисковые системы Интернет.

Второй этап – стадия теоретического осмысливания фактов:

- выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических идей, положений;

- построение гипотезы исследования;

- выбор методов исследования и разработка методики исследования.

Третий этап – опытно-экспериментальная работа:

- построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;

- организация и проведение констатирующего и уточняющего экспериментов;

- проверка гипотезы исследования;

- организация и проведение формирующего (контрольного) эксперимента;

- окончательная проверка гипотезы исследования;

- формулировка выводов исследования.

На этом этапе исследования применяются:

- эмпирические методы: педагогический эксперимент; наблюдение; самонаблюдение; беседа; интервью;

- социологические методы: анкетирование, социометрия, тестирование, экспертные оценки;

- математические методы: регистрация, ранжирование, шкалирование, индексирование, моделирование, диагностика, прогнозирование.

На завершающей стадии организуется педагогический консилиум; изучение, обобщение и распространение массового и передового педагогического опыта.

ИТ применяются на данном этапе исследовательской работы для:

- а) Фиксации данных педагогического исследования– сбор и хранение текстовой, графической и звуковой информации. Для этого применяются цифровые фото- и видеокамеры, микрофоны, а также соответствующие программные средства для обработки и воспроизведения графики и звука:

- универсальный проигрыватель (MicrosoftMediaPlayer);

- аудиопроигрыватели (WinAmp, Apollo);

- видеопроигрыватели (WinDVD, zplayer);

- программы для просмотра изображений (ACD See, PhotoShop, CorelDraw,);

- программа для создания схем, чертежей, графиков (Visio) и др.

б) Сбора и обработки эмпирических данных. Чаще всего его используют при проведении анкетирования и тестирования.

Технология компьютерного и Интернет- анкетирования позволяет значительно повысить уровень педагогических исследований, охватить большее число респондентов одного или нескольких учреждения образования в одном или разных районах, а так же снизить трудовые затраты по обработке данных.

Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования, тестирования, ранжирования, регистрации, социометрии, интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента часто применяются математические методы исследования с использованием статистических пакетов прикладных программ (Statistica, Stadia, SyStat).

Для статистической обработки данных часто используют табличный редактор MicrosoftExcel. Данный редактор позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы, создавать формулы, сортировать, фильтровать, группировать данные, проводить быстрые вычисления на листе таблицы, используя «Мастер функций». С табличными данными также можно проводить статистические операции, если к MS Excelподключѐн пакет анализа данных. MS Excel с помощью встроенного мастера диаграмм даѐт возможность построить на основании результатов статистической обработки данных различные графики и гистограммы, которые можно впоследствии использовать на других этапах исследования.

Четвертый этап – анализ и оформление результатов педагогического исследования:

- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;

- научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;

- плакаты, диафильмы, кинофильмы, презентации по теме исследования.

На этапе оформления результатов педагогического исследованияв виде диссертации, для подготовки научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования могут использоваться: текстовый редактор MicrosoftWordи табличный редактор MicrosoftExcel. Для обработки графических изображений и изготовления плакатов программыMicrosoftPhotoShop, Corel PHOTO-PAINT, Visioи др.

Пятый этап — пропаганда и внедрение результатов исследования:

- выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.;

- публикации в средствах массовой педагогической информации

- публикации в Интернет.

На этом этапе ИТ можно применить в качестве средства презентации графической и текстовой информации, иллюстрирующей доклад (MicrosoftPowerPoint). Демонстрация материала осуществляется с помощью мультимедийного проектораили крупногабаритного ЖК- или ЭЛТ- монитора. С помощью программы MicrosoftPublisherвозможно подготовить и напечатать раздаточный и иллюстративный материал для участников конференции: брошюры, бюллетени, информационные листки и т.д.

Кроме того, сегодня существует возможность публиковать статьи и монографии в Интернет с помощью пакетов для создания Web-страниц (например, FrontPage, FlashMXидр). Публикация в Internet является на сегодняшний день самым быстрым способом донести новейшую информацию о ходе и результатах педагогического исследования заинтересованным лицам.

ИТ также могут оказать помощь в создании по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач, роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т.д.

Подводя итог, можно сказать, что организация и проведение ни одного современного педагогического исследования не может обойтись сегодня без применения ИТ. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей компьютера по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом исследования, но и активным участником теоретической и экспериментальной работы. Возможно, он будет способен формализовать и описать явления, считавшиеся ранее недоступными для математической обработки и анализа; будет самостоятельно высказывать гипотезы, делать прогнозы и вносить предложения по ходу исследования.

13. Информационная образовательная среда школы

2.1. Понятие и цели информационной образовательной среды

ИОС как комплексное понятие. За основу понятия ИОС мы возьмем ее определение в Стандарте (как ее правовое толкование и выражение):

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

При этом в качестве социокультурного понятия, развиваемого в соответствии с социально-экономическими условиями и методологией научно-образовательного исследования, понятие ИОС является многоаспектным. В частности, можно выделить следующие аспекты:

ИОС как информационное выражение образовательной среды;

ИОС как часть информационной среды, имеющая образовательное значение;

ИОС как информационное содержание образовательной среды (информационные объекты, средства, ресурсы).

Так же, как информационная среда общества, ИОС включает в себя свое (специфически выраженное) информационное содержание и инфраструктуру - материально-технологическое обеспечение ее продуктивного функционирования и позитивного воздействия на образование, что нашло выражение в её определении в Стандарте.

Нас интересует специализированная среда, целенаправленная на образовательный процесс, выражающая его специфику и особенности (логически неотделимая от него), а также имеющая информационное представление, что также является ее неотъемлемым свойством. Поэтому ИОС - это не просто информационная образовательная среда, или образовательная среда, выраженная в информационной форме, а именно ее представление (образ, проекция) в информационных средствах, ресурсах, технологиях, обучающих и управляющих системах, выраженных в документированной форме и методически адаптированных для образования. ИОС - это информационно-образовательная среда в логическом единстве информационных и образовательных характеристик.

Замечание. Информационное выражение – обретение или замена информационной формы. Это одновременно и действие (понимаемое как глагол), и результат (существительное) формализации и объективизации информации, что позволяет производить ее дальнейшую обработку или исследование - моделирование, систематизацию и т.д.

Представление – выражение на каком-либо информационном языке, т.е. на языке информационной среды, понятном в ней; оно всегда социально, поскольку влечет хранение, передачу, распространение и, следовательно, отчуждение представляемой информации, объекта, отделение их от автора. С другой стороны, представление и, следовательно, отчуждение влекут владение информационным (авторским) правом и его защиту при наличии идентификации (документирования).

Следовательно, сама ИОС и каждый её документированный элемент: ресурс, средство, технология – имеют социальные характеристики, социально направлены. Следовательно, ИОС является также проективным представлением общей социально-информационной среды, понимаемым в следующем аспекте:

· отображение осуществляется исходя из целей образования, достигаемых образовательных результатов, методологии ИО и методики предметного обучения;

· проектируемые образы создаются на базе системных представлений о ИОС, ее логической полноте и информационной насыщенности, упорядоченности.

ИОС является многоуровневой: общая, или общеобразовательная среда, ИОС образовательного учреждения (школы), личная образовательная среда. В аспекте системной связи между этими средами существует четкая иерархия как систем и подсистем и, следовательно, преемственность в инвариантных свойствах. При этом каждая из них представляет самостоятельную социально-информационную систему со своей спецификой и особенностями.

ИОС школы – это уровень реализации целей образования в конкретном образовательном учреждении со своими условиями, обусловленными объективными факторами региональной среды своего расположения, а также субъективными факторами, характеристиками реальных субъектов образования.

Поскольку в соответствии со Стандартом «Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего ... общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой», создание эффективной (с точки зрения ее позитивного воздействия) ИОС школы является одной из важнейших ее задач при поддержке общей социально-информационной среды, ИОС, системы информатизации образования.

Личная информационно-образовательная среда – ИОС конкретной личности (ученика, педагога). По сути дела, она совпадает с его личной информационной средой при рассмотрении этой личности как субъекта образования, т.е. исходя из целенаправлен­ности развития этой среды на достижение целей и образовательных результатов.

Личная информационная среда ученика как социального субъекта может (и должна быть) шире его личной ИОС, но должна ей соответствовать (не противоречить) по качественным признакам, иначе трудно рассчитывать на достижение духовных и социокультурных результатов его образования. Следовательно, одной из задач ИОС школы является опосредованное управление личной информационной средой каждого ученика.

Личная информационная среда субъекта, как и системная, определяется на основании существенности связи и взаимовлияния. Субъект не строит среду, но определяет с ней свои отношения. Здесь его свобода ограничивается лишь им самим (его культурой, воспитанием, мотивацией, формируемыми в школе). Личная ИОС субъекта образования определяется ИОС высшего уровня. Однако его свобода как саморазвивающейся системы остается высокой, поскольку он должен не только усваивать базовые знания, но и сам «добывать знания» в доступных ему средах.

Поскольку приоритетным направлением образования и воздействия образовательной среды, ИОС, является развитие личности, обеспечение непрерывности его саморазвития, личная ИОС каждого субъекта образования является необходимой. Естественно, личная ИОС должна быть самоорганизуемой на уровне этой личности, но методически управляемой со стороны ИОС школы.

Поэтому уровень ИОС школы – это сочетание конкретных условий и индивидуальности учащихся, особенностей их развития и саморазвития, интересов и мотивации. Согласно ФГОС это основное звено ИОС, требующий разработки:

определение структуры, аспектного, функционального описания;

вопросов проектирования, критериев оценки в аспекте качества и эффективности.

Однако, как известно, исследование и разработка любого частного, локального должны исходить из общего, универсального, из его инвариантных (закономерных) свойств. Поэтому сначала необходимо изучение общеобразовательной ИОС как аб­страктной информационно-методической системы с ее универсальными свойствами.

С одной стороны, общеобразовательная ИОС - это интегрированный образ школьных и личных ИОС, представляемый как системное объединение своих подсистем (школьных, личных и других локальных ИОС) и как система этих систем - метасистема. Школьные ИОС являются преемниками ее инвариантных (базовых) свойств по принципу наследования.

С другой стороны, общеобразовательная ИОС в ее абстрактно-формализованном и систематизированном представлении - является универсальным образом ИОС (универсальной информационной моделью) и прообразом любой системы любого уровня - школьной, личной и пр., сохраняющей ее базовые свойства.

В завершение этого пункта необходимо составить общее понятие ИОС.

На наш взгляд, в наибольшей мере нашим представлениям о ИОС соответствует определение О.И. Соколовой (pedagogika/andreev/andreev9.html)::

«Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс её обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента».

Именно «педагогическая система» – собирательный образ внутренней составляющей ИОС. Это её источник и адресат, создатель и потребитель. Необходимо только добавить информационное содержание, информационно-технологическое обеспечение, информационно-методическое управление. Впрочем, это можно считать частью педагогической системы, или образовательной сферы, куда включаются вся педагогико-методическая деятельность, упорядоченное множество целей, требований, тенденций, закономерностей, принципов и т.п. Просто, когда мы говорим «педагогическая система», то имеем в виду систематизированное творчество педагогов. Однако в общем плане условия образования создаются во взаимодействии всех его субъектов.

Вследствие такого определения (понимания), делаются простые выводы:

ИОС следует рассматривать только с позиции деятельности и развития педагогической системы, эффективного использования внутренних факторов образовательной сферы, а также их расширения.

Рассмотрение с позиций «педагогической системы» однозначно влечет первичность исследования однородной по уровню системы - общеобразовательной ИОС.

Рассмотрение ИОС следует вести не только с позиций ее организации и управления ее ресурсами, но и с позиции созидания, информационно-методического решения проблем подготовки и потребления этих ресурсов внутри сферы образования, «педагогической системы».

Образовательная сфера сама создает условия для своего функционирования и развития. Более того, она сама и составляет эти условия и благоприятные факторы: отношения, взаимосвязи, взаимодействие, т.е. взаимовоздействие. Это ее внутренней потенциал как педагогической системы.

Разумеется, ни педагогическая система, ни образовательная сфера не являются частью ИОС. Во-первых, речь может вестись только об их абстрактном (информационном) выражении в ИОС. Во-вторых, это выражение именно на уровне педагогических и образовательных условий, создаваемых этими системами.

Именно с этих позиций мы и будем рассматривать ИОС, её аспекты и функции, ее взаимосвязи со сферой образования при их реализации.

Следующая схема иллюстрирует связь различных уровней ИОС:

Информационные технологии в научной деятельности - student2.ru

Рис.2.1 Взаимосвязи различных уровней ИОС

2.2. Цели информационно-образовательной среды.

Назначение ИОС, так же, как и всей образовательной среды, в обеспечении достижения целей образования. Поэтому все цели образования дублируются в качестве целей ИОС. Однако на уровне ИОС эти цели приобретают определенную специфику и форму реализации. Общее название этой специфики – информационная. Информация стала главным достоянием человечества, гиперболически увеличивается ее объем и, следовательно, роль и значение. Соответственно этому образование все более становится информационным и по содержанию, и по форме. Как следствие, повышается роль ИОС, ее объем и содержание, изменяется форма ее информационно-образовательного воздействия.

Развитие информационной среды определено как информатизация, которая по праву называется главным двигателем и условием прогресса. Проекцией информатизации общества в образовании является его информатизация – ИО. ИОС является в значительной мере следствием информатизации общества и ИО. Поэтому одним из выражений информационной специфики ИОС является «информатизационная».

В современной педагогической науке информатизация образования рассматривается в двух методических аспектах: технологическом и психолого-педагогическом (И.В. Роберт): как «целенаправленно организованный процесс» и как специализированная «новая область педагогического знания, интегрирующая научные направления психолого-педагогических, социальных, физиолого-гигиенических, технико-технологических исследований, находящихся в определенных взаимосвязях, отношениях между собой».

Информатизация образования (ИО) – это не только информатизация образовательной среды и инфраструктуры образования, но и, прежде всего, решение всех проблем информационно-познавательной деятельности, информационного взаимодействия субъектов образования, что предполагает ее проникновение во все поры образовательного процесса и образуемой им образовательной сферы. Это не только информатизация системы образования как сети образовательных учреждений, но и информатизация предмета образования.

ИО является стратегическим средством, ресурсом образования. В то же время, ИО создает условия, благоприятные факторы для образования, т.е. формирует его среду, ИОС. По сути дела, ИОС является продуктом информатизации образовательной сферы, результатом применения к ней ИО как функции. Информатизация ИОС – это ее естественное развитие.

Информатизация образования, формируя новое информационное мировоззрение, сама становится новым мировоззрением субъектов образования и, следовательно, сферы образования, что выражается в кардинальном изменении понимания содержания и форм познания, его способов и средств и, следовательно, содержания и форм образовательной среды, ИОС. Таким образом, формирование и развитие современной ИОС являются, во-первых, выражением нового (информационного) мировоззрения образования (информационного мировоззрения), а во-вторых, осуществляются в соответствии с концепцией и методологией ИО.

Отсюда следует, что информационное воздействие ИОС на образовательный процесс, предметное обучение - это опосредованное воздействие на них ИО. ИОС - это многомерная база научно-познавательных и социокультурных знаний, адаптированных для образования. То есть взаимодействие (информационное воздействие с прямыми и обратными связями) в парадигме образование - ИОС расширяется до взаимодействия в следующей парадигме:

Образование — ИО — ИОС.

ИО является по отношению к ИОС системой интеллектуального управления, развития и саморазвития ее знаний, «обучения» и «самообучения» ИОС в качестве базы образовательных знаний. В то же время, ИОС в контексте отношений образование – ИО – ИОС расширяет границы «педагогического» аспекта ИО:

  • ресурсы ИО становятся не только средствами обучения, познания, но и самостоятельными объектами обучения, внедряясь в предметное обучение.
  • сама ИО, как и информатизация общества, их аспекты, проблемы, тенденции, принципы, становится предметом обучения.

Кроме технологического и педагогического аспектов, ИО характеризуется еще во множестве аспектов: социокультурном, социально-правовом, метасистемном, личностным (межличностным) и др. Это привносит свой отпечаток в характеристику ИОС в этих аспектах и описание ее информационного воздействия на образование.

Информатизация не просто кардинально изменила мир, она качественно изменила производительные силы и производственные отношения общества. Современное общество вступает в новую фазу – в состояние информационного общества. В нашей стране формирование и развитие информационного общества также названо в качестве приоритетных – «Стратегия развития информационного общества в России». В данном контексте развития общества его «информационное» состояние – это следствие информатизации. Но в современных исследованиях стала меняться причинно-следственная последовательность.

Новый аспект информатизации образования связан с определением А.Д. Урсула информатизации общества как средства его перехода в состояние информационного:

Информатизация – это «системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации»3.

Следуя этому определению, информатизацию образования следует понимать как универсальное средство его модернизации, развития, совершенствования с целью преобразования его в состояние, соответствующее информационному обществу. Часто такой уровень образования называют ноосферным.

Поскольку система образования функционирует в контексте отношений с информатизацией образования и ИОС, то их общей стратегической целью является обеспечение перехода общества в состояние информационного, а самого образования – в состояние ноосферного.

Информационное общество в определении А.Д. Урсула предстает как самостоятельный феномен в развитии общества, характеризующийся множеством концептуальных признаков:

  • высокая индустрия промышленного производства и не менее высокая IТ-индустрия, или индустрия информатизации (технологии, ресурсы). Сегодня эти две индустрии предполагают наличие друг друга, не могут развиваться отдельно, вне взаимной зависимости;
  • высокая степень нормативно-правового регулирования, управление социально-информационной сферой, информатизацией. Наличие полной системы информационных законов, их знание и следование им;
  • качественное изменение производственных отношений, выражающихся в наличии множества исключительных и неисключительных прав на информацию и информационную деятельность.

Информатизация является лишь источником, необходимым средством этого перехода, но не достаточным.

Информационное общество часто (на «Западе» и у нас) характеризуют как «общество знаний», отмечая особую важность знания, носителей знания, производства знаний. Однако это не самостоятельный его признак, а следствие вышеупомянутых признаков. С другой стороны, именно признак «знание»является результирующим, объединяющим все основные признаки. Только теперь этот признак означает не просто высокую важность знания, а высокую степень индустрии знаний – производства и потребления знаний, действующих на принципах эффективности, продуктивности, правомерности и безопасности.

Информационное общество характеризуется не только как «общество знаний», но, прежде всего, как общество познания, производящее и потребляющее знание. В этом со­стоянии общества происходит «слияние в единое целое процессов труда, получение новых знаний для решения производственных задач и производства новых знаний, ... решающим фактором развития становится познавательная деятельность человека... Личность становится носителем уникального «комплекта» знаний, навыков и умений».

Следовательно, ноосферное образование также является самостоятельной сущностью, новым качественным уровнем образования. ИО и ИОС – это необходимые средства и условия достижения этого уровня, выражающие «количество» развития, переходящего на его определенном этапе в «качество».

Если производство новых знаний – это, прежде всего, дело науки и ГГ-индустрии, то потребление знаний осуществляется, главным образом, в образовании. Потребление, восприятие знаний учащимися влечет «производство» их личных знаний. Конечно, образование не сводится к индустрии знаний и познания, однако отражение в нем характеристик этой индустрии означает высокую степень:

  • организации, информационной насыщенности, логической полноты ИОС, наличие индустрии информационных технологий ИОС;
  • развития образовательного процесса и его взаимодействия с ИОС;
  • самопознания, саморазвития субъектов образования, наличие их мотивации к этому.

Осуществляя «производство» личных знаний и, следовательно, воспроизводство носителей знаний и производства новых знаний, ноосферное образование само являетсяодним из основных признаков информационного общества.

Ноосферное образование, оставаясь по-прежнему преимущественно фундаментальным, должно стать более универсальным. Оно обязано обеспечивать обучающемуся не только возможности адаптации в широкой области деятельности, но и, при наличии необходимости, способность работы в смежной области деятельности, повышения квалификации, переподготовки. Поэтому содержание предметного обучения должно изменяться в сторону универсальности, метапредметности, общеобразовательной значимости.

К примеру. В одной газетной заметке приводится высказывание некого иностранца, утверждающего, что у него «правильно организована голова»: в ней содержится минимум знаний и необходимые связи, т.е. его личные знания упорядочены и структурированы. Менее важная информация хранится в «архивах» долговременной памяти. Для ре­шения той или иной проблемы подключаются базовые знания, система связей (ссылок), осуществляется поиск и «разархивирование файлов», подключаются внешние источники информации (также с помощью системы связей).

Здесь, конечно, есть доля утрирования. Во-первых, с «минимумом знаний» можно дойти до абсурда. Мы знаем примеры, когда «образованный» человек путает Австрию с Австралией, Швецию со Швейцарией. Во-вторых, «минимума» должно хватить на то, чтобы понять возникающую проблему и способ ее устранения, понять, какая информация нужна, и понять (правильно истолковать) саму эту информацию. Но есть здесь и разумное. Всю информацию мира, даже самую нужную, знать невозможно, невозможно запомнить. Значит, должны быть разумные ограничения в ее познании. Всю недостающую информацию, можно легко найти во внешних источниках. Надо лишь всегда знать, что искать, где и как найти. То есть необходимо сбалансированное сочетание базовых знаний, «минимума», необходимых связей и умений работы со средой.

Существует хорошая поговорка: «Современный специалист должен знать многое о малом и малое о многом». Следующая схемаиллюстрирует связи целей ИОС, общества и образования:

Информационные технологии в научной деятельности - student2.ru

Рис. 2.2. Взаимосвязи целей ИОС, общества и образования

Возникают дополнительные требования к ИОС: организованность, упорядоченность, структурированность, наличие формализованных систем идентификации, адресов и ссылок, доступных субъектам образования по форме и содержанию. Необходимы специализированные, профессиональные, тематические, универсальные порталы информации, объединяющие большое открытое множество информационно-познавательных ресурсов, однородных по определенным признакам, и сами действующие на правах интегрированных информационных ресурсов.

В современной ИОС уже имеется много сетевых порталов. Культура работы с информацией предполагает наличие способности субъекта образования к конструктивному диалогу с ними. В свою очередь, ИОС должна выстраивать в своем многомерном пространстве ресурсов «путеводители», чтобы неопытный субъект образования смог ориентироваться в этом пространстве, не заблудился и «не утонул в море информации».

Электронный учебный курс (ЭУК) — это образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях общего, специального, профессионального образования, а также для самообразования в рамках учебных программ, в том числе нацеленных на непрерывное образование. ЭУК позволяет выполнять все основные методические функции электронных изданий:

- справочно-информационные;

- контролирующие;

- функции тренажера;

- имитационные;

- моделирующие;

- демонстрационные.

С точки зрения информационно-коммуникационных технологий ЭУК — это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:

- постановку познавательной задачи;

- предъявление содержания учебного материала;

- организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний);

- обратную связь, контроль деятельности учащихся;

- организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы).

При этом ЭУК, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции. Электронный учебный курс может иметь встроенные механизмы адаптации под нужды конкретного учащегося, делающие процесс обучения более индивидуальным, а значит и более эффективным. Эти механизмы должны учитывать возможные различия между обучаемыми, определяющие разницу в восприятии учебного материала.

10.1. Характеристика электронного образовательного ресурса

Информационные технологии в научной деятельности - student2.ru Требования, предъявляемые к электронному образовательному ресурсу.
Информационные технологии в научной деятельности - student2.ru Классификация электронных образовательных ресурсов.
Информационные технологии в научной деятельности - student2.ru Интеграция электронного образовательного ресурса в учебный процесс.

Информационные технологии в научной деятельности - student2.ru

Требования, предъявляемые к электронному образовательному ресурсу

Компетентность педагога связана со знаниями о границах применимости компьютерной техники и приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах работы в информационной среде; информационной безопасности общества и личности и необходимости самоограничения человека и общества, живущего в условиях избытка информации и глобальной технологизации общества; о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека, тенденций его развития.

Когнитивно-операциональный компонент включает в себя представления о современном базовом знании в области информатики и информационных технологий и опыт практической реализации этого знания в применении к любы

Наши рекомендации