Глава 1. информация. информационные процессы в экономике
Содержание
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________5
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ______________________________________________________8
Виды экономической информации___________________________________10
Структура экономической информации______________________________12
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ____________________14
Основные понятия информационных технологий_____________________14
Сопоставление основных компонентов технологий____________________14
Основные характеристики новых информационных технологий________16
Возникновение и развитие информационных технологий______________16
Современное состояние информационных технологий в других странах_19
Структура информационных технологий_____________________________19
ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ_______________________22
Распределение информации по уровням управления___________________22
Связь типов информационных систем и уровней управления___________23
Характеристика информационных систем____________________________25
Характеристика автоматизированных информационных систем________26
Функции информационных систем__________________________________29
Развитие информационных систем___________________________________32
Рынок информационных систем и тенденции его развития_____________33
Задание 1__________________________________________________________34
Задание 2__________________________________________________________35
ГЛАВА 4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ________________________________36
Преимущества работы в сети________________________________________37
Классификация сетей______________________________________________38
Уровень развития и особенности архитектуры________________________39
Целевое назначение________________________________________________40
Топология_________________________________________________________41
Каналы связи вычислительных сетей________________________________45
Топология компьютерных сетей_____________________________________48
Протоколы________________________________________________________52
Корпоративные сети_______________________________________________55
Устройство рабочей станции________________________________________57
ГЛАВА 5. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ_________77
Офисные программы_______________________________________________78
Программное обеспечение для рабочей группы_______________________78
Дополнительное сетевое программное обеспечение____________________81
ГЛАВА 6. INTERNET И INTRANET – КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ XXI ВЕКА_____________________________________________________________82
История создания INTERNET_______________________________________82
Принципы работы INTERNET______________________________________82
Что такое доменное имя хоста_______________________________________85
Браузеры__________________________________________________________86
World Wide Web___________________________________________________87
Электронная почта (E-mail)_________________________________________88
Телеконференции UseNet___________________________________________88
Телеконференции и их тематика_____________________________________89
Перспективы развития INTERNET__________________________________90
Задание 3__________________________________________________________90
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРЫ________________________________92
ГЛАВА 7. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ
С ПОМОЩЬЮ MICROSOFT EXCEL________________________________93
Основные категории финансово-экономических расчетов______________93
Расчет процентов с использование процентных чисел__________________97
Финансовые функции ЕХСЕL как основа практических расчетов в современных условиях____________________________________________101
Сущность финансовых функций____________________________________101
Операции наращения_____________________________________________102
Простые проценты________________________________________________103
Сложные проценты_______________________________________________104
Финансовые ренты________________________________________________105
Операции дисконтирования________________________________________106
Определение срока финансовой операции___________________________108
Определение процентной ставки____________________________________108
Задания__________________________________________________________109
Литература_______________________________________________________110
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в период, характеризующийся небывалым увеличением информационных потоков. Это относится к любой сфере деятельности. Наибольший рост объема информации наблюдается в торговле, некоторых областях промышленности, финансово-банковской системе. В промышленности – рост обусловлен то увеличением, то уменьшением объемов производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов.
Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которых немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность. Следовательно, роль информации в общественной жизни существенно меняется. Она приобретает определенный характер. Информационные процессы человеческой деятельности сейчас связаны с использованием современной персональной электронно-вычислительной техники, систем телекоммуникаций, созданием сетей ЭВМ.
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:
Ú «Об информации, информатизации и защите информации»
Ú «Об авторском праве и смежных правах»
Ú «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»
Ú «О правовой охране топологий интегральных схем».
Закон «Об информации, информатизации и защите информации» является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью можно решать вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации. А также:
Ú создание и использование систем массового информационного обслуживания населения в различных сферах деятельности;
Ú создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информации;
Ú обеспечение компьютерной грамотности, информационной культуры населения.
В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:
Ú как материальный продукт, который можно продавать и покупать;
Ú как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы - формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.
Стремительное развитие товарных и финансовых рынков в России явилось мощным толчком к интенсивному нарастанию процессов информатизации во всех сферах жизни общества. В результате законотворческой и регулирующей деятельности государства возросли требования к достоверности, своевременности и законности отчетно-статистической информации, вырабатываемой на уровне микро- и макроэкономических объектов.
Информационное сопровождение производства и бизнеса стало необходимым условием полноты и своевременности сбора налогов, что на сегодняшний день все в большей степени определяет существование и процветание государства – главного потребителя самой разнообразной, в том числе финансово-экономической информации.
Для современных микроэкономических структур обладание информацией не менее важно, так как неопределенность фирм в окружающей среде сильно возрастает, что естественно может привести к сбоям в деятельности фирм, предприятий, корпораций, банков. И, следовательно, необоснованное принятие решений на любом уровне руководства может обернуться для хозяйствующих объектов непоправимыми отрицательными последствиями.
В связи с тем, что информация в первую очередь используется в целях управления, то, следовательно, сразу бурно стали развиваться и компоненты ее инфраструктуры. Информационная инфраструктура охватывает вычислительную технику, средства коммуникации, методическое и программное обеспечение, технологии, вспомогательные виды деятельности.
С этой целью сейчас идет интенсивное насыщение рабочих мест персональными компьютерами. А рост объемов научно-технической, политической, экономической и другой информации вызывает необходимость широкого использования информационных технологий в управлении. А это требует разработок автоматизированных систем различного характера. Количественное накопление подобных разработок сопровождается качественным оформлением и дифференциацией рынка информационно-технической продукции. Все это говорит о том, что на смену морально устаревшим сериям вычислительных машин серии ЕС и СМ пришли персональные компьютеры (ПК) и информационно-вычислительные сети. Создание современных информационных систем и сетей основывается на средствах телекоммуникаций. Телекоммуникационный сервис по передаче данных создается в настоящее время на базе локальных и глобальных сетей.
Причем локальная сеть объединяет определенное количество компьютеров и созданных на их основе автоматизированные рабочие места в пределах одного здания или офиса, то глобальные сети обеспечивают обмен информацией между локальными сетями, доступ к удаленным информационным ресурсам всех стран и континентов, услуги электронной почты, телетайпа, факта и телекс.
Сегодня и руководитель, и исполнитель на своем рабочем месте может практически мгновенно получить исчерпывающую информацию для анализа любой ситуации. Такие преобразования в организации управленческого труда стали возможным благодаря изменениям в его технологии. Оформление потоков информации, применение методов обработки данных, представление баз данных – все это приняло в настоящее время совершенно новые конкретные способы реализации. А для всего этого необходимы грамотные специалисты, которые владеют знаниями как в своей специальной области (бухгалтерском учете, банковской деятельности и др.), так и в области информатики.
В связи с этим все специалисты (руководители и исполнители) должны понимать основные концепции и способы применения информационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.
Основные понятия информационных технологий
Управленческая деятельность в любой организации основана на переработке данных и производстве выходной информации, что предполагает наличие технологии преобразования исходных данных в результативную информацию. Само понятие «технология» использовалось в промышленном производстве и определяется как система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе.
Распространяя содержание этого понятия на управленческую деятельность, и учитывая специфику информационных процессов, на которых она основывается, информационные технологии можно определить как системы методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения технических средств.
Информационные технологии в соответствии с различием информационных процессов классифицируются на технологии:
Ú сбора информации;
Ú передачи информации;
Ú накопления информации;
Ú обработки информации;
Ú хранения информации;
Ú представления информации;
Ú использования информации.
Конкретная информационная технология для своей реализации предполагает наличие:
Ú комплекса соответствующих технических средств, реализующих сам информационный процесс;
Ú системы средств управления техническим комплексом (для вычислительной техники это программные средства);
Ú организационно-методического обеспечения, увязывающего реализацию всех действий технических средств и персонала в единый технологический процесс в соответствии с назначением конкретного информационного процесса в рамках обеспечения определенной функции управленческой деятельности.
Сопоставление основных компонентов материальных и информационных ресурсов можно представить следующим образом (табл. 1.):
Таблица 1
Сопоставление основных компонентов технологий
Компоненты технологий для производства продуктов | |
Материальных | Информационных |
Подготовка сырья и материалов | Сбор данных или первичной информации |
Производство материального продукта | Обработка данных и получение результатной информации |
Сбыт произведенных продуктов потребителям | Передача результатной информации для принятия на ее основе решений |
Каждый конкретный информационный процесс может быть реализован отдельной технологией с использованием своей технической базы, системы управления техническими средствами и организационно-методического обеспечения. Но управленческая деятельность основана на реализации практически всех перечисленных видов информационных технологий в соответствии с последовательностью и содержанием отдельных этапов процесса принятия решений.
Информационные технологии реализуются в автоматизированном и традиционном (бумажном) видах. Объем автоматизации и тип и характер использования технически средств зависят от характера конкретной технологии.
Автоматизация – замена деятельности человека работой машин и механизмов. Степень автоматизации может меняться в широких пределах, от систем, в которых процесс управления полностью осуществляется человеком, до таких, где он реализуется автоматически.
Когда необходима автоматизация? Автоматизация управления, а значит, и автоматизация информационной системы, автоматизация технологий необходимы в следующих случаях:
Ú физиологические психологические возможности человека для управления данным процессом недостаточны;
Ú система управления находится в среде, опасной для жизни и здоровья человека;
Ú участие человека в управлении процессом требует от него слишком высокой квалификации;
Ú процесс, которым надо управлять, переживает критическую или аварийную ситуацию.
Автоматизированная информационная технология предполагает существование комплекса соответствующих технических средств, реализующих информационный процесс и системы управления этим комплексом технических средств (как правило, это программные средства и организационно-методическое обеспечение, увязывающее действия персонала и технических средств в единый технологический процесс). Поскольку существенную часть технических средств для реализации информационных технологий занимают средства компьютерной техники, то часто под современными или новыми информационными технологиями понимаются компьютерные информационные технологии. Хотя понятие «информационная технология» относится ко всякому преобразованию информации, в том числе и на бумажной основе.
Новая информационная технология (компьютерная информационная технология) – информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Инструментарием новой информационной технологии является один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.
Таблица 2
Основные характеристики новых информационных технологий
Методология | Основной признак | Результат |
Принципиально новые средства обработки информации | «Встраивание» в технологию управления | Новая технология коммуникаций |
Целостные технологические системы | Интеграция функций специалистов | Новая технология обработки информации |
Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации | Учет закономерностей социальной среды | Новая технология принятия управленческих решений |
Таким образом, автоматизированная информационная технология состоит из технических устройств, чаще всего компьютеров, коммуникационной техники, средств организационной техники, программного обеспечения, организационно-методических материалов, персонала, объединенных в технологическую цепочку. Эта цепочка обеспечивает сбор, передачу, накопление, хранение, обработку, использование и распространение информации.
Если рассматривать весь жизненный цикл информационной системы, то под автоматизированными информационными технологиями понимают совокупность методологий и технологий проектирования информационных систем, базовых программных, аппаратных и коммуникационных платформ, обеспечивающих весь жизненный цикл информационных систем и их отдельных компонентов от проектирования до утилизации.
Цель любой информационной технологии – получить нужную информацию требуемого качества на заданном носителе. При этом существуют ограничения на стоимость обработки данных, трудоемкость процессов использования информационного ресурса, надежность и оперативность процесса обработки информации, качество получаемой информации.
Таблица 6
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ | ||
Сфера функционирования объекта управления | Виды процессов управления | Уровень в системе гос-го управления |
АИС промышленности АИС сельского хозяйства АИС транспорта АИС связи | АИС управления технологическими процессами АИС организационного управления АИС управления организационно-технологическими процессами Обучающие АИС | Отраслевые АИС Территориальные АИС Межотраслевые АИС |
Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки. По видам процессов управления АИС подразделяются на:
АИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.
Для АИС организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности:
Ú банковские АИС,
Ú АИС фондового рынка,
Ú финансовые АИС,
Ú страховые АИС,
Ú налоговые АИС,
Ú АИС таможенной службы,
Ú статистические АИС,
Ú АИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.
АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность научных опытов.
Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой – вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования. Как организационно-технологические так и системы научных исследований могут включать в себя системы автоматизированного проектирования работ (САПР).
Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.
В соответствии с третьим признаком классификации выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего – более высокого уровня иерархии.
Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.
Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.
Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль и распределение ресурсов.
Ранее мы указали, что для достижения общей цели необходимы совокупность специалистов, средств вычислительной техники, математических методов и моделей, но следует подчеркнуть, что главным звеном и управляющим субъектом в перечисленном комплексе был и остается по сей день человек, специалист. Однако современные специалисты, работающие в компьютерной среде, отличаются от тех, которые трудились десять лет назад, когда преобладающей была технология централизованной обработки информации в условиях вычислительных центров. Прежде всего, в нынешних условиях функционирования новых информационных технологий нет четкого различия между экономистом-пользователем системы, постановщиком задач, оператором, программистом, представителем обслуживающего технического персонала, как это было раньше. Более того, нет непреодолимой стены между разработчиком и пользователем АИС. Сегодня существуют готовые инструментальные программные средства, которые позволяют разрабатывать программно-ориентированные продукты – пакеты прикладных программ. Для этого нужно быть прежде всего хорошим специалистом в своей области и в меньшей степени владеть программированием.
Это стало возможным благодаря стремительному распространению персональных ЭВМ (ПЭВМ) и других средств вычислительной техники. Кроме компьютеров к техническим средствам АИС относятся средства связи (телекоммуникации) и оргтехнику (телефон, факс и т.п.).
Появилась возможность объединять ПЭВМ в сети, что создает пользователю качественно новые условия для проведения оперативного анализа производственных, экономических и финансовых ситуаций, а в сочетании с суперЭВМ эти возможности практически неограниченны.
Задание 1
Предоставить отчет в виде реферата, где описать информационные системы, широко используемые на российском рынке (в отчет включить следующие разделы: назначение, возможности, принципы работы). Отчет должен быть набран в Microsoft Word, шрифт – Times New Roman, кегль - 14, поля – 1,5 см, интервал - одинарный. Объем не менее 5 страниц.
Темы:
1. Альт-Финансы
2. Альт-Прогноз
3. Альт-Инвест, Альт-Инвест-Прим, Альт-Инвест-Сумм
4. 1С: Предприятие
5. Галактика
6. Project Expert.
7. Audit Expert.
8. Forecast Expert.
9. Marketing Expert.
0. Microsoft Project.
Задание 2
Разработать и построить свою собственную информационную систему, которая позволит автоматизировать расчеты в ходе выполнения анализа финансового состояния предприятия. Данная система должна представлять комплекс взаимосвязанных таблиц. С помощью разработанной системы на основании стандартных форм бухгалтерской отчетности – Баланса (Форма №1) и Отчета о прибылях и убытках (Форма №2) должна формироваться полная картина финансового состояния предприятия. Перед работой необходимо провести некоторую подготовку:
1. найти Баланс и Отчет о прибылях и убытках для конкретного предприятия как минимум на 4 периода;
2. найти методики расчета показателей и коэффициентов используемых для анализа финансового состояния предприятия.
Далее в Microsoft Excel:
1. на первом листе занести форму и данные Баланса при этом автоматизировать все расчеты (например, итоги), лист1 переименовать в баланс;
2. на втором листе занести форму и данные Отчета о прибылях и убытках при этом автоматизировать расчеты, лист2 переименовать в отчет;
3. на третьем листе провести анализ прибыльности предприятия, лист3 переименовать в прибыльность;
4. на четвертом листе провести анализ ликвидности предприятия, лист4 переименовать в ликвидность;
5. на пятом листе провести анализ финансовой устойчивости предприятия, лист5 переименовать в устойчивость;
6. на шестом листе провести анализ рентабельности предприятия, лист6 переименовать в рентабельность;
7. на седьмом листе показать динамику изменения выборочных показателей на графике.
Выполняя пункты 3-6 необходимо делать ссылки на лист баланс и отчет.
ГЛАВА 4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ
Информационные системы представляют собой развивающуюся отрасль автоматизации процессов ввода, передачи, обработки и представления информации. Появление ИС и их эволюция обусловлены объективной закономерностью развития информационных процессов в природе и обществе.
С появлением возможности передачи информации по проводным линиям с помощью электричества начался новый этап развития ИС – возникли телеграф, а в последствии телефон. Следующий этап связан с появлением беспроводной связи и таких средств передачи информации, как радио, телевидение. При этом резко возросли объемы передаваемой информации, увеличились скорости передачи, расстояния и количество направлений связи. Затем были созданы системы передачи дискретных данных, получившие широкое распространение в различных отраслях экономики для целей телеконтроля и управления, и, наконец, уже в наши дни появились системы вычислительных машин и сети ЭВМ.
В настоящее время ИС бурно развиваются и далее. Устанавливаются территории, охватываемые ими, объемы информации, улучшается качество обслуживания, повышается эффективность их функционирования. Современный этап в развитии ИС заключается в практической реализации научных разработок, всего того, что создано в науке о передаче и обработке информации.
Самым главным является создание и использование вычислительной техники - компьютеров. Но в настоящее время большинство компьютеров используются не изолировано от других компьютеров, а постоянно или время от времени подключаются к компьютерным сетям для получения той или иной информации, посылки и получение сообщений и т. д.
Информационная система – это сложная распределенная в пространстве структура, состоящая из множества сосредоточенных (локальных) подсистем (информационных узлов), располагающих программно-аппаратными средствами реализации тех или иных составляющих информационных процессов, множество средств, обеспечивающих соединение и взаимодействие этих подсистем с целью предоставления территориально удаленным пользователям широкого набора услуг из сферы информационного обслуживания.
Компьютерной сетьюназывается совокупность организационных и административных мероприятий, ставящих своей целью создание и поддержку функционирования единого информационного пространства для пользователей на основе применения современных программно-аппаратных технических средств.
Объединение компьютеров в сеть позволяет совместно использовать дорогостоящее оборудование – диски большой емкости, принтеры, основную память, иметь общие программные средства и данные. Сети предоставляют возможность использовать аппаратные ресурсы удаленных компьютеров. Сети, охватывая миллионы людей, полностью изменили процесс распространения и восприятия информации, сделали обмен информации через электронную почту самой распространенной услугой сети, а основным ресурсом – информацию.
Основным назначением сети является обеспечение простого, удобного и надежного доступа пользователя к распределенным общесетевым ресурсам и организация их коллективного использования при надежной защите от несанкционированного доступа, а также обеспечение удобных и надежных средств передачи данных между пользователями сети. С помощью сетей эти проблемы решаются независимо от территориального расположения пользователей.
Существует множество различных задач, нуждающихся в централизованных общих данных, в удаленном доступе к базам данных, передаче данных на расстояние и их обработке. Примерами являются банковские и различные финансовые структуры; коммерческие системы, отражающие состояние рынка (“спрос – предложение”); системы социального обеспечения; налоговые службы; дистанционное компьютерное обучение; системы резервирования авиабилетов и т. д. Во всех этих примерах необходимо, чтобы в сети осуществлялся сбор, хранение и доступ к данным, гарантировалась защита данных от искажений и несанкционированного доступа.
Следует заметить, что сфера применения сетей охватывает все виды деятельности - и научную, и деловую, и образовательную, а также культурную - это новый вид отдыха и развлечений.
Преимущества работы в сети
Основным преимуществом работы в сети является использование в многопользовательском режиме общих ресурсов сети: дисков, принтеров, модемов, программ и данных, хранящихся на общедоступных дисках, а также возможность передавать информацию с одного компьютера на другой. Перечислим основные преимущества работы в сети по сравнению с работой на отдельном компьютере:
1. Возможность хранения данных персонального и общего использования на дисках общего доступа. Благодаря этому обеспечивается: одновременная работа нескольких пользователей с данными общего применения (просмотр и чтение текстов, электронных таблиц и баз данных), многоаспектная зашита данных на уровне каталогов и файлов средствами сети, создание и обновление общих данных сетевыми прикладными программными продуктами, такими как Excel, Access. При этом ограничения на доступ, устанавливаемые в прикладной программе, действуют в рамках ограничений, установленных сетью.
2. Возможность постоянного хранения программных средств, необходимых многим пользователям, в единственном экземпляре на сетевых дисках. Такое хранение программных средств не нарушает привычных для пользователя способов работы. К программным средствам, необходимым многим пользователям, относятся прежде всего прикладные программы общего назначения, такие как текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных и т.д. Благодаря указанной возможности обеспечивается: рациональное использование внешней памяти за счет освобождения локальных дисков компьютеров пользователей от хранения программных средств; обеспечение надежного хранения программных продуктов средствами сетевой защиты; упрощение поддержки программных продуктов в работоспособном состоянии и их обновление, так как они хранятся в одном экземпляре.
3. Обмен информацией между всеми компьютерами сети. При этом обеспечивается диалог между пользователями сети, а также возможность организации работы электронной почты.
4. Одновременная печать всеми пользователями сети на общесетевых принтерах (одном или нескольких). При этом обеспечивается: доступность сетевого принтера любому пользователю, возможность использования мощного и качественного принтера при его защищенности от неквалифицированного обращения, выполнение печати как из программных продуктов, поддерживающих сетевую печать, так и не поддерживающих ее.
5. Возможность использования сетевой среды для методического усовершенствования учебного процесса за счет применения специальных программ обмена информацией между компьютерами учеников и компьютером учителя. Благодаря этому можно осуществить: демонстрацию на компьютерах учеников работы, выполняемой на компьютере учителя; контроль за выполнением работы учениками путем отображения экранов компьютеров учеников на мониторе компьютера учителя.
6. Обеспечение задач электронного документооборота предприятия (“безбумажный офис”) и коллективного планирования рабочего времени (автоматическое назначение и корректировка места и времени проведения встреч и совещаний).
Классификация сетей
Сети можно классифицировать по следующим признакам:
Ú Территориальности (размерам охватываемой территории);
Ú Уровню развития и особенностям сетевой архитектуры;
Ú Целевому назначению;
Ú Топологии.
Территориальность
Очевидны различные масштабы территории, которую может занимать сеть. По этому признаку все системы могут делиться на:
1. сети больших размеров или масштабов – глобальные,
2. сети среднего масштаба – региональные (или зональные),
3. сети малых размеров – локальные (или местные).
Глобальные сети объединяют пользователей, расположенных по всему миру, и часто используют спутниковые каналы связи, позволяющие соединять узлы сети связи и ЭВМ, находящиеся на расстоянии примерно 10-15 тыс. км друг от друга.
Региональные сети объединяют пользователей города, области, небольших стран. В качестве каналов связи чаще всего используются телефонные линии. Расстояние между узлами сети примерно 10 – 1000 км.
Локальные сети связывают абонентов одного или нескольких близлежащих зданий одного предприятия, учреждения. Локальные сети получили очень широкое распространение, так как 80 – 90% информации циркулирует вблизи мест ее появления, а 10 – 20% связано с удаленной информацией.
Главная отличительная особенность – это единый для всех компьютеров высокоскоростной канал передачи данных.
Расстояние между ЭВМ в локальной сети небольшие – до 10 км. А при использовании радиоканалов связи – до 20 км.
Замечание: Локальные сети могут объединять и образовывать ассоциации сетей. Таким образом создаются сети более крупного масштаба, в частности региональные, а при дальнейшем объединении и глобальные сети.
Целевое назначение
Учитывая этот признак, сети подразделяются на 2 группы:
Ø сети общего пользования;
Ø сети специального назначения.
Сети общего пользования предназначены для разнообразных сфер применения независимо от конкретного содержания данных, которые эти сети получают, передают, хранят и перерабатывают, а также независимо от содержания решаемых задач.
Применяемые средства, структура и функционируемые возможности таких сетей оказываются одинаковыми для многих случаев применения и обеспечивают широкий диапазон услуг. Как правило, сети общего пользования являются большими сетями и используют в качестве базовых коммуникационных подсетей национальные или государственные сети передачи данных. Для доступа и подключения к ним может применяться различные системы и средства, начиная от отдельных терминалов и кончая автономными подсетями вычислительных центров локального и региональн