Ноу-хау как объект права промышл. собст-ти. Коммерческая тайна.
Ноу-хау – полностью или частично конфиденц. знания, включающие сведения технич., экон., управленч., фин. характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу, их получившему, но не запатентованных
В РБправо на ноу-хау возникает в связи с фактом его создания и не требует осуществления формальностей: регистрации, получен. свид-тв и т.п
Условия охраны ноу-хау: 1) ноу-хау должно иметь действител. или потенциал. коммерческую ценность в силу неизвестности его 3-м лицам; 2) к ноу-хау не д.б. свободного доступа на законном основании; 3) обладатель ноу-хау должен принимать меры к охране конфиденциальности.
При сравнении требований различных статей ГК РБ следует отметить следующее: 1) понятия «ноу-хау» и «секреты пр-ва» отождествляются;
2) понятие «ноу-хау» включено в понятия «технич. инф-ция», «организационная информация», «коммерческая информация»;
3) к ноу-хау предъявляется требование быть неизвестным 3-м лицам (нераскрытая информация).
Комерческая тайна преднамеренно скрываемые экон. интересы и инф-ция о различных сторонах и сферах произв.-хоз., управленческой, науч.-техн., фин. деят-ти субъекта хозяйствования, охрана кот. обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экон. безопасности субъекта хозяйствования».
Требования, кот. должна соот-ть инф-ция, составл. коммерч. тайну: 1) иметь действит. и потенциал. ценность для субъекта хоз-ния по коммерче.причинам; 2) не являться общеизвестной или общедоступной согласно законод-ву РБ; 3) обозначаться соот-щим образом с осуществлением субъектом хоз-ния надлежащих мер по сохранению ее конфиден-ти через систему класс-ции инф-ции как коммерч. тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соот-щей маркировки документов и др. носителей инф-ции, орг-ции секретного делопр-ва; 4) не являться гос. секретом и не защищаться авторским и патентным правом; 5) не касаться негативной деят-ти субъекта хоз-ния, способной нанести ущерб интересам государства.
Некот. сведения, определенные законод-ом, не могут составлять коммерч. тайну, в частности: о юр. лицах; о правах на имущество и сделках с ним, подлежащие гос. регистрац; подлежащие предоставлен. в качестве статистич. отчетности и др
Содержание и объем инф-ции, составляющей коммерч. тайну, а также порядок ее защиты опред-ся рук-лем субъекта хоз-ния, кот. доводит их до раб-в либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям.
Патентные исследования
Патен. исследов. - исслед. технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспос-ти, патен. чистоты, конкурентосп-ти на основе патентной и др. инф-ции.
Проведение патен поиска регламент-ся СТБ 1180-99. «Патентные исслед. Содерж. и порядок провед».
Согласно этому док-ту по своему характеру и содержан. патент. исслед. относятся к прикладным научно-исследов. работам и являются неотъемлемой состав. частью обоснования принимаемых решений народнохоз. задач, связанных с созданием, пр-вом, реализацией, совершенст-ем, использов., ремонтом и снятием с пр-ва объектов хоз-ной деят-ти.
На основе результатов анализа изученной патентной документации и научно-технич. лит-ры определяется экон. эфф-ть научных разработок и возможность их защиты патентами на изобретения, полезные модели и промышл. образцы.
При проведении патентн. исслед. используются все доступные источники патентной и другой научно-технич. инф-ции.
Проведение патент. исслед. направлено на достижение следующих основных целей:
- определение технич. уровня разработки или продукта, кот. предполагается поставлять на рынок, что определяет его потребител. свойства, а также тенденций развития в данной области;
- оценка конкурентосп-ти продукции: если продукт хар-ся невысоким технич.м уровнем, то велика вероятность, что его трудно будет реализ-ть по приемлемой цене в условиях конкуренции;
- проверка на патент. чистоту, т.е. выявление внешн. угроз, связанных с наличием на аналогич. продукцию конкурентов охранных док-тов (патентов, свид-тв, т.п.), кот. могут блокировать выход продукции на рынок;
- патентоспособность разработки при решении ее патентирования.
Патент. исслед. проводят при:
-разработке научно-технических прогнозов;
-разработке планов развития науки и техники;
-создании объектов техники;
-освоении и производстве продукции;
-определении целесообр-ти экспорта промышл. продукции и экспонировании ее образцов на междунар. выставках и ярмарках; продаже и приобретении лицензий;
- при решении вопроса о патентовании созданных объектов промышл. собств-ти и в др. целях.
Одной из важнейших частей патент. исслед. является поиск патент. инф-ции. Он включает процессы отбора соот-щих заданию док-тов или сведений из массива патент. док-тов. Цели патент. поиска опред-ся задачами исп-ния патент. инф-ции на конкрет. стадии создания, освоения и реализации новой техники или продукции. При планировании тематики патент. поиск проводится для того, чтобы выяснить, решалась ли поставленная технич. задача ранее, какие решения защищены патентами, какие фирмы работают в данной области техники, каковы перспективы разработки темы. Поиск проводится также с целью технико-экон. анализа изобретений при прогнозир-нии. тенденций развития техники.