Глава 2. Начало путешествия: парение в неизведанном
Исцарапанный планер перевернулся в воздухе и шлепнулся на траву в десятый раз.
— Па, он совсем не хочет летать! — сказал восьмилетний Тод, и его лицо выразило неподдельное отчаяние. Большой человек присел на корточки рядом:
— Не знаю, что делать, Тод, я показал тебе, как нужно его держать. Может, ты еще не вырос, оттого самолет и не летает? Ну ладно, идем пообедаем.
Но Тод продолжал стоять, со злостью глядя на самолетик.
Грампа следил за ними с крыльца.
— Поди-ка сюда, Тод, — крикнул он строгим голосом. — Принеси-ка мне планер. Я хочу взглянуть, что с ним не так. Отсюда я не вижу, мои глаза уже не те, какими были когда-то.
Тод любил Грампу, и его настроение сразу же изменилось.
— Хм, как будто с ним все в порядке, и держишь ты его правильно... Хочешь, я расскажу тебе один секрет? — Когда он говорил это, его глаза заблестели. — Дело не в том, как ты его держишь, понимаешь, это самолет и ты должен почувствовать, как он должен лететь, когда бросаешь его. Как ты это чувствуешь?»
— Что ты имеешь в виду, Грампа? — спросил Тод.
— Видишь, над нами парит коршун, закрой глаза. Можешь еще видеть коршуна?
— Конечно, Грампа, — глаза Тода были плотно закрыты. — Эй, он улетает.
Он открыл глаза. Коршун исчез. Грампа засмеялся:
— Ты заметил, что мог точно сказать, когда улетел коршун, — даже с закрытыми глазами? Ты подружился с этой птицей и обрел силу для того, чтобы заставить планер летать? Снова закрой глаза и представь, как летит планер — ровно и высоко. Пусть он летит из твоего сердца. Попроси этого коршуна поднять его повыше. Он знает все о полете.
Тод поднял планер и закрыл глаза. В своем воображении он запустил планер в небо и увидел, как тот делает плавные круги: Коршун был там же и нес планер на спине. Тод ощутил в сердце прилив тепла и восторга. Открыв глаза, он взмахнул рукой и отпустил самолетик. Ветер подхватил его, и он понесся все выше и выше, кружась над головой Тода.
— Время обедать, — услышал Тод голос своего отца и побежал в столовую, голодный и счастливый. Грампа подмигнул ему:
— Помни, это наш маленький секрет.
Что такое воображение?
Ребенок рассказывает вам фантастическую историю о пурпурном чудовище, пришедшем из страны волшебных гор, где восходит розовое солнце, а цветы вырастают величиной с дома! Вы смеетесь: это здорово придумано! «Ну и разыгралось у тебя сегодня воображение!» — говорите вы.
С другой стороны, если вы услышите подобную историю от взрослого — если он не сочинитель сказок и не писатель-фантаст, — вы подумаете, что все это странновато, очень эксцентрично. Вы не будете считать такого человека совершенно нормальным, в лучшем случае вы отнесетесь к нему как к творческой личности, в худшем — как к сумасшедшему.
Большинство людей двадцатого столетия ориентированы на факты и не знают, как применять воображение. С другой стороны, сила воображения, кажущаяся столь[3] нелогичной и иррациональной, позволяет нам реализовать наши самые дикие мечты. Невероятные технологические и архитектурные чудеса зарождались в царстве воображения. Мы привыкли скептически относиться к воображению, так как считаем, что оно создает ложные иллюзии, но в то же время восхищаемся его безграничной творческой мощью. Мы боимся своей способности контролировать его, и мы очарованы видениями, которое оно разворачивает перед нами. Перед лицом логики оно кажется бессмысленным, но мы восхищаемся фантастическими образами. Нам бы хотелось, чтобы оно стало богаче, но не сожалеем, что утратили его вместе с детством. В действительности, каждый из нас наделен воображением и способен к высокому творчеству, мы просто немного заржавели.
Воображение шаманов заключает в себе не только психическую деятельность. Действенное и эффективное приспособление, оно соединяет нас с паутиной Силы и духом всех вещей. По словам шаманов, воображение соединяет нас с духовным миром, или, как называет его Майкл Гарнер, с «миром необычной реальности». Путь и средства создания линии коммуникации с духовным миром являются критическими в шаманской работе. Дети, рожденные с этими способностями, забывают о них благодаря «окультуриванию» в современной среде, делающей акцент на физическое объединение всех явлений в логику. По мере того как дети узнают о физических путях современной жизни, дверь в сферу духа начинает для них закрываться. До определенной степени это нормальный процесс, благодаря которому они учатся распознавать различие между необычным духовным миром и обычным физическим миром.
Джозеф Чилтон Пайерс говорит об этой связи между двумя мирами и сферой, которую он называет «разумом» в книге The Magical Child. Как и многие другие, он признает важность сохранения детского Процесса воображения, простирающегося вне конкретного и физического.
Использования шаманских возможностей требует открытия двери воображения для восстановления связи между физическим и духовным миром. Упражняя свое воображение путем визуализации и шаманского видения, вы подготовитесь к путешествию. Это одна из основных техник шаманской работы.
Постукивая по бубну, Итцу закрыл глаза и погрузился в сновидение. Внезапно золотая птица расправила крылья и ухватив Итцу когтями, унесла по небу в царство ночи. Их окружил мрак, и единственным, что слышал Итцу, был быстрый ветер, свистящий сквозь перья птицы. Вдруг птица ринулась вниз и села на огромное дерево с серебряной корой и восемью величественными ветвями, простирающимися за горизонт. Верхушка дерева терялась в небе, а корни проникли в центр Земли. Затем великая золотая птица запела нежным голосом: «Ищи в центре и возвращайся с тем, что найдешь. Иди и возвращайся, дерево всегда будет твоим домом. Пой, храня дух серебряного дерева в своем сердце. Пой эту песню, пой эту песню, и твоя сила всегда будет с тобой». С громким криком птица улетела, и Итцу очнулся, чувствуя головокружение и наполненность духом жизни.
Итцу возрадовался. Благодаря этому видению он нашел тропу истины.