Занятия в интерактивной форме
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения образовательной программы
ПК-3 Способность эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья
ПК-9 Способность осуществлять оперативный контроль за техническим состоянием технологического оборудования, используемого при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья
Указанные компетенции формируются в ходе этапов:
- информационного (объяснительного), представленного лекциями с использованием мультимедийных технологий изложения материала, направленного на получение базовых знаний по дисциплине;
- аналитико-синтетического, или деятельностного, представленного практическими занятиями в форме решения типовых задач с обсуждением полученных результатов, самостоятельной работой студентов над учебным материалом, в том числе в ходе занятий в интерактивной форме, направленного на формирование основной части знаний, умений и навыков по дисциплине, способности самостоятельного решения профессиональных задач в сфере заявленных компетенций;
- оценочного, представленного текущим контролем выполнения практических индивидуальных заданий, текущей аттестации в форме тестирования, а также аттестации по дисциплине (зачет).
Показатели и критерии оценивания компетенций на
ДМ 5.2
№ п/п | Виды работ | Максимальный балл |
Текущий контроль | ||
П.Р.-3 Связь проницаемости с размерами и удельной поверхностью породы пласта | ||
Л.Р.-4 Исследования pH пластовых вод с использованием pH-метр S500-K с электродом InLab | ||
П.Р.-4 Зависимость проницаемости от размера поровых каналов. Определение проницаемости пород по номограмме. Оценка эффективной проницаемости пласта по коэффициенту продуктивности скважин | ||
Л.Р.-5 Определение вязкости различных пластовых флюидов с использованием ротационного вискозиметра RN-4.1 | ||
Итого за текущий контроль: | ||
Промежуточный контроль | ||
Тестирование | ||
Итого за ДМ 5.2: |
6.4.Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности,
Характеристика коллекторских свойств пластов по данным порометрии.
Движение флюидов в зависимости от неоднородности пласта.
Проницаемость трещиноватых пород.
Влияние давления на проницаемость пласта.
Основные виды кольматантов, загрязняющих призабойные зоны нагнетательных скважин.
Обобщенная характеристика состава взвесей, содержащихся в пластовой воде.
Комплекс исследований по восстановлению проницаемости призабойной зоны пласта.
Процесс притока жидкости к скважине с заиленным фильтром.
Коррозия оборудования при утилизации сточных вод.
Коррозионная активность пластовых вод и формирование ТВЧ.
Потеря пористости пласта за счет взвешенных в закачиваемой воде частиц.
Биозагрязнение пласта.
Фильтрация и кольматация пористой среды привнесёнными и собственными частицами пласта.
Современные теории фильтрации.
Определение скорости фильтрования.
Определение текущего объема фильтрата.
Фильтрование промежуточного типа.
Вытеснение нефти и газа из карбонатных коллекторов в зависимости от конфигурации порового пространства.
Движение флюидов в зависимости от неоднородности пласта.
Связь проницаемости с размерами и удельной поверхностью породы пласта.
Зависимость проницаемости от размера поровых каналов.
22. Порядок определения проницаемости пород по номограмме.
Механические примеси, выносимые из фильтрующих пластов.
Содержание в пластах водорастворимых минералов.
Формирование осадков.
Влияние объема закачиваемой воды на изменение проницаемости пласта.
Фильтрация и кольматация пористой среды привнесенными частицами пласта.
Фильтрация и кольматация пористой среды собственными частицами пласта.
29. Механизм осадкообразования в пористой среде.
Изменение сопротивления фильтрующей породы в зависимости от количества прокачанной жидкости.
Требования к качеству пресной воды.
Очистка ПЗС методом излива.
Занятия в интерактивной форме
В целях реализации компетентностного подхода к освоению основной образовательной программы (ООП) в процессе обучения применяются как традиционные, так и интерактивные методы обучения, при которых учащиеся взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом.
Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. Интерактивные методы при проведении лекционных занятий: «групповое обсуждение», «мозговой штурм». Интерактивные методы при проведении практических занятий: «ситуационный анализ». Лекции – 6 часов, практические занятия – 2 часа. Итого в интерактивной форме - 8 часов
4.3 Содержание дисциплины
Тема | Кол-во часов | Используе- мый метод | Форми- руемые компетенции |
Дисциплинарный модуль 5.1 | |||
Тема 1. Краткие фильтрационно-емкостные характеристики пластов 6ч. | |||
Лекция 1. Терминология, используемая в нефтяной промышленности и в смежных отраслях. Распределение значений фильтрационно-ёмкостных параметров коллекторов. | 2ч. | групповое обсуждение | ПК-3, ПК-9 |
Лекция 2 Исследование характеристик свойств пластов по данным порометрии. Влияние конфигурации порового пространства на вытеснение нефти и газа из карбонатных коллекторов | 2ч. | ПК-3, ПК-9 | |
Лекция 3 Влияние неоднородности пласта на движение флюидов | 2ч. | ПК-3, ПК-9 | |
Практическая работа № 1 Расчёт распределения пор по размерам в коллекторах различного типа | 2ч. | ПК-3, ПК-9 | |
Лабораторная работа № 1 Изучение размеров пор для разных типов коллекторов с использованием Микроскопа Leica DM 750 Р | 2ч. | ПК-3, ПК-9 | |
Тема 2. Влияние различных факторов на фильтрационные характеристики пласта 6ч. | |||
Лекция 4 Связь проницаемости с размерами и удельной поверхностью породы пласта. Зависимость проницаемости от размера поровых каналов. Оценка проницаемости пласта по анализам кернов. | 2ч. | мозговой штурм | ПК-3, ПК-9 |
Лекция 5 Определение проницаемости пород по номограмме. Влияние давления на проницаемость пласта. Влияние связанной воды на фильтрационные процессы. | 2ч. | ПК-3, ПК-9 | |
Лекция 6 Оценка эффективной проницаемости пласта по коэффициенту продуктивности скважин. Влияние скорости закачки на проницаемость пористой среды и вытеснение нефти. Влияние некоторых свойств дисперсной фазы на процессы фильтрации | 2ч. | групповое обсуждение | ПК-3, ПК-9 |
Практическая работа № 2 Оценка влияния неоднородности пласта на движение флюидов | 2ч. | ситуацион-ный анализ | ПК-3, ПК-9 |
Лабораторная работа № 2 Исследование плотности пластовых флюидов с использованием измерителя плотности ВИП-2МР | 2ч | ПК-3, ПК-9 | |
Лабораторная работа № 3 Определение содержания ТВЧ в пластовых водах при помощи анализатора ГРАН-152.1 | 2ч | ПК-3, ПК-9 | |
Дисциплинарный модуль 5.2 | |||
Тема 3 Фильтрация и кольматация пористой среды 4ч. | |||
Лекция 7 Основные источники формирования дисперсий в пластовых флюидах. Краткая характеристика мехпримесей в закачиваемой воде. Вынос частиц породы из пласта. Влияние кислорода на формирование ТВЧ в пластовых условиях. Коррозионная активность пластовых вод и формирование ТВЧ. | 2ч. | ПК-3, ПК-9 | |
Лекция 8 Формирование в пласте соединений железа. Качественная оценка изменения давления нагнетания в зоне кольматации пористой среды. Некоторые зависимости параметров фильтрации вод в пористой среде с образованием кека | 2ч. | ПК-3, ПК-9 | |
Практическая работа № 3 Связь проницаемости с размерами и удельной поверхностью породы пласта | 2ч. | ПК-3, ПК-9 | |
Лабораторная работа № 4. Исследования pH пластовых вод с использованием pH-метра S500-K с электродом InLab | 2ч. | ПК-3, ПК-9 | |
Тема 4. Современные теории фильтрации 2ч. | |||
Лекция 9. Фильтрация по Патрашеву А.Н., Шехтману Ю.М. Фильтрационные процессы по Рабиновичу Г.Г. и др., по Павлову К.Ф. Элементы теории кольматации пор пласта и расчеты эффективности ее предотвращения по Иванникову В.И. Механизм заиления трещин по Крупнову Н.К. | 2ч. | ПК-3, ПК-9 | |
Практическая работа № 4 Зависимость проницаемости от размера поровых каналов. Определение проницаемости пород по номограмме. Оценка эффективной проницаемости пласта по коэффициенту продуктивности скважин | 4ч | ПК-3, ПК-9 | |
Лабораторная работа № 5. Определение вязкости различных пластовых флюидов с использованием ротационного вискозиметра RN-4.1 | 2ч. | ПК-3, ПК-9 |
4.4 Курсовой проект (работа)
Курсовое проектирование по дисциплине «Фильтрационные процессы в добыче нефти» учебным планом не предусмотрено.
5 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (экзамен). Формы контроля: контроль качества подготовки к лекционным, практическим занятиям (контроль усвоения материала в виде тестов, устного ответа или письменной работы).
Учебно-методическая литература:
1. Гарипова Л.И. Методические указания к проведению практических и самостоятельной работ по дисциплине «Фильтрационные процессы в добыче нефти» для студентов направления подготовки 21.00.00«Нефтегазовое дело». – Изд-во АГНИ,2016.
2. Гарипова Л.И. Методические указания к проведению лабораторных работ по дисциплине «Фильтрационные процессы в добыче нефти» для студентов направления подготовки 21.00.00«Нефтегазовое дело». – Изд-во АГНИ,2016.
№ п/п | Тема для самостоятельного изучения | Кол-во часов | Форма контроля | Литература (номера источников указаны в разделе 7 - учебно-метод. обеспечение дисциплины) |
Обработка лабораторных работ | Защита лаб. работ | |||
Обработка практических работ | Защита прак. работ | |||
Тема 1. Краткие фильтрационно-емкостные характеристики пластов | Устный опрос | 1,2,3,4,5 | ||
Тема 2. Влияние различных факторов на фильтрационные характеристики пласта | Устный опрос | 1,2,3,4,5,9 | ||
Тема 3. Фильтрация и кольматация пористой среды | Устный опрос | 5,6,7,9 | ||
Тема 4. Современные теории фильтрации | Устный опрос | 8,9,10,11 | ||
Проработка лекций | Устный опрос | |||
Подготовка к тестированию / коллоквиуму | Тестирование | |||
ИТОГО: |
6 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
6.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
№ п/п | Контролируемые разделы (темы дисциплины) | Код контролируемой компетенции | Наименование оценочного материала |
Краткие фильтрационно-емкостные характеристики пластов | ПК-3, ПК-9 | Тестирование, отчет по практическим и лабораторным работам | |
Влияние различных факторов на фильтрационные характеристики пласта | ПК-3, ПК-9 | Тестирование, отчет по практическим и лабораторным работам | |
Фильтрация и кольматация пористой среды | ПК-3, ПК-9 | Тестирование, отчет по практическим и лабораторным работам | |
Современные теории фильтрации | ПК-3, ПК-9 | Тестирование, отчет по практическим и лабораторным работам |