Характеристика лекционного материала.

Лекция проводится в форме PPT-презентации, ее материал разбит на три раздела:

• Основные физические принципы и соотношения, характеризующие преобразования световых полей в волоконно-оптических брэгговских (ВОБР) и длиннопериодных волоконных решетках (ДПВР).

Количество планируемых ошибок – 3 - 4.

• Особенности трансформации световых полей в ВОБР и ДПВР.
Количество планируемых ошибок – 2.

• Виды физических воздействий, измерение величины которых возможно с использованием волоконно-оптических датчиков на основе ВОБР и ДПВР. Примеры схем таких датчиков.

Количество планируемых ошибок – 3 – 4.

Типы вводимых ошибок

• Математические– как бы случайные ошибки в математических соотношениях и выражениях.

• Физические – ошибки в определениях основных понятий и характеристик, с которыми студенты уже встречались и должны были встретиться в процессе подготовки к лекции, а также в принципах работы приборов.

• Технические или логические – ошибки в конфигурации экспериментальных схем или приборов.

Работа на лекции.

3.1. Организационный этап – студенты (из 8 по списочному составу присутствовало 7 человек) разделены на две группы, занявшие места в аудитории так, чтобы обеспечить возможность обсуждения материала в каждой из групп. Им предложено определить, кто будет играть роль спикеров, организующих обсуждение прослушанного материала и представляющих результаты обсуждения на этапе рефлексии.

3.2. Основной этап – материал лекции представлен в виде трех блоков, после каждого из которых студентам предлагалось по 5 минут времени для его обсуждения и поиска ошибок. При этом им предоставлялась возможность многократного просмотра слайдов презентации в пределах данного блока.

Реально в излагаемом материале введено 9 ошибок. Они включают:

А) В первом блоке – запись соотношений для волновых векторов световых волн и брэгговской решетки в форме «вектор=скаляр» (2 ошибки), упоминание длины волны света в вакууме вместо таковой в волоконном световоде (1 ошибка). В итоге получено ошибочное выражение для пространственного периода ВОБР (четвертая ошибка в этом блоке).

Б) Во втором блоке – неверная интерпретация трансформации спектров отраженного и прошедшего оптических сигналов в ВОБР (2 ошибки).

В) В третьем блоке – неверные знаки в знаменателях выражений для связи изменений температуры и относительной упругой деформации ВОБР с изменениями резонансных длин волн и целиком ошибочное выражение для относительной упругой деформации.

Этап анализа результатов.

Продолжительность данного этапа – около 8 минут. За это время представители (спикеры) малых групп доложили о результатах поиска ошибок. Формальные ошибки, допущенные в первом и третьем разделах, обнаружены участниками обоих групп. В то же время ошибки в блоке 2 не выявлены. Гипотеза о неправильном толковании в лекции спектральных характеристик отраженного и прошедшего сигналов в ВОБР обсуждалась одной из групп, однако была отвергнута, видимо, из-за недостатка смелости.

После выступлений спикеров студентам были продемонстрированы слайды с указанием введенных ошибок и была дана оценка активности их работы в ходе занятия.

В заключительной части занятия студенты ответили на вопросы анкеты об отличиях занятия в интерактивной форме от традиционной лекции. Ответы приведены ниже.

В целом, на взгляд лектора, студенты удовлетворены изменением формы проведения лекции. Однако степень их активности при обсуждении материалов оказалась различной. Бросилось в глаза, что она существенно выше у тех, кто имеет опыт представления результатов своей работы в форме докладов на научно-технических конференциях и в виде докладов при защите проектов ГПО.

* Из практики профессора кафедры Сверхвысокочастотной и квантовой радиотехники Шандарова Владимира Михайловича

Приложение 8.
Разминка

Цель:актуализация обсуждаемых вопросов и выполняемых действий на практическом занятии.

Задачи:

· формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия;

· развитие коммуникативных навыков (навыков общения);

· снятие психологической и физической нагрузки на занятии.

Методика осуществления

Организационный этап.

Вопросы для разминки формулируются по теме занятия как заранее преподавателем, так и на занятии, непосредственно, определенным количеством студентов. Вопросы не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания.

Наши рекомендации