Терапевтический раздел, третий семестр.
Ситуационная задача № 1
У пациента 20 лет с низким уровнем гигиены полости рта обнаружена на жевательной поверхности правого нижнего первого моляра кариозная полость средней глубины.
Поставлен диагноз: Хронический средний кариес окклюзионной поверхности нижнего правого первого моляра.
Планируется лечение кариеса без анестезии с использованием пломбировочного материала «Серебряная амальгама нон – гамма 2 фаза».
Задание:
1. В графе диагноз зуб обозначьте по системе Зигмонди-Палмера;
2. Опишите морфологию данного зуба в зоне оперативного вмешательства (толщину тканей зуба; элементы рельефа, которые будут восстанавливаться);
3. Назовите класс кариозного поражения по Блеку, патолого-анатомический тип кариозного процесса по Блеку, нарисуйте его схему;
4. Расскажите о классических принципах препарирования кариозных полостей Блека.
5. Детально опишите этапы препарирования кариозной полости (название этапа, цели и задачи, технологию проведения, критерий выполнения с пояснительными рисунками);
6. Опишите технологию пломбирования с момента медикаментозной обработки препарированной полости до момента окончательной отделки амальгамовой пломбы (с пояснительным рисунком полости в мезио-дистальном разрезе);
7. Дайте полную характеристику (по классификациям), опишите свойства пломбировочного материала – серебряная амальгама;
8. Расскажите о гигиеническом контроле при работе с амальгамой.
Ситуационная задача № 2
Пациент 20 лет с низким уровнем гигиены полости рта.
Жалуется на боли, характерные для глубокого кариеса. Отмечает, что к стоматологу обращается регулярно, но очень часты рецидивы кариеса.
При осмотре выявлена кариозная полость на окклюзионной поверхности верхнего правого первого моляра, выполненная размягченным слабопигментированным дентином.
После препарирования дно кариозной полости истончено, в области щечных рогов просвечивается пульпа. Дентин стенок и дна после препарирования светлый, неплотный.
Поставлен диагноз: Острый глубокий кариес окклюзионной поверхности верхнего правого первого моляра.
Выбран план лечения: отсроченное пломбирование с использованием ПКЦ в качестве провизорной пломбы с наблюдением в течение полугода.
Задание:
1. В графе диагноз обозначьте зуб по системе АДА.
2. Опишите морфологию зуба в зоне оперативного вмешательства (толщину тканей зуба; элементы рельефа, которые будут восстанавливаться);
3. Назовите класс кариозного поражения по Блеку, патолого-анатомический тип кариозного процесса по Блеку, нарисуйте его схему;
4. Опишите технологию использования лечебной подкладки с момента медикаментозной обработки кариозной полости. В качестве лечебной подкладки используйте пасту, содержащую гидроокись кальция. Дайте характеристику (по классификациям)данной лечебной подкладки. Какие лечебные подкладки могут быть использованы в данном случае (классификация подкладок)?
5. Что такое временная (провизорная пломба). Классификация временных пломб. Какие ещё временные пломбировочные материалы могут быть использованы в данной клинической ситуации?
Ситуационная задача № 3
Пациент 20 лет с низким уровнем гигиены полости рта.
При осмотре полости рта на верхнем правом втором премоляре обнаружены кариозные полости на дистальной поверхности и триангулярных ямках.
Поставлен диагноз: Хронический углубленный средний кариес дистальной поверхности и хронический средний кариес триангулярных ямок верхнего правого второго премоляра.
Планируется провести лечение кариеса с использованием пломбировочного материала – серебряная амальгама.
Задание:
1. В графе диагноз обозначьте зуб по системе АДА
2. Опишите морфологию зуба в зоне оперативного вмешательства (толщину тканей зуба; элементы рельефа, которые будут восстанавливаться). Что такое контактный пункт, его разновидности и расположение.
3. Назовите класс кариозного поражения по Блеку, патолого-анатомический тип кариозного процесса по Блеку, нарисуйте его схему;
4. Детально опишите этапы препарирования кариозной полости (название этапа, цели и задачи, технологию проведения, критерий выполнения с пояснительными рисунками);
5. Дайте полную характеристику (по классификациям) и опишите свойства пломбировочного материала из группы цинк-фосфатных цементов.
6. Опишите технологию пломбирования с момента медикаментозной обработки препарированной полости, наложения базовой подкладки из цинк-фосфатного цемента (дайте характеристику базовой подкладки) и до момента наложения матричной системы с межзубным клином (дайте характеристику выбранной матричной системы). Сопроводите пояснения рисунком зуба с подкладкой и установленной матричной системой (схематично зуб в мезио-дистальном разрезе).
7. Расскажите что такое «матрица», «матрицедержатель» и межзубной клин. Их предназначение, разновидности, классификации.
Ситуационная задача № 4.
Пациент 20 лет. Направлен к терапевту – стоматологу из ортопедического кабинета при подготовке культи правого латерального резца на дистальной поверхности верхнего правого центрального резца выявлена пигментация эмали с незначительным дефектом.
Поставлен диагноз: Хронический средний кариес дистальной поверхности верхнего правого центрального резца.
При лечении планируется использовать композиционный пломбировочный материал химического отверждения система порошок-жидкость «Эвикрол».
Задание:
1. В графе диагноз обозначьте зуб по системе Хадерупа
2. Опишите морфологию зуба в зоне оперативного вмешательства (толщину тканей зуба; элементы рельефа, которые будут восстанавливаться);
3. Назовите класс кариозного поражения по Блеку, патолого-анатомический тип кариозного процесса по Блеку, нарисуйте его схему;
4. Детально опишите этапы препарирования кариозной полости по современным концепциям под композиционны пломбировочный материал (название этапа, цели и задачи, технологию проведения, критерий выполнения с пояснительными рисунками);
5. Дайте полную характеристику (по классификациям) и опишите свойства пломбировочного материала из группы поликарбоксилатных цементов (ПКЦ ).
6. Опишите методику наложения изолирующей подкладки из ПКЦ под химически отверждаемый пломбировочный материал первого поколения «Эвикрол» с пояснительным рисунком.
7. Дайте полную характеристику (по классификациям) и опишите свойства пломбировочного материала группы химически отверждаемых композиционных систем порошок- жидкость типа «Эвикрол».
8. Опишите технологию пломбирования кариозной полости III класса по Блеку пломбировочным материалом «Эвикрол»
Ситуационная задача № 6
У пациентки 20 лет обнаружено кариозное поражение средней глубины на медиальной поверхности с повреждением угла коронки верхнего центрального правого резца.
При лечении кариеса планируется использовать светоотверждаемый микрогибридный композиционный пломбировочный материал с адгезивной системой пятого поколения.
Задание:
1. Назовите класс кариозного поражения по Блеку.
2. Опишите морфологию зуба в зоне поражения (толщину ткани зуба, элементы рельефа зуба, которые будут восстанавливаться).
3. Опишите этапы препарирования данного кариозного поражения под светоотверждаемый композиционный пломбировочный материал с современной адгезивной системой.
4. Опишите механизм сцепления композита с дентином (понятие «смазанный слой», тотальное протравливание, праймирование, гибридный слой).
5. Дайте полную характеристику микрофилированных и микрогибридных композиционных пломбировочных материалов.
6. Опишите основные клинические этапы, предшествующие пломбированию композиционным пломбировочным материалом.
7. Подробно опишите методику определения цвета и прозрачности тканей зуба.
8. Опишите этапы пломбирования сформированной полости композиционным пломбировочным материалом светового отверждения.
9. Перечислите разновидности приборов для фотоактивации, правила, методики внесения и полимеризации пломбировочного материала.
10. Расскажите об окончательной отделке пломб из композиционных пломбировочных материалов
Ситуационная задача № 7.
Пациентка 18 лет жалуется на изменение цвета в межзубном промежутке между нижними центральными резцами.
При осмотре был поставлен диагноз: Хронический глубокий кариес медиальной поверхности нижнего правого центрального резца.
Планируется лечение с использованием светоотверждаемой лечебной подкладки, содержащей гидроксиапатит, базовой подкладки из ПКЦ и пломбы из гибридного композиционного пломбировочного материала химического отверждения системы «паста-паста».
Задание:
1. Назовите класс кариозного поражения по Блеку, патолого-анатомический тип кариозного поражения, нарисуйте его схему.
2. Опишите морфологию зуба в зоне оперативного вмешательства (толщину тканей зуба, элементы рельефа, которые будут восстанавливаться).
3. Опишите этапы препарирования данного кариозного поражения под композиционный пломбировочный материал химического отверждения системы «паста-паста».
4. Объясните механизм сцепления композита с элементами эмали.
5. Дайте полную характеристику композиционных микронаполненных и гибридных пломбировочных материалов.
6. Опишите методику использования химически отверждаемого композиционного пломбировочного материала системы «паста-паста» с момента, когда в глубокую кариозную полость уже наложены лечебные и базовые подкладки.
Ситуационная задача № 8.
При обследовании призывника стоматологом на медицинской комиссии в военкомате выявлены заболевания слизистой оболочки полости рта, пародонта и кариозные поражения зубов.
Задание:
1. Дайте определение понятию «стоматологический статус».
2. Опишите методику осмотра слизистой оболочки полости рта и зубных рядов.
3. Опишите методику осмотра зубов и зубных рядов.
4. Нарисуйте графическую зубную формулу и приведите пример её заполнения при наличии у пациента кариеса, осложненного кариеса, зуба, подлежащего удалению, отсутствующего зуба, искусственной коронки, пломбы.
Ситуационная задача № 9.
После окончания ВУЗа и прохождения интернатуры по разделу «Общая стоматология» Вы вернулись в родную деревню и решили организовать стоматологический кабинет.
Какие санитарно-гигиенические требования к устройству, оборудованию и оснащению стоматологического кабинета Вы должны учесть.
Задание:
1. По размещению кабинета: площади (на одну установку, на две установки), соотношение площади окон к площади пола, высоте потолков, освещенности, качеству и окраске стен и полов, вентиляции.
2. Каким вспомогательным оборудованием оснащается кабинет: количество раковин, какой мебелью.
3. Какой стоматологической аппаратурой для диагностики и лечения оснащается кабинет.
4. Какими стоматологическими установками может быть оснащен кабинет: классификация установок, элементы установки и их характеристика. Характеристика кресла врача и ассистента.
5. Какое оборудование необходимо для соблюдения санитарных стандартов содержания помещения и стоматологического инструментария (дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации).
6.Какой стоматологический инструментарий Вам необходим для проведения общего стоматологического приема.
7. Какие группы пломбировочных материалов и оттискных масс Вам необходимо для общего стоматологического приема.
Ситуационная задача № 10.
С проверкой работы стоматологической клиники к Вам пришла санэпидемиологическая служба. У них появились вопросы по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима:
Задание:
1. По экипировке стоматолога на приеме и правилам её использования (стирка, замена).
2. По методике мытья рук, в том числе в перчатках на общем стоматологическом приеме.
3. По контролю за состоянием здоровья медперсонала.
2. Как организуется текущая дезинфекция и уборка стоматологического кабинета.
3. Каков порядок сбора, хранения и удаления отходов (классы отходов).
4. Кратко опишите методику дезинфекции, очистки и стерилизации инструментария и боров, методику их хранения.
5. Опишите методику ухода, дезинфекции, стерилизации и хранении стоматологических наконечников.
6. Как контролируется качество проведения дезинфекционно-стерилизационных мероприятий и контроль работы стерилизационной аппаратуры.