Общая характеристика типового подхода к проектированию ЭИС
Необходимость типизации проектных решений обуславливается следующем:
· при внедрении типовой системы существенно снижаются затраты на проектирование
· при индивидуальном проектирование трудно обеспечить должный научно-технический уровень разработки
Для разработки и внедрения типового проектирования ЭИС существует целый ряд объективныхпредпосылок:
· управление предприятием осуществляется на основе единых положений
· структура системы управления на всех предприятиях одинакова и зависит только от размера предприятия
· технические свойства ЭИС стандартизированы
В основе типового проектирования лежит первоначальная классификация или типизация экономическихобъектов по их важнейшим параметрам. Затем создание типовых схем и решений, внедрение которых вдальнейшем на конкретном предприятии сводится к привязке их в условиях данного предприятия.Декомпозиция функциональных компонентов ЭИС является основой технологии типового проектирования.Типовое проектирование предполагает разбиение ЭИС на отдельные составляющие и создание длякаждой из них законченного проектного решения, которое затем с некоторыми модификациями будетиспользоваться при проектировании ЭИС. В соответствии с этим принципом система хорошоструктурирована, если удовлетворяет следующим требованиям: 1) каждый уровень иерархии обозрим ипонятен без детального знания нижних уровней
2) минимизированы связи между элементами на одном уровне иерархии
3) не должно быть связей между элементами через 1 уровень
4) элемент более высокого уровня должен вызывать элемент следующего уровня как единое целое,передавая ему входную информацию
5) элемент следующего уровня после окончания своей работы возвращает вызвавшему его элементууправление и результаты работы.
В соответствии с перечисленными требованиями для компонентов функций структуры можно установитьследующую структуру по уровням:
· элементы автоматизированных подсистем
· элементы автоматизированных функций
Комплексы последних уровней — это элементы машинных процедур и элементы процедур,реализованных персоналом управления. В основе разработки типовых проектов лежат такие принципы,как унификация и стандартизация. Под унификацией понимается реализация при разработке программпринципа единообразия в методах, средствах и содержании и формах представления информации. Подстандартизацией понимается обязательное соблюдение при разработке проектных решений,утвержденных государственным стандартом образов форм представления и описания элементов проектаЭИС.
Жизненный цикл ЭИС. Модели жизненного цикла ЭИС.
Программное обеспечение (ПО) создается,эксплуатируется и развивается во времени.
Жизненный цикл(ЖЦ) ПО охватывает все стадии иэтапы его появления, существования и развития – отвозникновенпотребности в ПО определенного целевогоназначения до полного прекращения его использованиявследствие морального старения или потеринеобходимости решения соответствующих задач.
Этапы жизненного цикла ЭИС
• Разработка проекта новой ИС
• Разработка (приобретение) ИС
• Внедрение
• Эксплуатация (Развитие)
•Сопровождение (Поддержка)
• Отказ от использования
В связи со сложностью и трудоемкостью процесса создания ИС осуществляется он специальными фирмами, которые впоследствии сопровождают созданную систему, периодически внося в нее корректировки. Это возможно лишь в том случае, если созданная ИС будет соответствовать определенным стандартам, предъявляемым к открытым системам.
В соответствии со стандартомИСО/МЭК 12207-95«Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств» [6] создание информационных систем должно базироваться на понятии «жизненный цикл» программной системы. Под жизненным циклом программной системы понимается период времени существования программной системы, начиная с выработки первоначальной концепции и кончая ее моральным устаревание и ликвидацией.
Жизненный цикл программной системы, в соответствии с указанным стандартом, состоит из следующих процессов:
- основные;
- вспомогательные;
- организационные.
Основные процессы жизненного цикла состоят из пяти подпроцессов, которые реализуются при участии основных сторон, вовлеченных в жизненный цикл программных средств.
1) Процесс заказа. Определяет работы заказчика, то есть организации, которая приобретает систему, программный продукт или программную услугу.
2) Процесс поставки. Определяет работы поставщика, то есть организации, которая поставляет систему, программный продукт или программную услугу заказчику.
3) Процесс разработки. Определяет работы разработчика, то есть организации, которая проектирует и создает программный продукт.
4) Процесс эксплуатации. Определяет работы оператора, то есть организации, которая обеспечивает эксплуатационное обслуживание информационной системы в заданных условиях в интересах пользователей.
5) Процесс сопровождения. Определяет работы персонала сопровождения, то есть организации, которая предоставляет услуги по сопровождению программного продукта, состоящие в контролируемом изменении программного продукта с целью сохранения его исходного состояния и функциональных возможностей. Данный процесс охватывает перенос и снятие с эксплуатации программного продукта.