Управление процессом обучения.
Эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям требует плана (проекта) обучения в виде динамичной программы конкретных учебных заданий; определенной системы контроля (проверки), обеспечивающего непрерывное поступление объективной информации как педагогу, так и занимающимся о ходе и результатах обучения; коррекции процесса обучения на основе поступающей информации.
Деятельность педагога начинается с выбора практической цели обучения и принятия решения чему обучать, то есть описания образца техники физического упражнения, которую занимающимся предстоит изучить и определения условий практического применения изучаемого двигательного действия, а также количественных показателей, которых должны будут достичь занимающиеся в результате обучения. Для того, чтобы принять это решение, педагогу необходимо вначале составить представление о занимающихся и об окружающей обстановке. Оценивание возможностей обучаемых, помимо учета возрастных и других факторов, требует предварительной проверки знаний, двигательных умений и навыков, а также выявления уровня развития необходимых физических качеств.
В результате сопоставления сложившегося представления с намеченным образцом техники физического упражнения, формулируется общая задача обучения. Далее она развертывается в систему частных задач, в соответствии с которыми разрабатываются основные средства и методические приемы их решения. При этом в роли предписания, какие учебные действия и в какой последовательности следует осуществлять, выступает общая структура процесса обучения двигательному действию. Намеченный образец техники изучаемого физического упражнения (описание основы, общих деталей и характеристик техники) позволит точно определить, что в данном двигательном действии следует разучивать, и конкретизировать частные задачи I и II этапов процесса обучения. Определение условий практического применения физического упражнения (в стандартных или усложненных внешних условиях, в сочетании о другими действиями и т.д.) облегчит конкретизацию задач его закрепления и совершенствования. Количественные критерии (в сантиметрах, секундах, килограммах, очках и т.д.) дадут основания наметить продолжительность работы по совершенствованию двигательного действия при повышающихся физических и волевых усилиях, а также средства и пути развития необходимых двигательных и волевых качеств в дальнейшем. В таком плане только последнее задание отражает достижение цели обучения, тогда как остальные учебные задания характеризуют промежуточные (частные) задачи, без решения которых общая цель не может быть достигнута.
Принимать решения педагогу приходится не только перед началом обучения. В ходе самого процесса возникают различные причины, в результате которых происходят отклонения хода обучения от запланированного. Отклонения могут быть как негативными (замедляющими ход процесса), так и позитивными (позволяющими сократить время обучения). Поэтому необходимо решить две задачи. Во-первых, обеспечить получение сведений о реальном ходе процесса обучения. Во-вторых, в зависимости от характера отклонения процесса от запланированного необходимо оказывать на него то или иное регулирующее воздействие, производить необходимую коррекцию.
Очевидно, что принятие решений в процессе преподавания всегда является результатом переработки педагогом всей полученной им информации. Как результат этой переработки отдаются распоряжения, подлежащие исполнению. Таким образом, возможность принимать решения заключена в обмене информацией между преподавателем и занимающимся. Важнейшие функции проверки и оценивания успеваемости заключаются в получении и передаче информации. Оценка при этом выступает в роли сигнала, несущего информацию.
В процессе разучивания и совершенствования двигательных действий преподаватель сообщает обучаемым информацию о выполнении или невыполнении ими частных учебных задач. Информация передается с помощью различных приемов оценивания в самых разнообразных формах. Важное значение при этом имеет организация собственных наблюдений занимающихся за качественными и количественными характеристиками движений.
Для активизации учебной деятельности ученику необходимо знать, оказалась ли успешной вся линия его поведения и каков конкретный уровень результатов его деятельности. Поэтому возникает необходимость периодически организовывать проверку, несущую такую информацию. В этом случае, как правило, проверяется техника выполнения двигательного действия в целом в планируемых условиях его применения и выявляется соответствие техники выполнения физического упражнения намеченному образцу.
На основе полученной информации в предварительный план обучения вносятся коррективы (частичные изменения) путем перераспределения времени на решение отдельных частных задач, применения дополнительных средств и более эффективных методов и приемов обучения.