Принципы сознательности и активности.

Эти принципы предусматривают определение путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебно-воспитательной деятельности. Его сущность заключается в формировании у индивида устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры, в стимулировании его стремления к самопознанию и самосовершенствованию. В связи с этим одним из важнейших требований данного принципа является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающим­ся.

Из практики физического воспитания и спорта известно; если занимающиеся обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потребности и интере­сы в учебно-воспитательном процессе, то его эффективность будет высокой. По­этому изучение мотивационной сферы индивида, его интересов в сфере физичес­кой культуры является важным аспектом формирования сознательности и активно­сти. Современные исследования показывают, что в процессе формирования потреб­ностей индивида в высокой двигательной активности существенную роль играют три основных фактора. В первом, наиболее сильном по своему влиянию факторе, отражено влияние спортивных традиций в семье (активные занятия физическими упражнениями членов семьи, личный пример родителей, а также воздействие лич­ности преподавателя, его авторитета и уровня профессиональной компетенции). Второй фактор отражает взаимосвязь мотивационной сферы и ожидаемых резуль­татов от занятий физическими упражнениями (снижение жировой массы и повы­шение мышечного компонента состава тела, гармоничное телосложение, отвечаю­щее современным эстетическим требованиям). Таким образом, влияние второго фактора на мотивационную сферу помимо биологических потребностей в двига­тельной активности индивида обусловлено динамикой результатов, определяющих долгосрочные цели занятий. Третий фактор отражает общие закономерности раз­вития и самоорганизации живых систем, определяющие синергизм культурных, со­циальных факторов и биологических потребностей индивида в процессе формирования сознательности и активности.

Перед коллективом и конкретной личностью могут ставиться перспективные (лон-гитудинальные) и текущие (ближайшие) цели. В качестве перспективных целей для контингента учащихся могут быть выполнение норм спортивного разряда, включе­ние в состав сборных команд. Текущими целями могут быть овладение техникой упражнения, достижение определенного уровня развития физических способнос­тей. Вместе с тем, важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимающихся ответы на вопросы: "почему?", "каким образом?", "в ка­ком объёме?". Осмысленное выполнение физических упражнений несомненно спо­собствует мобилизации индивида, тем самым, повышая эффективность образова­тельного аспекта занятий, и росту духовности занимающегося. При этом, педагогу необходимо учитывать состояние занимающихся. Состояние ожидания новой ин­формации, интерес к ней, безусловно способствуют повышению продуктивности занятия. В то же время информационная пресыщенность индивида может стать се­рьёзным препятствием в учебно-воспитательном процессе.

С целью формирования сознательного отношения индивида к занятию необхо­димо стимулировать его потребность в самооценке, самоанализе и самоконтроле двигательной деятельности. Для этого необходимо планировать в учебно-воспита­тельном процессе целенаправленные задания по развитию способности к опера­тивному анализу состояния (с использованием методик экспресс-контроля САН, КОНТРЭКС), умению находить ошибки в технике движений, причины их возникно­вения и пути устранения. В процессе совершенствования этих способностей зани­мающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения по силе, скорости, вре­мени и другим параметрам движения и состояния организма с оценкой, получае­мой от преподавателя. В этих занятиях целесообразно использование приемов иде-омоторной тренировки, а также тренажеров с обратной связью, обеспечивающих получение оперативной информации о качественных и количественных параметрах выполняемых физических упражнений.

Активизация деятельности индивида предполагает целенаправленное форми­рование его индивидуальной позиции в процессе освоения ценностей физической культуры. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятель­ность и творчество. Существенную роль в развитии занимающихся играет пробуж­дение у них интереса к занятиям, систематическая оценка и поощрение достигну­тых результатов, организация индивидуальных самостоятельных занятий. В этом процессе важно определить оптимальную меру баланса взаимодействия препода­вателя и занимающегося, поскольку два крайних проявления управленческой роли преподавателя - чрезмерное доминирование и недостаточная требовательность связаны с проявлением активности индивида. Немаловажную роль здесь играет авторитет преподавателя, уровень его профессиональной компетенции. Опыт по­казывает, что высокий авторитет преподавателя обеспечивает харизматическую веру занимающихся в его профессиональные знания и способствует повышению темпов освоения заданий. И, наконец, большое стимулирующее Влияние на актив­ность занимающихся оказывает выполнение заданий творческого характера, свя­занных с элементами поиска новых форм техники движений и тактики, новых средств и методических приемов. В различных современных формах активного досуга (шей­пинге, степ-аэробике, ритмической гимнастике) с целью повышения эмоциональ­ности, а также регулирования вегетативных функций организма широко использу­ются методические приемы, предполагающие подбор музыкального сопровожде­ния различной целевой направленности. Композиция, темп, мощность звука фо­нограммы в совокупности определяют степень психофизиологического воздействия на занимающихся. Темповая, ритмичная музыка современных танцевальных направ­лений значительно повышает активность занимающихся, мобилизует их моторную и вегетативную функции к интенсивной деятельности, а также определяет ритм двигательных действий.

Принцип наглядности.

Реализуется в процессе познания сущности изучаемых двигательных действий, биомеханических закономерностей их построения. Он предусматривает формиро­вание у занимающихся точного чувственного образа (модели деятельности) техни­ки, тактики, проявляемых физических способностей не только по зрительным ощу­щениям, но главным образом, по совокупности ощущений, поступающих с других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Основными формами чувственного познания в реализации принципа наглядности являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения отражают отдельные свойства физических упражнений (например: быстро, сильно, медленно, слабо и т.д.). В ре­зультате многолетних тренировок квалифицированные спортсмены приобретают способность к тонко дифференцированным ощущениям при выполнении специа­лизированных двигательных действий. Под восприятием принято понимать процесс целостного отражения изучаемого двигательного действия (например: бег, прыж­ки, плавание). И, наконец, представление характеризуется мысленным воспроиз­ведением двигательной деятельности. В практике спорта представление физичес­ких упражнений, их многократное мысленное повторение используют как методи­ческий прием идеомоторной тренировки.

В процессе построения концептуального образа разучиваемого действия важ­ную роль играет объём сенсомоторной информации, хранящейся в памяти индиви­да. Он является предпосылкой к формированию таких сложно дифференцирован­ных тактильных восприятий, как "чувство воды", "чувство весла", "чувство мяча" и т.д. Чем богаче чувственный образ, тем выше интерес занимающихся к изучаемому действию, тем быстрее формируются на его основе двигательные умения и навы­ки. В практике занятий физическими упражнениями реализация принципа нагляд­ности предусматривает комплексное использование прямой и опосредованной форм наглядности. Наряду с общепедагогическими средствами (живой показ дви­гательного действия, имитационный показ его частей и движения в целом, его об­разное описание, демонстрация и разбор ошибок - формы прямой наглядности) целесообразно использование кинограмм и видеозаписей, таблиц, диаграмм -опосредованные формы наглядности, а также специализированных средств направ­ленного воздействия на функции сенсорных систем (технические средства обуче­ния, свето-, звуколидеры, тренажеры с обратной связью). Их комплексное исполь­зование в учебно-воспитательном процессе обеспечивает качественный переход от чувственного познания к пониманию сущности изучаемого материала.

При использовании комплексных форм наглядности необходимо учитывать ряд положений. Эффективность применения тех или иных средств обусловлена инди­видуальными особенностями восприятия (доминированием функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладани­ем предметно-чувственного или словесно-логического восприятия). Степень и ха­рактер применения наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возра­ста, пола, подготовленности и типологических особенностей нервной системы за­нимающихся. Целенаправленное использование комплексных форм наглядности существенно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Наши рекомендации