Массовое библиографическое информирование
призвано содействовать информированию широкого круга лиц и коллективов, заинтересованных в систематическом получении сведений о вновь появляющейся литературе. Масс. инфор-е служит одним из средств пропаганды литературы, поступающей в фонд биб-ки.
Распространенной формой массового библ. обсл. является выпуск информационных бюллетеней, в которых сведения о поступивших в биб-ку изданиях располагают в определенном порядке9чаще систематическом).Бюллетени распространяются в сомой библиотеке и в других организациях.Часто списки новых поступлений печатают на компьютере и вывешивают у стола выдачи литературы.Нередко списки заменяют картотекой, помещенной на столе выдачи или рядом с каталогами.Также для информирования проводят тематические обзоры, рассчитанные на определенные группы читателей.Для информирования используют и СМИ, размещая на страницах газет списки и краткие обзоры, многие библиотеки имеют свою рубрику на страницах газет(«Книжная полка», «Новые книги» и др.)
День специалиста ДС-комплекс. форма об-ия, сочетающая непосредст. показ первич. и вторич. док. с др. мероприятиями по пропаганде достижений науки и техники. Он организуется для специалистов определенной категории (экономистов, учителей и т. д.).
Если ДС проводится для дан. категории работников впервые, подбор лит-ы осущ. ретроспективно, при повторном проведении - ограничиваются новыми поступлениями. Наряду с показом отобр. первич. и вторич. док.ДС включ. чтение лекций, демонстрацию фильма по дан. тематике и обязательно бг обзор осн. лит-ы. Такой комплекс мероприятий и возможность непосредственного общения специалистов м/д собой превращает ДС в эффектив. ср-во пропаганды новейших достижений науки и техники, передового производственного опыта. В некот. б-ах специалистам могут быть предоставлены копии малообъемных док. или же они могут получить по МБА материалы, с кот. нельзя снять копии.
Дан. форму об-я используют многие др. спец. б-ки, где она получила название День кафедры. Особенность: открытый просмотр первич. и вторич. док. проводится как по профилю кафедр, так и по отдел. темам, заказанным кафедрой. В последнем случае выпускающие кафедры приглашают студентов-дипломников и аспирантов. Работники б-и совместно с общественным информатором консультируют сотрудников кафедры, аспирантов и дипломников по методике бг поиска, ведения картотек, оформления бг ссылок и списков использован. лит-ы в научных работах. Показ док. на ДК сопровож. обзором, с кот. выступает один из работников б-ки.
«Кольцевая почта»информируют специалистов имеющих близкие по содержанию информационные потребности. Для них биб-ка подбирает из новых поступлений первичные и вторичные документы, которые вкладываются в специальные папки. К папке прикрепляется «путевка», т.е. список специалистов, которые должны ознакомиться с вложенными материалами, передавая их друг другу в последовательности фамилий, приведенных в списке.Последний возвращает папку с материалами в библиотеку.На каждого отводится 2-3 дня.Один из работников контролирует прохождение папки по кольцевой почте.
День информации ДИ-комплексное мероприятие, предусматривающее инф. о новых поступлениях, включая и бг материалы. Периодичность проведения ДИ зависит от колич. поступ. лит-ы; при небольшом объеме поступлений организуется один раз в месяц. В круп. науч. б-х выставка новых поступлений обновляется еженедельно.
О ДИ б-ка извещает читателей, организации и учреждения, находящиеся в зоне обслуживания, с помощью плаката, по местному радио и ч/з местную печать, а также путем рассылки специал. писем-извещений. Особенно важна такая реклама в начальный период организации ДИ.
Выставка-просмотр или подборка новых поступлений организуется в чит. зале б-и . Лит-у группируют по осн. отраслям знаний и раскладывают на столах. Источники бг информации (текущие и ретроспективные указа., карточки РКП) также подбир. и в соответствии с их содерж. располагают вместе с первич. док. Работники б-ки организ. сбор заявок от посетителей на заинтересовавшие их материалы, проводят консультации, обращают внимание на необходимость знакомства с бг источ., отражающими лит-у.
В некот. ЦБС показ новых поступлений сопровождается устным бг обзором наиболее ценных книг. Иногда этот обзор записывается на магнитную ленту, и при желании читатели могут его прослушать.
ДИ проводятся в теч. 2-3дней и далеко не всем чит. удается посетить б-у именно в эти дни, эффективность дан. мероприятия в регион.б-ах снижается.Желательно иметь картотеку новых поступлений. Ею могли бы воспользоваться чит., не присутствовавшие на ДИ.
5. Общие вопросы организации и методики библиографического обслуживания
Вся библиографическая деятельность библиотеки нацелена на удовлетворение информационных потребностей читателей.
Информационные потребности – осознанные потребности в информации необходимой для получения недостающих знаний.
Возникновение информационной потребности связано с деятельностью человека Она является исходным пунктом возникновения потребности человека вообще, в том числе и потребности в информации, а они в свою очередь стимулируют новую деятельность. Классификация информационных потребностей. С научной точки зрения она важна для правильного понимания механизма и закономерности их возникновения, определения свойств и особенностей проявления, их значения в деятельности. Информационные потребности бывают: субъективные и объективные (формы существования информационных потребностей). Объективные – потребности, существующие, независимо от человека, вне и помимо его сознания. Субъективные – отражение объективных информационных потребностей в сознании людей.
Правильнее говорить о специфических свойствах информационных потребностей, которые можно определить как объективные и субъективные. Под объективными свойствами понимается та часть содержания потребностей, которая соответствует информации, действительно необходимая для решения задачи деятельности. А субъективным свойством информационных потребностей является та часть содержания информации, которая, наоборот, не соответствует необходимой информации.
Т.о., объективное и субъективное - определенные свойства информационных потребностей, указывающие, насколько представления субъекта о необходимой информации полны и точны (адекватны).
Деление информационных потребностей на общественные, коллективные и индивидуальные; реальные и потенциальные информационные потребности; пассивные и выраженные, временные и постоянные, профессиональные и непрофессиональные. Различные по тематике, видам необходимой информации (фактографическая, концептуальная, методическая, инструктивная и др.), по видам документов (книги, журналы, специальные виды научно-технической документации, отчеты и др.), по особенностям потребителей информации (ученые, инженеры, предприниматели и др.). особенностям потребителей информации (ученые, инженеры, предприниматели и др.).
Методы изучения информационных потребностей.Исследованию подвергались различные аспекты информационной потребности: содержание, динамика изменения, формы и интенсивность проявления и т.д. Наиболее важной характеристикой является содержание, направленность их на информацию определенной тематики и вида. Изучение остальных свойств в большинстве случаев производится на основе уже выявленного содержания потребностей. Именно тематическое содержание является главной проблемой практически любого исследования.
Методы подразделяются на 2 гр. - прямые и косвенные в зависимости от того, какие связи устанавливаются между исследователями и обследуемыми. К первым относят опрос, а ко вторым - использование данных, содерж. в к-л док. Между тем в социологии такое разделение отсутствует. Употребление терминов «прямой» и «косвенный» относятся к классификации вопросов, задаваемых при опросе респондентов. 3 гр. методов: наблюдение (имеется в виду наблюдение за реципиентом и его действиями); изучение документальных источников; опрос.
2. Задачи, содержание и технология справочно-библиографического обслуживания (СБО)
В ГОСТе 7.0-99 СБО определяется как «обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации, связанное с предоставлением справок и др. бг услуг».
Вопр. СБО и формированием Ф. справоч. л-ры занимал. дос. давно и 1-ые публик. и вопр. об организ. этого вида деят-ти затрагивались в разных круп. б-х как в России, так и зарубежом. Так, в серединеXIX века в структуре Императорской Публичной библиотеки в Петербурге, библиотеках Румянцевского музея и Московского университета начали создаваться так называемые «справочные столы», «справочные библиотеки», в задачу которых входили ответы на читательские запросы, получившие впоследствии название «справок». В 1891 г. амер. специалистами были разработаны теоретич. основы СБО и появилось 1-е определение СБО, кот. звучало следующим образом: СБО – это выполнение каких-л. и всех возможных действий, способствующих обеспечению доступа к БФ.
Осн. теоретич. и методич. проблемы по организации и ведению СБО были разработаны в 60-е гг. 20 в. В истории формирования СБО можно выделить след. мероприятия. В 1961 г. на Всерос. съезде по б.д. обсуждался вопрос о закреплении фун-й СБО за всеми б-ками. В результате этого в этом же году было проведено совещание по справоч. работе б-к, кот. утвердило с-му координаций СБО в стране и закрепило за крупнейшими б-ками их отраслевую направленность по СБО чит-лей. Было выделено 5 крупнейших б-к: ГБЛ, ГПНТБ России, БАН, ЦНСХБ и регионал. центры на базе краевых/областных б-к.
С 1970 г. велись активные науч. разработки в области СБО. С 1990-х гг. СБО претерпело значит. изменения. Прежде всего изменилось содержание запросов. На 1-е место вышли вопросы экономики, истории регионов, банковской деят-ти и т.д. Отсутствие Ф-в и бг. изданий по дан. вопросам значительно затрудняло СБО. С 1990 по 2000-е г. состояние СБО в б-ках достаточно противоречиво. За эти годы сформировались бол. пробелы в комплектовании справоч. изданиями, изданиями РКП и т.д. Внедрение нов. инф. технологий и платных услуг в б-ках позволило бол. часть СБО осущ. в плат. режиме. В связи с этим обсуждается вопрос о нов. требованиях проф. подготовки бг. кадров. Т.к. бг-ф в рамках СБО должен знать состав инф. ресурсов конкрет. б-ки федерал. уровня, мир. инф. ресурсов и обеспечивать доступ к ним своим пользователям.
СБО – это доведение бг. инф-ии до потребителей в соотв-вии с разовыми запросами( в виде справки, содержащий библиографическую информацию или в виде консультации). Выполнение библиотекой функций специфической справочной службы является закономерным явлением, апоскольку в ее фондах сосредоточены различные справочные и библиограф. издания. Основная доля выполняемых в библиотеках справое приходится на библиографический отдел, отдел обслуживания и на пункте дежурства работников биб-ки у каталогов.Запросы могут поступать от организаций по телефону или письменно.Таким образом, СБО принадлежит к числу обязательных функций библиотек и служит удовлетворению прав пользователей на информацию о составе библ.фондов и содержащихся в них конкретных документах, консультационную помощь в поиске и выборе источников информации и др.
Библиограф. запрос- обращение пользователя в устной, письменной или электронной форме, отражающее потребность в библиограф.информации. Цели обращения с запросами весьма разнообразны- управленческие, научные, производственные, учебные, самообразовательные, досуговые.