Методическое обеспечение библиотечной работы.

Методические центры осуществляют методическую работу на основании положения о методической деятельности отделов

Задачами являются:

1. Оказание методической помощи библиотекам и библиотекарям по всем направлениям работы

выезд на места

внедрение различных нормативно-инструктивных норм

проведение консультаций

обзоры

написание рецензий и отзывов.

2. Изучение, обобщение, распространение и внедрение нововведений (передового библиотечного опыта) в практику работы

3. Повышение квалификации библиотечных работников.

Принципы методического воздействия: 2 группы;

Принципы характерные для всей библиотечно-библиографической деятельности.

Научности – сочетание теории с практикой работы библиотек.

Дифферированный подход с учётом специализации работников.

Принципы характерные для методической деятельности:

связь с практикой работы библиотек.

Выделение главного звена.

ФУНКЦИИ:

1. Организаторская – методисты должны способствовать организации обслуживания населения (разработка единых планов библиотечного обслуживания)

2.Разработка единых учетных и отчетных форм библиотек (анализ работы библиотек)

3. Информационная – методические центры должны своевременно изучать опыт работы библиотек, обобщать его и знакомить библиотечных работников с данным опытом работы непосредственно путем оформления информационных карт опыта, картотек, стенгазет, знакомить с опытом на семинарах, научно-практических конференциях и т.д.

4. Педагогическая – тесно связано с информационным т.к. получая информацию библиотечные работники получают теоретический и практический опыт.

5. Научно-исследовательская. Методические центры проводят исследования в области библиотековедения, библиографоведения различными формами (опросы, анкетирование).

Повышение квалификации:

Учебные заведения.

Научно-практические конференции.

Практикумы.

Стажировки.

Самообразование.

Контроль и анализ библиотечно-информационной деятельности является одной из основополагающих функций менеджмента.

Контроль – наблюдение за ходом процессов на управляемом объекте.

Анализ – комплексное изучение деятельности структуры подразделений или организации в целом с целью объективной оценки деятельности.

Одним из эффективных форм контроля и анализа является Инспектирование – это наблюдение, анализ, контроль за организацией работы, за использованием всех ресурсов (финансовых, трудовых, материальных) за определённый промежуток времени.

Систематическое инспектирование рассматривается как средство совершенствования всей работы и главным в И. является проверка занятости коллектива работников исполнением ими своих обязанностей, а также эффективное использование финансовых и материальных ресурсов.

Однако И. нельзя рассматривать как проверку или изобличение нарушений, а главная задача обнаружить новое, изучить, обобщить, внедрить в практику работы. Подтянуть отстающих до уровня передовых. Умело использовать вовремя выявленные недостатки.

Формы инспектирования:

Выезд инспекторов в конкретные библиотеки.

Вызов библиотечного работника с отчётом.

обследование (плановое и внеплановое).

Перед тем как обследовать:

Разрабатывается памятка по обследованию. С памяткой знакомится обследуемый коллектив.

После обследования составляется справка с которой знакомят коллектив (в 3-х экземплярах кто послал, методические центры, исследуемым).

В справке указываются:

Положительные моменты;

Недостатки;

Причины→пути устранения→ответственность→сроки.

1. Определение и сущность информационного рынка.

Рынок АБИС

Информационный рынок является необходимым условием и своего рода стимулятором перехода к информационному обществу.

Основу информационного рынка составляет производство информационных продуктов и услуг.

Существуют 2 критерия информационного производства и общества:

1. информационное производство превалирует над материальным производством, когда бюджет той или иной страны (его пополнение) базируется на средствах вырученных от продаж ИПУ, и составляют более 50%.

2. количество занятых в информационном производстве больше количества занятых в материальном.

Информационное производство в настоящее время сопоставимо по своим масштабам, целям и задачам с материальным производством и уже последние 10 лет мы можем говорить об информационной индустрии, в которую так же включено и производство компьютерной техники, средств связи и телекоммуникаций.

Основу информационного производства составляет триединство понятий:

1. Человек,

2. ИПУ,

3. Общество.

Информационное производство развивается по определенным законам:

Закон проникновения: никакая деятельность людей в обществе и общества в целом не свободна от информации и информационного производства, с него начинается им и заканчивается.

Закон выращивания: информационное производство надо развить, вырастить.

Закон неистребимости информации: информация не исчезает, не амортизуется, но передается из поколения к поколению.

Информационный рынок – это совокупность поставщиков ИПУ, покупателей информационного товара, посредников, которые осуществляют между собой обмен информационным товаром с использованием определенной ценовой политики.

Информационное производство в настоящее время сопоставимо по своим масштабам, целям и задачам с материальным производством и уже последние 10 лет мы можем говорить об информационной индустрии, в которую так же включено и производство компьютерной техники, средств связи и телекоммуникаций.

Основу информационного рынка составляет производство информационных продуктов и услуг.

Информационный рынок – это совокупность поставщиков ИПУ, покупателей информационного товара, посредников, которые осуществляют между собой обмен информационным товаром с использованием определенной ценовой политики.

Требования к информации:

· Общедоступность,

· Актуальность,

· Понятность (доступность),

· Достоверность,

· Новизна.

Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность (по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным), процесс “старения” информации может длиться от пяти до пятнадцати лет.

В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий.

В - четвертых, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства.

. Поставщикамиинформационных продуктов и услуг могут быть:

· центры, где хранятся и создаются базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

· службы телекоммуникации и передачи данных;

· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например, консалтинговые фирмы, банки, биржи;

· коммерческие фирмы;

· информационные брокеры.

Потребители – различные физические и юридические лица решающие соответствующие задачи.

посредники – информационных продуктов и услуг осуществляют между потребителями и поставщиками обмен информационным товаром с использованием определенной ценовой политики.

Свойства АБИС как товара:

· Информация имеет стоимость и потребительскую стоимость (производство информации и ее цена на рынке). Потребительская стоимость формируется под воздействием спроса и предложения, а так же от покупательской способности потребителя.

· Информация в отличие от материальной собственности не отличается требованиями экономичности, наоборот, чем информация чаще используется, тем богаче от этого общество.

· Информация способствует ресурсосбережению общества, то есть использование таких его ресурсов как трудовых и т.д.

· Информация сама является стратегическим ресурсом.

· Информации присущи свойства старения, повторяемости и т.д.

АБИС один из сегментов рынка программных средств, но не только, в них временно хранятся и используются ИПУ первых пяти групп (связанных с полными текстами документов, результат библиографического синтеза и анализа информации, результат рекламной деятельности, результат научно-информационной деятельности).

АБИС как другие ИПУ так же выступает в качестве объекта купли-продажи. Она имеет свою стоимость и потребительскую стоимость. Стоимость определяется исходя из затрат на ее проектирование, разработку, внедрение. Потребительская стоимость данного ИП, зависит от спроса и предложения. Кроме этого на формирование цены воздействуют и другие факторы: качество системы, условия связанные с обеспечением ее новых версий, особенности поставки системы (модули, подключение), платежеспособность библиотек, статус библиотеки (Вузовские библиотеки и других учебных заведений могут рассчитывать на скидки).

2. АБИС как товар

Основу информационного рынка составляет производство информационных продуктов и услуг.

Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров:

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность (по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным), процесс “старения” информации может длиться от пяти до пятнадцати лет.

В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий.

В - четвертых, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства.

Требования к информации:

· Общедоступность,

· Актуальность,

· Понятность (доступность),

· Достоверность,

· Новизна.

Отличия, присущие услугам:

9. Неосязаемость (услугу нельзя потрогать до момента её оказания);

10. Неотделимость от источника (услуга одновременно предоставляется и потребляется);

11. Непостоянство качества (услуга зависит от того, где, когда и кем она предоставляется);

12. Недолговечность.

Критерии и качества информационной услуги:полнота, достоверность, оперативность, удобства, доступность для пользователя.

среди ИПУ, которые функционируют на информационном рынке можно выделить 5 групп:

1. ИПУ, связанные с полными текстами документов: традиционные фонды НТИ, библиотек, музеев и т.п., полнотекстовые базы данных.

2. ИПУ, как результат аналитико-синтетической обработки информации и библиографического поиска: это разнообразные печатные библиографические пособия и БД – эти БД бесплатные, но есть и платные.

3. ИПУ, как результат фактографического анализа и синтеза информации: традиционные фактографические источники (словари, энциклопедии…), все фактографические БД, их классифицируют на объект, предмет, средство, явление. Подавляющее их большинство платные БД, либо за пароль-доступ к серверу, либо за единицу носителя.

4. ИПУ как результат рекламной деятельности: печатные рекламные материалы, вся рекламная продукция в Интернет и выставочно-ярмарочная деятельность (презентации, выставки, ярмарки, дни информации) – платный продукт.

5. ИПУ как результат научно-информационной деятельности: ИПУ полученные по результатам научных исследований, в первую очередь обзоры всех типов, аналитические БД (могут быть доступны в сетевом режиме, его достоинство: гиперссылки). Это самые дорогие ИПУ, особенно если они посвящены бизнесу.

6. некоторые специалисты выделяют шестую группу: Программное обеспечение (ПО), оно обеспечивает создание хранение и использование всех ИПУ (предыдущих 5-ти групп), кроме того, ПО сопоставимо с материальными продуктами и услугами, но зачастую намного превышает его по стоимости.

Основу информационного рынка составляет ПО: стандартное (WINDOWS, LINUX…), прикладное (для решения задач в определенной области: например АБИС).

Свойства АБИС как товара:

· Информация имеет стоимость и потребительскую стоимость (производство информации и ее цена на рынке). Потребительская стоимость формируется под воздействием спроса и предложения, а так же от покупательской способности потребителя.

· Информация в отличие от материальной собственности не отличается требованиями экономичности, наоборот, чем информация чаще используется, тем богаче от этого общество.

· Информация способствует ресурсосбережению общества, то есть использование таких его ресурсов как трудовых и т.д.

· Информация сама является стратегическим ресурсом.

· Информации присущи свойства старения, повторяемости и т.д.

Жизненный цикл – это совокупность последних состояний (этапов) нахождения на информационном рынке.

Фазы жизненного цикла ИПУ:

1. выведение на рынок

2. рост

3. зрелость

4. упадок

АБИС один из сегментов рынка программных средств, но не только, в них временно хранятся и используются ИПУ первых пяти групп (связанных с полными текстами документов, результат библиографического синтеза и анализа информации, результат рекламной деятельности, результат научно-информационной деятельности).

АБИС как другие ИПУ так же выступает в качестве объекта купли-продажи. Она имеет свою стоимость и потребительскую стоимость. Стоимость определяется исходя из затрат на ее проектирование, разработку, внедрение. Потребительская стоимость данного ИП, зависит от спроса и предложения. Кроме этого на формирование цены воздействуют и другие факторы: качество системы, условия связанные с обеспечением ее новых версий, особенности поставки системы (модули, подключение), платежеспособность библиотек, статус библиотеки (Вузовские библиотеки и других учебных заведений могут рассчитывать на скидки).

Это затраты и рентабельность. Рентабельность около 20-25%, остальное затраты.

Кроме того, на рынке широко распространена оптовая распродажа: чем большее количество покупается, тем больше скидки на нее (до 50%).

Существуют также договорные цены: в них указывается более льготные процедуры оплаты (кредит, лизинг, аренда, лизинг-аренда с последующим правом выкупа).

Каждый ИПУ имеет свою стоимость и потребительскую стоимость – это затраты на проектирование, разработку, внедрение…

Потребительская стоимость – это нужда в этом ИПУ.

На формирование цены воздействуют также и другие факторы, вытекающие из спроса и предложения: качество системы, условия ее внедрения и сопровождения, условия связанные с обеспечением новыми версиями, особенностями поставки системы (модули, подключение), платежеспособность покупателя, статус покупателя (например, скидки для учебных заведений, для инвалидов и т.п.).

виды оплат за пользование БД.

1) Оплата, исходя из количества документов, найденных в системе (учитывается уровень информационной культуры пользователя: за одно и то же время подготовленный пользователь может найти большее количество документов, что выгодно АБИС, другой неподготовленный, значительно меньше, что не выгодно владельцу АБИС).

2) Оплата за конкретный поиск (недостатки: неудлевотворенность пользователя, если поиск безрезультателен, боязнь пользователя начать новый поиск, за него так же надо платить).

3) Повременная оплата за минуту (этот вид оплаты распространен в крупных автоматизированных системах, он объединяется с абонентской оплатой, для стабильных пользователей: фирм, организаций, предприятий; есть и беспарольный вход; абонентская оплата + поминутная (как в МТС)).

4) Оплата за пароль входа в систему (за санкционирование поиска документов или безсанкционная)

5) Вид оплаты, самый непопулярный (за ресурс вычислительной мощности системы, используется

6) Вид оплаты, самый непопулярный (за ресурс вычислительной мощности системы, используется в процессе обучения пользователей (электроэнергия + амортизация…) для индивидуальных пользователей не используется).

Истоки проблемы собственности на ИПУ и АБИС в том, что, продавая информацию (ИП) в отличие от материального товара владельцем становится и покупатель, и производитель, в связи с этим зачастую сложно определить, кто является производителем данного продукта. Такая сложность приводит к пиратскому тиражированию информации и ИП, у нас в Беларуси она архиважна и сложна, большинство продаваемых ИП у нас не лицензионны. С АБИС, пока нет большого рынка, эта ситуация отслеживается. Эти отношения регулируются «законом об авторском праве и смежных правах» и другими законодательными актами о продуктах на электронных носителях. Основы формирования политики информационной безопасности Союза были заложены в Концепции безопасности Союза Беларуси и России, утвержденной Решением Высшего Совета Беларуси и России от 28 апреля 1999 г. № 3, и в Совместной программе "Защита общих информационных ресурсов Беларуси и России", утвержденной постановлением Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России от 8 сентября 1999 года № 27. Вместе с тем, вопросы влияния глобальных компьютерных сетей на информационную безопасность Союза, на наш взгляд, не нашли должного отражения в вышеназванных документах. Сегодня в странах с развитой информационной инфраструктурой вопросы разработки правовых и организационных механизмов обеспечения информационной безопасности в Интернет выдвигаются в разряд приоритетных: проводятся специсследования, создаются общественные объединения, разрабатываются кодексы поведения различных групп пользователей в Интернет и принимаются законы. К числу основных проблем, нуждающихся в скорейшем нормативном урегулировании для обеспечения защиты интересов Союза Беларуси и России в данной области необходимо отнести определение согласованной политики Республики Беларуси и Российской Федерации в отношении правового регулирования использования Интернет по следующим трем основным направлениям:

3. Инфраструктура рынка информационных продуктов и услуг и АБИС

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально- технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в Беларуси быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.(например, закон «Об авторском праве и смежных правах»). Это совокупность нормативно-правовых норм, которые регулируют создание, юридических статус и функционирование информационных систем, бывают общего и локального характера, общего – регулирует формирование любой информационной системы, локальная – конкретной системы.

3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

4.Организационная составляющая – это элементы госрегулирования взаимодействия производителей и распространителей ИПУ. Роль государства в период нестабильности, его поддержка, и т.п.п.

5.Основными составляющими информационного рынка будут поставщики потребители и посредники. Поставщикамиинформационных продуктов и услуг могут быть:

· центры, где хранятся и создаются базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

· службы телекоммуникации и передачи данных;

· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например, консалтинговые фирмы, банки, биржи;

· коммерческие фирмы;

· информационные брокеры.

Потребители – различные физические и юридические лица решающие соответствующие задачи.

посредники – информационных продуктов и услуг осуществляют между потребителями и поставщиками обмен информационным товаром с использованием определенной ценовой политики.

Вся эта совокупность составляющих организует единый комплекс.

Технические и технологические составляющие информационного рынка:

Под ней понимают современное информационное оборудование, мощ­ные компьютеры и развитую компьютерную сеть и соответствующие им техно­логии переработки информации; должны получать распространение современные мировые технические достижения, например: 1. Возможность работы в глобальной компьютерной сети Интернет, что позволяет выводить информаци­онные ресурсы на мировой рынок; 2. Технология WWW (Всемирная паутина), ведение гипертекстовой среды; 3. Совершенствование и развитие электронной почты, где должно быть вовлечено большое количество пользователей и инди­видуалов. В Росси — компьютерная сеть "Редком".

Нормативно-правовая составляющая инфорынка

Включает в себя юридические документы, указы, постановления, кото­рые обеспечивают цивилизованные отношения на инфорынке. В России это: За­кон об "Информации, информатизации и защите информации", Закон о "Правовой охране программ для ЭВМ и БД", Закон о "Правовой охране инте­гральных схем". В Беларуси — Закон об "Информации, информатизации и за­щите информации", Закон об "Охране и защите интеллектуальной собственно­сти". Эта составляющая должна пронизывать все сферы общества, предполагать разумную государственную политику.

Нормативно-правовое обеспечение (НПО) —г совокупность нормативно-правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функциониро­вание информационных систем, регламентирующих порядок получения, преоб­разования и использования информации. Главная цель НПО — укрепление за­конности. В состав НПО входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы мини-

стерств, ведомств, организаций, местных органов власти. Можно выделить: об­щую часть — регулирует формирование любой информационной системы и ло­кальную часть — регулирует формирование конкретной информационной сис­темы.

Правовое обеспечение этапов разработки инфосистемы включает норма­тивные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отношений от договора.

Правовое обеспечение инфосистемы включает: статус системы; права, обязанности и ответственность персонала; правовые положения отдельных ви­дов процесса управления; порядок создания и использования информации и т. д.

Информационная составляющая инфорынка

Включает в себя справочно-навигационные средства, структуры, помо­гающие находить нужную информацию. Например, "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обобщены сведения об информацион­ной структуре рынка, включая распространителей и производителей.

Организационная составляющая инфорынка

Это элементы госрегулирования взаимодействия производителей и рас­пространителей ИПУ. Роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности, его поддержка. Фактор госполитики должен быть актуальным. Государство должно перераспределять общественные фонды, чтобы помочь увеличению занятости, которая в связи с внедрением новых, информационных технологий постоянно уменьшается. В связи с сокращением военно-промышленного комплекса государство вынуждено направит поток высококвалифицированных специалистов в наукоемкие технологии, где требуются огромные затраты на их разработку и реализацию.

4. Рынок АБИС Беларуси

На рынке АБИС в РБ можно выделить несколько типов АБИС:1) Отечественные АБИС в основном разработаны для нужд определенной библиотеки (сети б-к), и направлены на автоматизацию основных библиотечных процессов. Большинство из них «закрытые» системы и не соответствуют современным требованиям построения корпоративных сетей.2) Российские продукты более отвечают современным требованиям, но не поддерживают BELMARC формат.3) Зарубежные системы (пока только Liber).

Наши рекомендации