Состояние автоматизации в библиотеках Республики Беларусь.
Под «автоматизацией библиотек» понимается комплекс мероприятий по разработке (внедрении) в ее работу интегрированной АБИС определенного масштаба и назначения, что определяется самой библиотекой или их корпоративным объединением.
Автоматизация в библиотеках Беларуси находится на разных этапах своего развития. Пока преобладает этап внутри библиотечной автоматизации, которая к тому же еще не охватила большинство библиотек страны. Несмотря на отсутствие цельной государственной политики, имеющиеся трудности и недоработки, в последние годы библиотеки Беларуси добились определённых успехов в области информатизации, существенно расширилась её география. Ведется работа по созданию ведомственных и региональных автоматизированных библиотечных сетей.
Перед Беларусью стоит задача создания Национальной библиотечной компьютерной сети, построенной на основе информационного взаимодействия локальных, отраслевых и региональных автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС). Такая сеть, реализованная с помощью современных телекоммуникационных средств связи, призвана:
ликвидировать существующее дублирование в подготовке информационных ресурсов;
обеспечить свободное получение и обмен информацией внутри страны и за ее пределами;
обеспечить доступ в глобальные мировые компьютерные сети;
содействовать продвижению на мировой информационный рынок национального информационного продукта.
Реализации сетевого взаимодействия библиотек различного уровня, прежде всего, требует четкой проработки его функциональных аспектов. Функциональный аспект получил свое отражение и в Концепции информационного взаимодействия библиотек Беларуси, которая была разработана научным коллективом (участником которого был и автор данного доклада) в 1999 г. по инициативе Белорусской библиотечной ассоциации и по заданию Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы.
Функциональный аспект предполагает взаимодействие библиотек по следующим основным направлениям:
§ комплектование фондов;
§ корпоративная каталогизация;
§ создание сводного электронного каталога;
§ ретроконверсия каталогов;
§ создание сводных отраслевых и тематических баз данных;
§ обслуживание по МБА и ММБА;
§ электронная доставка документов;
§ обеспечение доступа к зарубежным базам данных.
Речь идет о сетевом взаимодействии на уровне формирования, создания, использования первичных и вторичных информационных ресурсов.
На уровне первичных информационных ресурсов основным является координация формирования фондов универсальных и отраслевых библиотек с четким определением их направленности и тематики. Подобная координация в Беларуси пока существует только по национальному документу. Необходимо также согласовать тематику формирования фондов и в отношении российских и иностранных документов. Между головными библиотеками должна быть установлена ответственность за полноту формируемых фондов на различных материальных носителях, в том числе электронных.
Необходимо создать единую национальную систему МБА, построенную в соответствии с административно-территориальным делением Беларуси на базе сложившихся сетей библиотек и органов НТИ независимо от их ведомственной подчиненности. Взаимодействие по МБА предполагается осуществить в два этапа. На первом между региональными центрами (район область республика) связь осуществляется посредством электронной почты по стандартному образцу. На втором – после создания сводного электронного каталога (СЭК) – требования могут выполняться с использованием СЭК на областном и республиканском уровнях. Для ММБА конечными пунктами требования являются головные библиотеки. Порядок функционирования национальной системы МБА определяется в соответствующем стандарте.
Электронная доставка бумажных документов предусматривает перевод их в электронную форму (сканирование) и передачу по каналам связи передающей стороной, прием и, при необходимости, распечатка на принтере принимающей стороной. Доставка электронных документов может осуществляться в интерактивном режиме пользователем без посредников. Электронная доставка документов может происходить как путем файлового обмена по электронной почте, так и с помощью Интернет.
Основу сетевого взаимодействия на уровне вторичных информационных ресурсов составляет СЭК. Его основные функции заключаются в: предоставлении единой справочной базы данных (БД) о наличии документов в библиотеках и организации удаленного доступа к ней; внедрении технологии одноразового составления библиографических записей (БЗ) и их многократного использования; создании БД национального документа и предоставлении ее на мировой информационный рынок. В настоящее время создана экспериментальная модель СЭК на платформе Oracle, структура, средства доступа и модуль ввода библиографических записей в BelMARC. На первом этапе сводная БД может создаваться путем конвертирования каталогов библиотек-участниц в формат BelMARC и их последующего слияния. На втором этапе осуществляется интерактивный режим с использованием программного пакета BelMARC. Учитывая отсутствие развитой телекоммуникационной инфраструктуры библиотек, рекомендуется создавать СЭК не только на национальном, но и региональном (областном) уровне. Для обеспечения оперативности библиографирования возможна координация этой работы по двум вариантам:
1) по видам документов. Например, Национальная библиотека обрабатывает книги, а Национальная книжная палата (НКП) и Президентская библиотека – статьи;
2) по элементам БЗ. НКП создает краткую запись, библиотеки дорабатывают ее в соответствии с закрепленной за ними тематикой.
Внедрение корпоративной каталогизации возможно при наличии:
скоростных телекоммуникаций между головными библиотеками-участницами, которые имеют право создавать БЗ;
систем классификации, кодирования и национальных авторитетных/нормативных записей, работа над которыми продолжается.
Стоит задача создания центра корпоративной каталогизации, которая в условиях унитарного характера страны вполне решаема.
Ретроконверсия каталогов, учитывая большой процент совпадения репертуара в универсальных библиотеках, также будет строиться на кооперативных началах с целью избежания дублирования в этой работе. Предполагается осуществлять ее по разделам УДК в формате BelMARC по единым согласованным макетам ввода с последующей идентификацией записей по собственному каталогу. Выбор технологии проведения ретроконверсии (ручная или автоматическая) зависит от качества карточных каталогов. Для организации работ по ретроконверсии требуется разработка согласованной программы и выделения целевого финансирования.
Сводные тематические базы (СТБ) целесообразно создавать и пополнять на основе кооперации библиотек в соответствии с их универсальным или отраслевым профилем по закрепленной тематике. При этом роспись статей белорусских источников не должна дублироваться библиотеками и НКП. При отсутствии телекоммуникаций целесообразно первоначально размещать СТБ в областных и районных библиотеках.
Взаимодействие с международными БД должно осуществляться: по линии обмена с российскими библиотеками и РКП путем получения готовых БЗ российских документов и поставки, национальных БЗ; по линии обмена с OCLC получение БЗ на иностранные документы и поставка национальных БЗ в OCLC; по линии взаимодействия с библиотеками и информационными службами Польши, Литвы, Украины и других стран, связанных общей историей с Беларусью, а также странами, имеющими белорусские диаспоры.
АБИС «Natlis» разработана НПФ «Инеак», специально для использования в Национальной библиотеке Беларуси, а ее модификацию “ALIS ”, для ЦБС. Больше не в какой библиотеке АБИС «Natlis» не используется.
Основные характеристики системы:
Автоматизация всех функциональных библиотечных процессов и технологических операций, с полным объединением их в единое целое. По положению на 1 сентября 2001 года сеть НББ включает более 40 рабочих станций. Для читателей доступ к электронным ресурсам библиотеки возможен с более чем с 25 ПК (для сравнения в РГБ всего 17 ПК для локальных пользователей).
· Внутренний BelMARC-формат.
· Совместимость с RUSMARC и UNIMARC форматами, но не поддерживает протокол Z 39.50.
· Автоматическое формирование пользовательских словарей и интерактивное их ведение.
· Получение всех необходимых выходных документов.
· Создание и ведение баз данных: "Подписка", "Комплектование", "Читатель", "Обслуживание читателей, домашний абонемент" и др.
· Создание и ведение архивов полных текстов.
· Открытость и нелимитированное количество АРМов.
· Унификация интерфейсов внутри системы.
· Возможность экспорта-импорта библиографических записей.
· Связь со сводным каталогом библиотек РБ.
Функциональные возможности пакета:
· "Заказы" и "Подписка".
· Регистрация и учет фондов.
· Каталогизация и ведение каталогов.
· Библиографическая деятельность.
· Редакционно-издательская деятельность.
· Создание и ведение базы данных "Читатель".
· Обслуживание читателей, домашний абонемент.
· Статистика.
· Администрирование системы.
По концепции НПФ "ИНЕАК" разработана и внедряется автоматизированная библиотечная система практически во всех библиотеках системы Министерства культуры Беларуси. Основные принципы построения АБИС по концепции "ИНЕАКа": АБИС строится по модульному принципу.
· Каждый модуль охватывает законченный технологический участок работы библиотеки и включает определенные задачи (модуль "Комплектования", "Обработка", модуль "Библиографическая деятельность", модуль "Система обслуживания читателей").
· Структурирование библиотечных баз данных позволяет создавать индексные файлы для быстрого поиска по любому заданному элементу библиографического описания, и их совокупность дает возможность конвертирования в другие информационные структуры данных.
Система АБИС НББ работает следующим образом.
При регистрации читателя: формирование данных о пользователе: ввод данных в машину, автоматическая проверка наличия сведений о нём, блокировка данных пользователя в связи с утерей им билета, выдача дубликата, корректировка данных и перерегистрация, а так же непосредственное оформление билета пользователя, снабжённого уникальным штрих-кодом.
При входе в библиотеку на контрольно-пропускном пункте происходит считывание штрих-кода, в результате чего система проверяет действительность билета, наличие или отсутствие нарушений, а так же делает пометку в базе данных о том, что пользователь вошёл и включает режим ожидания следующего билета, если читатель не отметился на контрольно-пропускном пункте доступ к АРМу «Читатель» для него закрыт; при выходе читателя из библиотеки, система проверяет, все ли книги сдал читатель, при наличии задолженности подаётся звуковой сигнал и выводится соответствующее на экран сообщение.
Подсистема «Обслуживание» обеспечивает быстрый доступ к информации с любого компьютера сети и поддерживается АРМ администратора, который архивирует все введённые данные; для полнофункциональной работы в сети пользователь регистрируется: вводит номер читательского билета и две первые буквы фамилии, без регистрации читатель может только просматривать ЭК, после регистрации читатель получает сообщение о допустимом количестве заказываемых сегодня документов.
Заказ документов осуществляется в трёх режимах:
1. По расстановочным номерам (шифрам), и читатель получает сообщение о занятости данного документа.
2. Без шифров, согласно введённому пользователем библиографическому описанию документа, которое отсылается в ГАК, где работники библиотеки определяют шифр документа.
3. По ЭК, читатель находит книгу и тут же переводит её в читательский блокнот.
Система предоставляет широкий спектр услуг:
· Возможность просмотра электронного формуляра и уточнения сроков возврата документов;
· Возможность автоматизированного поиска документов, позволяющего быстро и эффективно осуществлять поиск по различным поисковым элементам;
· Возможность отбора нужных документов в блокнот с последующим их заказом;
· Предоставление оперативной информации о занятости книги;
· Определение места нахождения документа;
· Предоставление сведений о пути заказа;
· Быстрая технология получения документа;
· Ведение архива пользователя с возможностью его просмотра и заказа нужного документа;
· Возможность продления и обмена документов.
Рассмотрим дальнейший путь заказанных документов. Если не занят хотя бы один из номеров (шифров) заказанных документов, если заказ производится в первом или третьем описанном режиме, то через каждые полчаса требования на документы выводятся в основном хранилище. Требование выполняется и выводится список выдачи документов, который с выполненными документами сотрудники доставляют в читальный зал, где сотрудники читального зала принимают документы.
В случае если читатель заказывает документ без шифра, требование поступает, а Генеральный алфавитный каталог по сети и сотрудники дорабатывают его. Затем по сети требование посылается в основное хранилище, и проходит тот же путь.
При получении заказанных книг читатель оставляет в залог читательский билет и может работать с документом в зале.
При получении документов из подсобного фонда читальных залов происходит путём считывания штрихового кода сканером с книги и читательского билета в электронный формуляр, который содержит всю необходимую информацию о пользователе.
На сегодняшний день в Интернет есть собственная Web-страничка Национальной библиотеки, в которой представлен ЭК НББ, но, к сожалению, доступ к локальному терминалу пользователя через сеть Интернет пока дело будущего. Не автоматизирован пока ещё и Абонемент НББ.
ЭК АБИС «Natlis» НББ имеет следующие базы данных:
· БД «книги» (ведет базу отдел обработки каталогов) отражает литературу по всем отраслям знаний, является библиографической, обновляется 2 раза в месяц с 1993 года.
· БД «статьи» (ведет базу справочно-информационный отдел и отдел научной информации по культуре и искусству) отражает литературу на русском языке, белорусские издания выборочно, статьи из журналов, сборников продолжающихся изданий, статьи по культуре и искусству из газет, обновляется 2 раза в месяц с 1993 года. Со второй половины 1995 года в БД отражается раздел: народное образование и педагогика.
· БД «ноты»
· БД «авторефераты» (ведет базу отдел авторефератов и диссертаций) отражает все авторефераты и диссертации, поступающие в библиотеку.
· БД «изодокументы»
· БД «карты»
· БД «белорусский национальный документ»
· БД «новые поступления»
ЭК НББ позволяет пользователям вести многоаспектный поиск документов.
Недостатки пакета:
· АБИС «Natlis» работает только в DOS, это связано с тем, что в НББ стоят ПК в основном старых модификаций.
· Не поддерживает протокол Z 39.50.
· Пока система в основном работает только под DOS.
На рынке АБИС в РБ можно выделить несколько типов АБИС:
1) Отечественные АБИС в основном разработаны для нужд определенной библиотеки (сети б-к), и направлены на автоматизацию основных библиотечных процессов. Большинство из них «закрытые» системы и не соответствуют современным требованиям построения корпоративных сетей.
2) Российские продукты более отвечают современным требованиям, но не поддерживают BELMARC формат.
3) Зарубежные системы (пока только Liber).