Эталонные корпоративные стратегии – классификация Ф. Котлера

Эталонные корпоративные стратегии рассматриваются как 4 различных подхода к росту компании, каждый из которых затрагивает определенный набор из 5основных элементов, переводя их из исходного, существующего состояния в новое, целевое. Указанные 5 элементов – это: 1) продукт; 2) рынок продукта; 3) отрасль; 4) положение компании внутри отрасли; 5) технологии.

Стратегии развития бизнеса по Котлеру:1).стратегии концентрированного роста 2).стратегия интегрированного роста3).стратегия диверсифицированного роста4).стратегия целенаправленного сокращения

Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и рынка. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли, что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок. Конкретными типами стратегии первой группы являются следующие: Стр усиления позиции на рынке(фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции), Стр развития рынка(новые сегменты, новые каналы сбыта, территориальная экспансия), Стр развития продукта(разработка новых моделей, расширение производимой гаммы товаров, рационализация ассортиментной политики.).

2-ая группа эталонных стратегий - стратегии интегрированного роста. Они затрагивает 2 из 5 элементов – отрасль и рынок. Примеры: 1) Стратегия обратной вертикальной интеграции: положение фирмы в отрасли изменяется путем усиления контроля или приобретения фирм-поставщиков. 2) Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции: положение фирмы в отрасли изменяется путем усиления контроля или приобретения структур, стоящих между фирмой и конечным потребителем ее продукта.

3-я группа эталонных стр - стр диверсифицированного роста. Данные стратегии затрагивают 3 элемента из 5 – отрасль, положение фирмы в отрасли и технологии. Стр данного типа: 1) Центрированная диверсификация – рост за счет дополнительных возможностей производства новых продуктов на основе базовых технологий. 2) Горизонтальная диверсификация – рост за счет технологически не связанных с основным производством продуктов для их реализации собственной сбытовой сетью, либо как сопутствующих основному продукту. 3) Конгломеративная диверсификация – рост за счет технологически не связанных с основным производством продуктов на новых для фирмы рынках.

4-ю группу составляют стратегии целенаправленного сокращения. Данные стр реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эфф-ти, когда наблюд спады и перемены в экон-ке.

4типа страт целенаправл сокращ бизнеса: 1) Стратегия сокращения – диверсифицированная компания закрывает или продает одну из своих СБЕ по определенным обстоятельствам. 2) Стратегия сокращения расходов – оптимизация центров формирования затрат в цепочке создания стоимости путем сокращения некоторых видов расходов, не нарушающего общего воспроизводственного цикла одной из СБЕ. 3) Стратегия «сбора урожая» - отказ от долгосрочного подхода к развитию СБЕ в пользу максимизации краткосрочной выручки, особенно если невозможна прибыльная реализация СБЕ. 4) Стратегия полной ликвидации компании – крайний вариант стратегии сокращения, когда компания терпит банкротство.

3.Риски, их оценка и страхование

Риск – вероятное событие, наступление которого может как отрицательно, так и положительно отразиться на результатах деятельности. Вероятность*Последствия = РИСК

Большинство проектов, реализуемых в нефтегазовом секторе относятся к долгосрочным и дорогостоящим, вследствие чего они характеризуются как рисковый бизнес с основными типами рисков: 1) Экономические – безрезультатная разведка месторождений, колебания рыночных цен, сложность транспортировки. 2) Политические – особенно в тех регионах мира, где политич ситуация нестабильна ( Африка, Лат Америка).

Как правило в сложных проектах спонсоры должны обеспечить гарантии страхования след рисков: 1) Региональные риски – риски, связанные с политически мотивированными действиями против проекта( эмбарго, бойкот проекта), проблемы обслуживания займов в стране, организующей проект. В некоторых случаях спонсоры берут на себя решение этих проблем. Однако, в основном спонсоры предпочитают управление портфелем рисков и инвестиций, нацеленное на минимизацию сосредоточения своих вложений в одной стране, компании, секторе. 2) Политические риски – риски, связанные с возможностью изменения госсистемы страны-производителя, национализацией, военной диктатурой, изменением законодательной базы или системы налогообложения и лицензирования. Подобные риски принимаются спонсорами проекта или страхуются путем заключения контрактов на прямую продажу. На практике грань между политическим и региональным риском трудно определить. 3) Коммерческие риски – риски, связанные с организацией производства и сбыта продукции. Оценивается в зависимости от наличия твердых контрактов. Распределяется обычно между поставщиками, потребителями и коммерческими банками-кредиторами. Можно выделить следующие: а) риск незавершения строительства объектов; б) эксплуатационный риск; в) риск изменения ценовой конъюктуры; г) риск реализации проектной продукции. 4) Риски форс-мажор – непредвиденные обстоятельства, стихийные бедствия.

После определения всего набора рисков по проекту, их распределяют между участниками проекта.

Спонсоры проектов должны быть уверены в том, что получат дивиденды на вложенные в проекты денежные средства. Соответственно в сложных проектах спонсоры должны обеспечить гарантии страхования определенного набора рисков. Гарантии: 1) Платежные гарантии банков ( банковские гарантии, аккредитив). Размер платы за выставление аккредитива зависит от административных расходов, расходов банка на создание резервов и банковской маржи. 2) Инвестиционные компании предоставляют гарантии по надлежащему исполнению обязательств и обслуживанию долгов 3) Страховые компании выдают гарантии аналогичные банковским, по своей специализации: завершение строительства, исполнение договорных обязательств, страхование форс-мажорных рисков.

Билет №15

Наши рекомендации