Структура и принципы корпоративного управления и повышение инвестиционной привлекательности нефтегазового комплекса.
Корпоративное управление включает комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров, акционерами и др заинтересованными лицами. Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью.
Модели корпоративного управления: 1) Англо-американская модель действует там, где сформировалась рассредоточенная структура акционерного капитала (т.е. преобладает множество мелких акционеров) и подразумевает существование единого корпоративного центра - Совета директоров, осуществляющего как надзорные, так и исполнительные функции. 2) Германская модель Целью бизнеса является не только обеспечение прибыльности компании, но и выполнение социальных обязательств. Государство является важным экономическим агентом, обеспечивающим выработку и соблюдение общих «правил игры». Акционерный капитал сосредоточен в руках средних и крупных акционеров, ориентированных на долгосрочные цели развития компании. Компании активно привлекают средства через банки, а фондовой рынок менее ликвиден, чем в США. 3) Японская модель характеризуется направленностью нa социальную сплоченность отдельных компаний, финансовопромышленных групп и общества в целом. Акционерный капитал сконцентрирован в руках средних и крупных акционеров, среди которых большим весом обладают банки.Стоимость привлечения капитала низкая. Комапнии ориентированы на обеспечение высокой степени устойчивости.
Фактически в России можно наблюдать отдельные компоненты всех традиционных моделей корпоративного управления: относительно распыленная собственность (но не слишком ликвидный рынок и слабые институциональные инвесторы), явная и устойчивая тенденция к концентрации собственности и контроля (но при отсутствии адекватного финансирования и эффективного мониторинга), элементы перекрестных владений и формирование сложных корпоративных структур разного типа.
Участники процесса корпоративного управления. Основными участниками процесса корпоративных отношений являются владельцы корпорации (акционеры) и ее менеджеры.
В процесс корпоративного управления вовлечены также и другие участники, такие как персонал компании, банки и кредиторы, государственные регулирующие органы и т.д. Кроме того, все большое влияние на процесс формирования корпоративных отношений оказывают общественное мнение и функционирование фондового рынка.
Менеджеры. Осуществляют управление компанией, в процессе своей деятельности взаимодействуют с персоналом компании, банками и инвесторами, клиентами и др.. Акционеры.Осуществляют инвестиции, предоставляя компании необходимый ей капитал, и принимают на себя наибольшие, по сравнению со всеми остальными участниками корпоративных отношений, риски.. Соответственно, заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций. С целью минимизации рисков они стремятся диверсифицировать свои инвестиции в несколько компаний.
Кредиторы u инвесторы получают фиксированную прибыль или проценты от займов и заинтересованы в устойчивости и стабильном развитии компании и гарантиях возврата представленных средств.
Персонал компанииработает под руководством менеджеров, в процессе работы контактирует, в основном c клиентами и потребителями, заинтересован в устойчивости компании.
Партнеры компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.)заинтересованы в стабильности компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса.
Региональные и местные органы властиимеют возможность влиять на деятельность компании главным образом через местные налоги или выдачу лицензий, стремятся к сотрудничеству c бизнесом в сфере социально-экономического развития региона.
Принципы корпоративного управления:l. Соблюдение прав акционеров 2. Равное отношение к акционерам (равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров).3. Определение роли заинтересованных лиц в управлении корпорацией.4. Раскрытие информации и прозрачность.
Одним из путей осуществления акционерами своих прав является возможность возбуждать против администрации и членов правления судебные и административные процедуры. Ключевым аспектом корпоративного управления является обеспечение притока внешнего капитала в фирмы.
Правление корпорации. Наряду c осуществлением корпоративной стратегии правление обеспечивает, прежде всего, контроль за результатами управленческой деятельности и получение соответствующих доходов акционерами, a также отвечает за предотвращение конфликтов интересов и сбалансирование конкурирующих претензий к корпорации.
Для обеспечения независимости правления обычно требуется, чтобы достаточное число его членов не являлось наемными работниками компании и не было тесно связано с компанией или ее администрацией какими-либо серьезными экономическими, семейными или иными отношениями. Это правило не препятствует акционерам становиться членами правления компании.
Председатель, как глава правления,может играть центральную роль в обеспечении эффективного управления предприятием и несет ответственность за эффективное функционирование правления.