Российский экспортер должен затребовать у зарубежного покупателя импортный сертификат или его аналог.

Импортный сертификат оформляется уполномоченным государственным органом страны, в которой будет осуществляться использование предмета экспорта, в соответствии с требованиями, установленными национальным законодательством, либо документом произвольной формы, если в стране конечного использования отсутствует процедура выдачи импортного сертификата.

В необходимых случаях следует включить в контракт условия, предусматривающие предоставление конечными пользователями экспортеру права осуществления проверок использования предметов экспорта на соответствие заявленным целям.

26. Оформление результатов идентификации товаров и технологий

В случае установления соответствия названия и кода ТН ВЭД объекта идентификации с названием и кодом продукции, номенклатура которой включена в контрольные списки, необходимо провести сопоставительный анализ технических характеристик идентифицируемого товара с техническим описанием аналогичного товара в контрольных списках с учетом всех имеющихся примечаний.

Если по результатам сопоставительного анализа будет установлено, что при совпадении кодов ТН ВЭД технические характеристики идентифицируемого объекта не соответствуют техническому описанию товара, приведенному в контрольном списке, экспорт такой продукции осуществляется без лицензии.

Оформление акта экспертизы

• Потенциальная возможность использования товара (технологии) для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки (всеобъемлющий контроль)

• Предложения по лицензированию

• Договор (контракт, соглашение) №

• Страна импортера

• Конечный пользователь

Сведения об исполнителях, осуществивших идентификацию

• Наименование подразделения

• Должность исполнителя

• Ф.И.О исполнителя

• Служебный телефон

• Подпись исполнителя

• Дата

27. Выбор списка и номера позиции по списку

Сначала берем АПУ, ключевые слова и по ним в АПУ ищем похожие товары и технологии. Нашли-смотрим название контрольного списка. Лезем в этот список.

Каждый раздел Списка выполнен в виде нескольких вертикальных граф, где последовательно идут номера пунктов (идентификационный номер товарной позиции), затем графа «Наименование» этих товарных позиций, а далее—«Код ТН ВЭД» товарных позиций.

Поиск конкретной товарной позиции или выявление группы схожих по общетехническому наименованию и функциональному назначению изделий проводится с помощью формально-логического метода, сущность которого заключается в анализе Списка, т.е. поиске такой позиции в Списке, которая содержит описание предмета и его технические характеристики, формально соответствующие исследуемому объекту.

В ходе поиска эксперт сначала выбирает тот Раздел, которому может быть отнесен исследуемый объект, далее выявляется группа изделий, схожих с объектом по общепринятому техническому наименованию, функциональному назначению и сфере применения, после чего определяется конкретная позиция Списка, тождественная по техническим параметрам исследуемому объекту. Эти параметры, как правило, являются изначальными требованиями импортера к закупаемому товару.

Список, как и все другие Списки контролируемых товаров и технологий, имеет ступенчатую структуру, что определяет специфику поиска товара в Списке.

Существуют случаи с четырьмя и более ступенями, на каждой из которых приведена какая-либо существенная характеристика контролируемого товара.

Запись в графе «Наименование» следует читать совместно с относящимся к данной позиции примечанием, а также с общими примечаниями к Списку.

Принадлежность конкретного оборудования или материала к оборудованию или материалам, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием их технических характеристик техническому описанию, приведенному в графе «Наименование», и коду ТН ВЭД.

Принадлежность конкретной тех-гии к тех-ям, подлежащим ЭК - соответствие тех. хар-к этой тех-иитех.описанию (гр.Наименование)

28. Общая характеристика списков(перечней) номенклатуры контролируемых товаров и технологий

Контрольные списки

Контрольные списки – основной инструмент экспортного контроля. Список – юридически оформленный список товаров и технологий, экспорт которых подвергается государственному контролю и регулированию (лицензированию).

В контрольных списках оговариваются и определяются те технические особенности, при наличии которых экспорт товаров и технологий должен лицензироваться.

Контрольные списки должны быть доступны для экспортеров. Национальные списки должны базироваться на списках, принятых международными режимами нераспространения.

СПИСКИ:

1.Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется ( Указ Президента РФ от 05.05.04 № 580).

Список состоит из четырех разделов:

1 – базовый раздел, 2 – "чувствительные" товары и технологии, 3 – "весьма чувствительные" товары и технологии, 4 – товары и технологии, контролируемые по соображениям национальной безопасности - утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. № 412.

2. Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль (Указ Президента от 08.08.01 № 1005).

Список состоит из двух категорий:

Категория I включает в себя 2 раздела:

1 – законченные средства доставки; 2 – законченные системы, используемые для законченных средств доставки.

Категория II включает в себя 18 разделов:

3 – элементы двигательных установок и оборудование; 4 – топливо и химикаты; 5 – производство топлива; 6 – производство композиционных материалов конструкционного назначения; 7 – пиролитическое осаждение и уплотнение; 8 – конструкционные материалы; 9 – измерительное, навигационное и пеленгаторное оборудование и системы; 10 – системы управления полетом; 11 – бортовая радиоэлектронная аппаратура; 12 – оборудование для обеспечения пуска; 13 – компьютеры; 14 – аналого-цифровые преобразователи; 15 – испытательные системы и оборудование; 16 – имитационное моделирование и конструкторская компоновка; 17 – уменьшение характеристик заметности; 18 – защита от поражающих факторов ядерного оружия; 19 – прочие законченные средства доставки; 20 – прочие законченные системы.

3.Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль (Указ Президента РФ от 14.01.03 № 36).

Список состоит из двух разделов:

1 – ядерные материалы; 2 – оборудование и неядерные материалы.

4. Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю(Указ Президента РФ от 08.08.03 №1004).

Список состоит из шести разделов:

1 – промышленное оборудование; 2 – материалы; 3 – оборудование и его части для разделения изотопов урана; 4 – оборудование, связанное с установками по производству тяжелой воды; 5 – испытательное и измерительное оборудование для разработки ядерных взрывных устройств; 6 – компоненты для ядерных взрывных устройств.

5. Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль(Указ Президента РФ от 14.02.96 № 202).

Список состоит из пяти разделов:

1 – химикаты, включенные в Список 1 Приложения по химикатам к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;

2 – химикаты, включенные в Список 2 Приложения по химикатам к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;

3 – химикаты, включенные в Список 3 Приложения по химикатам к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении;

4 – химикаты, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия;

5 – оборудование.

6. Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль(УказПрезидента РФ от 28 .08. 2001 № 1082)

Список состоит из четырех разделов:

1 – патогены, опасные для человека и животных; 2 – патогены, опасные для животных; 3 – патогены, опасные для растений; 4 – оборудование.

29. Основы организации системы экспортного контроля в зарубежных странах

США

Разработанная в годы «холоднойвойны», американскаясистемаэкспортногоконтроля и насовременномэтапеноситпротекционистскийхарактер, в целомонанаправленанаограждениеэкономики США отпроникновениязарубежныхконкурентов.

Закон о регулированииэкспорта ЕАА-2001 (Export Administration Act ),принятый в 2001 г., сталглавнымориентиромдляуправленияэкспортом в новыхусловияхобстановки в мире, требующихповышенноговнимания к обеспечениюнациональнойбезопасности США. В этомосновополагающемдокументепредусмотреныположенияпоотходуотпрактикивремен «холоднойвойны» и требований КОКОМ.В соответствии с законом ЕАА-2001 введен межведомственныйпереченьподконтрольныхтоваров и услуг, отнесенных к категориинаиболееважных, преждевсего, технологий и изделий, предназначенныхдляразработки ОМП.

Цели:

• Предотвратить горизонтальное и вертикальное распространение ядерного оружия и ядерных взрывных устройств

• Создать Правительству США репутацию ответственного поставщика ядерных материалов и оборудования и технологий двойного назначения, применимых для ядерных целей

• Совершенствовать методы контроля ядерных технологий, включая неосязаемую передачу технологий

Ведомства, являющиеся частью системы экспортного контроля США

• Комиссия по ядерному регулированию

• Министерство торговли

• Министерство энергетики

• Государственный департамент

• Министерство обороны (без полномочий лицензирования)

• Разведывательное сообщество (консультативная роль)

В США существуют многолетние устоявшиеся системы юридического и политического контроля за передачей ядерных технологий.

Технологии контролируются независимо от способов передачи

Будущие трудности

• Контроль технологий сопряжен с рядом трудностей (Интернет, знания специалистов)

• Растущая ядерная промышленность

• Появление новых технологий

• Возросшая легкость общения через средства связи

Экспортный контроль в Европейском Союзе

Основную роль в формировании таможенных режимов стран Европы играет созданный государствами-членами ЕС таможенный союз

- с общей таможенной территорией,

- общими таможенными тарифами,

- единым регулированием таможенных вопросов.

• В ЕС частичные эмбарго в настоящее время действуют в отношении: Анголы; Сербии; Ливии; Сьерра-Леоне.

• Эмбарго на поставку оружия введено для следующих государств: Эфиопия; Афганистан; Ангола (если оружие поставляется движению UNITA); Армения; Азербайджан; Босния - Герцеговина; Сербия и Черногория; Китай; Иран; Хорватия; Либерия; Бирма; Нигерия; Руанда; Сьерра-Леоне; Сомали; Судан; Конго.

• Общие ограничения на вывоз товаров накладываются независимо от эмбарго. При этом проверяется соответствие экспортной продукции Списку товаров, подлежащих экспортному контролю. Список состоит из 3-х разделов:

• список оружия, боеприпасов и другой оборонной продукции;

• список прочих товаров (в настоящее время имеет одну позицию № 0101 — электрошоковые дубинки, электрошоковые приборы);

• список товаров двойного назначения (около 900 позиций).

Экспорт любого товара, находящегося в Списке, требует специального разрешения властей и государственных органов, осуществляющих экспортный контроль.

Существует список «К» государств, поставки в которые товаров, используемых в военном производстве, подлежат усиленному контролю. В него входят: Афганистан; Ангола; Босния-Герцеговина; Сербия и Черногория; Хорватия; Куба; Ливия; Ливан; Иран; Мозамбик; КНДР; Сомали; Сирия.

Еслижепоставляемаязарубежпродукцияиспользуется в атомнойпромышленности, тонеобходимополучитьразрешениенаэкспортданнойпродукции в следующиестраны: Алжир, Индия, Иран, Израиль, Иордания, Ливия, КНДР, Пакистан, Сирия. В другиегосударстваразрешениенетребуется.

___

Испытания, проведенные Индией в 1974 г., явились переломным событием

• Испытания были названы «мирным ядерным экспериментом» дабы соблюсти ограничения по исключительно мирному применению поставленного Канадой реактора.

• Заявленная мощность (8-12 кг) вероятно была завышена.

• Решение об испытаниях было, по-видимому, принято с учетом политической обстановки.

• Испытания заставили многие страны пересмотреть их политику нераспространения и поставок.

• Испытания подстегнули ядерную оружейную программу Пакистана.

Наши рекомендации