Сравнение концептуальных представлений технологии

В традиционном обучении По А.М. Кушниру
Обучение опирается наабстракт­но-логическое мышление, которое еще пребывает в зародыше. Обучение опирается на наиболее раз­витую к началу школьной жизниэмо­ционально-образную сферу лично­сти. Обучение опирается на целостное психологическое содержание человечес­кой сущности и жизни, несущее в себе единство ценностных, информационно-коммуника­тивных, эмоционально-образ­ных, интуитивных, абстрактно-понятий­ных и пр. процессов и состояний чело­веческого сознания, обладающего соб­ственной позицией в жизненном про­странстве.
Чтение -вид речевой деятельно­сти; процесс воссоздания звукового об­раза слова по графической модели. Чтение являетсяодной из основ­ных форм познания и общения. Чте­ние понимается (информационно-цен­ностный подход): какактивный про­цесс, побуждаемый и регулируемый це­лями, мотивами, установками, ценност­ными ориентациями, то есть личностными образованиями, по отношению к ко­торым техника чтения, как определен­ным образом организованные психомо­торные процессы, выполняет служебные функции; какпроцесс понимания ин­формации текста во всем многообразии фактов, языковых средств и вызываемых ими переживаний; какодна из форм познавательной коммуникации личности в широком контексте жизнедеятельнос­ти, выходящая за рамки речевых функ­ций, это проявление личности как чита­теля.
Обучение чтению - это этап подготовки читателя. Обучение чтению - это: во-первых, формирование ценностного отношения к чтению, формирование соответствую­щего образа жизни; во-вторых,практи­ка информационной коммуникации и расширение познавательных интересов и возможностей личности; и только в-тре­тьих,- развитие соответствующих пси­хомоторных навыков, то есть развитие техники чтения.
Лозунг«Учимся читать, чтобы по­том читать»(даже в третьем классе). Лозунг «Читаем здесь и сейчас» (даже в первой четверти первого класса).
Задача: совершенствование ар­тикуляции и развитие чтения как фор­мы речи. Задача: отрыв чтения от артикуляции и формирование образного чтения.
Путь развития чтения: буква - звук - слог - слово - предложение - смысл. Путь развития чтения: смысл - сло­во - смысл.
Гипотеза айсберга. Речевой онтогенез представляется растущим айсбергом, надвод­ная часть которого - активная речь, а подводная, превосходящая верхнюю в сотни раз, - понимание речи.
Традиционная методика фокусирует­ся на верхушке айсберга: развитие речи - вопросы → ответы, пересказы. Развитие чтения - это развитие по­нимания. Это создание и поддержка ак­туального, понимаемого и интенсивного информационного потока с технологичес­ки обставленным процессом перехода от понимания учащимися устной речи к по­ниманию письменной.
Чтение и письмо являютсясамосто­ятельными видами деятельности. Чтение и письмо лишьпродолжа­ют такие феномены, как слушание, го­ворение, понимание, общение, отноше­ние.
Понимание речи - связано с речевы­ми умениями, работойлевого полуша­рия (аналитико-синтетические процес­сы). Понимание речи ребенком - это трансформация речевого потока прежде всего в образыправого полушария: в онтогенезе понимание предшествует ак­тивной речи самого ребенка.
Мотив -освоение техники чтения и письма. Мотив деятельности чтения и письма - этоинтерес к содержанию текста (высо­кохудожественного, интересного ребенку).
Оцениваниесравнением с други­ми прежде всего по темпу чтения вслух и по речевым реакциям. Оценивание только с позициисрав­нения с самим собой; параметры оценки - понимание, интерес, прирост объема чтения, лишь в последнюю оче­редь - прирост характеристик техники чтения, прежде всего - темпа чтения про себя.
Проблема грамотности решается сред­стваминаучного анализа текста. Овладение письмом -присвоение развитой письменной деятельности взрослого. Проблема грамотности реша­ется приучением к высоким образцам, накоплением опыта правильного пись­ма и лишь на последнем этапе - сред­ствами грамматики и анализа текста.

Непосредственно переворот в методике обучения чтению заключался в том, что вместо традиционной установки на самостоятельное чтение вслух акцент был сделан на чтение про себя с помощью взрослого.



Наши рекомендации