Новая модель онтологии ребенка до 10 лет

В этом состоит суть вероятностного подхода к ребенку - того подхода, в рамках которого мы можем предполагать то или иное будущее лишь с какой-то степенью вероятности, и относимся к вероятностным, непрограммируемым вариантам развития ребенка как к безусловной ценности.

Формирование индивидуальных интеллектуальных образов, формирование первичных понимательных интуиций, причем у каждого ребенка на свой лад, - это и есть, в сущности говоря, основное содержание начального образования, основывающегося на вероятностном принципе. Не универсальная точность понятия, а индивидуальное своеобразие личного образа, личной понимательной интуиции, личного (пусть неправильного, но индивидуально богатого) варианта - вот высшие ценности в системе вероятностного обучения.

Центром образовательного пространства в вероятностной модели является не урок-схема, принципиально подвластный трансляции и репродуцированию, а урок-событие, на котором нечто происходит или не происходит лишь с известной долей вероятности.

Основополагающий принцип образования, построенного на вероятностной основе, может быть выражен названием известной сказки: «Пойди туда, не знаю куда; возьми то, не знаю что».

Обучение предстает как принципиально открытая система, т.е. система, не знающая своего собственного содержания, а открывающая это содержание впервые «здесь и теперь», на событийной основе, в каждом новом классе - свое.

Это означает радикальную смену школьной онтологии - переход от культуры образования, ориентированной на тип «обученного человека» (человека, способного успешно следовать той или иной чужой позиции), к совершенно новой культуре образования, ориентированной на человека, способного иметь свою собственную позицию. «Свою» - в смысле не воспринятую им откуда-то извне, а являющуюся его подлинно авторской позицией. Это и есть по большому счету позиция «человека культуры».

Две парадигмы образования

Учебно-трансляционная парадигма образования: все, что требуется от учителя, - найти наиболее эффективные способы, с помощью которых заранее придуманное (выделенное, смоделированное) учебное содержание можно было бы сделать достоянием ученика.

Иначе говоря, даже идея детской субъективности (и, следовательно, идея учебных технологий, ориентированных на детскую субъективность в гра­ницах данной парадигмы) есть не более чем средство решения трансляционных задач. В этом случае субъективность ученика не самозначима, а носит всецело подчиненный задачам характер.

Естественно, что и критерием образованности в данной парадигме оказывается тот самый объем осваиваемых учеником знаний, умений и навыков, о котором так много ведется сегодня споров.

А это значит (единственно возможная логика мысли в границах описываемой пара­дигмы!), что из необозримо большой культуры нужно выбрать самые замечательные (и доступные возрасту, разумеется!) ее кусочки.

Сама суть рождающейся на наших глазах новой образовательной парадигмы заключается в принципиальном переносе акцента с идеи освоения культуры на идею самореализации (или самоактуализации) личности в культуре.

В этом случае меняется представление о смысле процесса образования: он видится теперь не столько в учебно-порционной трансляции культурных ценностей или знаний, сколько в становлении личностной субъективности «ученика» и его способности к диа­логу с культурой.

Суть образовательной проблематики с этой точки зрения состоит не в том, сколько и какой культурной информации, сколько и каких выделенных учебным образом знаний, умений и навыков удалось транслировать ученику, а в том, насколько у «ученика» ока­залась сформированной потребность и способность к диалогу с культурой.

Особенности методики

Особенности урока

Центром образовательного пространства является не урок-схема (трансляция или репродуцирование), а урок-событие, урок - акт культуры, урок - текст культуры.

Атмосфера смехового, каламбуристического обыгрывания ситуаций.

На уроке ученики обретают уверенность в себе.

Культ черновика (все, что написано, сохраняется и дорабатывается), создание «сверхценного» отношения к черновику.

Отметки отсутствуют.

Атмосфера восприятия ошибки как нормы.

Работа с родителями:

– диалог с родителями;

– преодоление негативного отношения к ошибкам;

– изменение системы ценностей у родителей.

Наши рекомендации