Технологии преподавания изобразительного искусства в школе
Жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были предоставлены своим личным пяти чувствам и мозг наш перерабатывал бы только пищу, ими добытую. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни; мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приобщаетнас мощная рука искусства.
В. Гаршин
Кузин Владимир Сергеевич (р. …) – чл.-корр. РАО, д.п.н., профессор, заведующий лабораторией эстетического воспитания и художественного образования НИИ института общего образования МО РФ.
Неменский Борис Михайлович (1932 г.р.) – академик РАО, д.п.н., профессор, народный художник России, директор Центра непрерывного художественного образования.
Ныне в школах РФ применяется программа, которая разработана в НИИ школ Министерства просвещения РСФСР и Академии художеств СССР под руководством В.С. Кузина, А.С. Жуковой и Н.Н. Ростовцева; эта программа в настоящее время является обязательной для школ РСФСР. Программа «А» («Рисование») – предшественница действующей в последние десятилетия.
И содержание программ по изобразительному искусству, и учебные планы школы, и общая система традиционного обучения привели к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только в педагогических коллективах, но и среди родителей (что ИЗО – несерьезный, безответственный предмет. Он не влияет на переход их ребенка из класса в класс, на окончание школы или поступление в вуз). Поколения родителей выросли в таком понимании не только школьного предмета, но и самого искусства. Существует необходимость изменить ситуацию решительно и в корне.
В работе над новым содержанием, новыми методами преподавания ИЗО имеют место две альтернативные тенденции, наиболее ярко выраженные в технологиях В.С. Кузина и Б.М. Неменского.
Особенности классификационных характеристик технологий
Общие особенности | Акценты по В.С. Кузину | Акценты по Б.М. Неменскому | |
Уровень и характер применения: | отраслевой | отраслевой | отраслевой |
Философская основа: | гуманистическая | технократическая | природосообразная |
Методологический подход: | гуманистический | деятельностный | творческий |
Ведущие факторы развития: | социогенные | социогенные | социогенные |
Научная концепция освоения опыта: | ассоциативно-рефлекторная | когнитивная | гештальт |
Ориентация на личностные сферы и структуры: | СЭН | ЗУН, СДП | СЭН, СТК |
Характер содержания: | светский | технократический | воспитание |
Вид социально-педагогической деятельности: | обучение, воспитание, развитие | обучение | воспитание |
Тип управления учебно-воспитательным процессом: малые группы + индивидуализация + «консультант». | |||
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, практические, арт-технологии. | |||
Организационные формы: академические + клубные. | |||
Преобладающие средства обучения: наглядные, практические | |||
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: | личностный | дидактоцентрический | социоцентрический |
Направление модернизации: | гуманизация | дидактическое реконструирование | природосообразное |
Категория объектов: все категории. |
Акцент целей
Общие цели
¶ Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве.
¶ Направленность содержания занятий на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
По В.С. Кузину
¶ Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка.
¶ Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации.
¶ Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения.
¶ Развитие пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
По Б.М. Неменскому
¶ Выработать вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений.
¶ Культура отношения к миру через искусство.
¶ Передача творческого опыта через искусство.
¶ Знакомство с системой образных языков через искусство.
¶ Пробуждение интереса к искусству и первое сознательное с ним соприкосновение, соприкосновение с высоким уровнем отношения к роли искусства в жизни, создание фундамента культуры общения с ним.
Концептуальные положения
Общие положения
v Полноценное эстетическое развитие каждого – это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего, гармонического развития личности, при отсутствии которого нет и не может быть полноценно развитого интеллекта и полноценного усвоения нравственных принципов.
v Принцип постоянства связи с жизнью имеет для осуществления задач программы чрезвычайное значение.
v Принцип единства формы и содержания в процессе обучения.