Технологии преподавания изобразительного искусства в школе

Жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были предоставлены своим личным пяти чувствам и мозг наш перерабатывал бы только пищу, ими добытую. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни; мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приобщаетнас мощная рука искусства.

В. Гаршин

Технологии преподавания изобразительного искусства в школе - student2.ru Кузин Владимир Сергеевич (р. …) – чл.-корр. РАО, д.п.н., профессор, заведующий лабораторией эстетического воспитания и художественного образования НИИ института общего образования МО РФ.

Неменский Борис Михайлович (1932 г.р.) – академик РАО, д.п.н., профессор, народный художник России, директор Центра непрерывного художественного образования.

Технологии преподавания изобразительного искусства в школе - student2.ru Ныне в школах РФ применяется программа, которая разработана в НИИ школ Ми­нис­тер­ства просвещения РСФСР и Академии художеств СССР под руководством В.С. Кузина, А.С. Жуковой и Н.Н. Ростовцева; эта программа в настоящее время является обязательной для школ РСФСР. Программа «А» («Рисование») – предшественница действующей в по­следние десятилетия.

И содержание программ по изобразительному искусству, и учебные планы школы, и общая система традиционного обучения привели к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только в педагогических коллективах, но и среди родителей (что ИЗО – несерьезный, безответственный предмет. Он не влияет на переход их ребенка из класса в класс, на окончание школы или поступление в вуз). Поколения родителей выросли в таком понимании не только школь­ного предмета, но и самого искусства. Существует необходимость изменить ситуацию решительно и в корне.

В работе над новым содержанием, новыми методами преподавания ИЗО имеют место две альтернативные тенденции, наиболее ярко выраженные в технологиях В.С. Кузина и Б.М. Неменского.

Особенности классификационных характеристик технологий

  Общие особенности Акценты по В.С. Кузину Акценты по Б.М. Немен­скому
Уровень и характер применения: отраслевой отраслевой отраслевой
Философская основа: гуманистическая технократическая природосообразная
Методологический подход: гуманистический деятельностный творческий
Ведущие факторы развития: социогенные социогенные социогенные
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная когнитивная гештальт
Ориентация на личностные сферы и структуры: СЭН ЗУН, СДП СЭН, СТК
Характер содержания: светский технократический воспитание
Вид социально-педагогической деятельности: обучение, воспитание, развитие обучение воспитание
Тип управления учебно-воспитательным процессом: малые группы + индивидуализация + «консультант».
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, практические, арт-технологии.
Организационные формы: академические + клубные.
Преобладающие средства обучения: наглядные, практические
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностный дидактоцентри­чес­кий социоцентрический
Направление модернизации: гуманизация дидактическое реконструирование природосообразное
Категория объектов: все категории.

Акцент целей

Общие цели

¶ Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действитель­ности и в искусстве.

¶ Направленность содержания занятий на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

По В.С. Кузину

¶ Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка.

¶ Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в об­ласти декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации.

¶ Развитие у детей изобразительных способностей, художе­ственного вкуса, творческого воображения.

¶ Развитие пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, вос­питание интереса и любви к искусству.

По Б.М. Неменскому

¶ Выработать вкус, по­нимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятель­ность суждений.

¶ Культура отношения к миру через искусство.

¶ Передача творческого опыта через искусство.

¶ Знакомство с системой образных языков через искусство.

¶ Пробуждение интереса к искусству и первое сознательное с ним соприкосновение, соприкосновение с вы­соким уровнем отношения к роли искусства в жизни, создание фундамента культуры общения с ним.

Концептуальные положения

Общие положения

v Полноценное эстетическое раз­витие каждого – это не роскошь, а абсолютно необхо­димый компонент всестороннего, гармонического развития личности, при отсутствии которого нет и не может быть полноценно развитого интеллекта и полноценного усво­ения нравственных принципов.

v Принцип постоянства связи с жизнью имеет для осуществления задач программы чрезвычайное значение.

v Принцип единства формы и содержания в процессе обучения.

Наши рекомендации