Интраактивные процессы в тренинге

Интраактивные процессы самоанализа, рефлексии, самовосприятия личности осуществляются в тренинге пятью основными способами:

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком.

2. Восприятие себя через восприятие себя другими людьми. Человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. При этом функционирует так называемый механизм «обратной связи», когда человек узнает, что о нем думают другие люди.

3.Восприятие себя через результаты собственной деятельности.Человек сам может оценивать то, что сделал. Это механизм само­оценки, который может помогать развитию личности или мешать этому процессу.

4.Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний.Человек в состоянии осмысливать, проговаривать, обсуж­дать с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мыс­ли.

В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы – проникновение в свое «Я», получение опыта по­нимания своего внутреннего мира. Подавляющее большинство тренинговых этюдов, упражнений и процедур направлено именно на решение этой задачи – понять себя, свое Я.

5.Восприятие себя через восприятие собственного внешнего об­лика.В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и, приняв его, совершенствовать себя и свои возможности.

При разборе делается акцент на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научить­ся в будущем, подчеркивается успешность совместной работы группы. Постоянная, систематичес­кая обратная связь даёт максимальный развивающий эффект.

Применение технических средств в тренинговых технологиях

Фонограммы применяются для воспроизведения музыкального сопровождения тренинга. С фонограммы могут подаваться в форме разговорной речи условия, правила тренинга, подаваться различные команды и сигналы.

Видеосъёмка. Примене­ние видеосъёмки значительно повышает результативность групповой работы.

Видео­запись – эффективный инструмент для тренировки умений общения; видеозапись может просматриваться группой, после че­го проводится анализ происхо­дящего. Этот процесс организо­вывается в различных формах:

1) просмотр с детальными комментариями ведущего и его ответами на вопросы участни­ков тренинга;

2) просмотр с обсуждением всей группой при участии и резюмировании ведущего;

3) просмотр с обсуждением всей группой без вмешательства ведущего;

4) просмотр с комментариями и анализом только участников группы, снятых в этом упражнении;

5) просмотр без вербализованного общего анализа (внутренний самоанализ).

Применение цифровых видеокамер для тренингов. Переход на компьютерную видеосъемку значительно расширяет возможности видеотренинга. Остановка кадра, разнообразные переходы, повторения, увеличение изображения позволяют детально просматривать и анализировать все нюансы событий.

Компьютер. С помощью компьютера может проводиться весь тренинг. Сценарий компьютерного тренинга включает постоянный индивидуальный интерактивный обмен информацией между участником и руководителем, между всеми участниками, автоматическое слежение за результатами и т.п. Возможно также использование базы данных компьютерной сети и Internet.

Формы тренинговых процедур

Игры, игровые ситуации

Существует глубокая связь между тренинговыми процедурами и детскими иг­рами. Их объединяют не только формы (инструкции ведущего, правила, соревновательный ха­рактер, непредсказуемость итога, приоритет процесса над результатом и т.д.), но и глубин­ный духовный смысл творчес­кого проживания, порождаю­щего новый опыт.

Для большинства тренингов основное действие – это игра, позволяющая ребенку, подростку быть самим собой, воз­вышаясь до Я-творческого. Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. Они позволяют увидеть участников группы в поведенческом аспекте.

Игра создаёт новую мо­дель мира (миф), принимаемую её участниками. В рамках этой мо­дели задаётся новая вообража­емая ситуация, изменяются се­мантические смыслы предме­тов и действий, время «спрессо­вывается», до краёв наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями.

Игра – это одновременно как бы и хранилище норм, сбе­регающих устойчивость бытия, и школа социализации, готов­ности к непредсказуемости жизни. Именно эта игровая особенность позволяет ребёнку найти способ объединения эмо­ционального и рационального компонентов Я, примирить тен­денцию Я к самоутверждению через расширение границ своего влияния и тенденцию следо­вать социальным ограничениям.

Сильным психологическим воздействием обладает своеобразный игровой элемент – ритуал, то есть установлен­ный традицией порядок опреде­лённых действий, играющий роль «магической» (т.е. способной осуществить смену определённых установок) знаковой системы. Для этого ритуал должен соответ­ствовать той мифологии, кото­рую принимает данный кон­кретный человек (группа).

Ритуал – это своего рода поведенческая метафора, в ко­торой одни предметы или дей­ствия заменены другими, т.е. выступают в значении других.

В игре включаются механизмы психологической защиты – за­мещение, вытеснение, субли­мация. Динамика замещения в игре развёртывается в пространстве, подле­жащем контролю и экспери­ментированию.

Групповая дискуссия

Дискуссия – основной психокоррекционный метод развития коммуникативных навыков.

Традиционно выделяют три типа групповой дискуссии: с био­графической ориентацией, в которых происходит анализ трудностей личной жизни каждого участника; тематические дискуссии, в них разбираются темы, актуальные для всех членов (например, «Кон­фликты с детьми», «Родители и педагоги»); дискуссии с ориентаци­ей на взаимодействие, основу которых составляют моменты взаи­модействия участников (отношения, взаимные реакции).

Целью групповой дискуссии является коллективное решение проблем организации деятельности и общения.

Анализ конкретных ситуаций

Ситуация обозначает любую совокупность обстоятельств, в ко­торых может оказаться человек.

В ходе анали­за каждый участник уясняет свою точку зрения, разговор по поводу ситуации способствует развитию у них инициативы и навыков со­циальной чувствительности.

Проективное рисование

Данный метод является средством координирования личностью своих коммуникативных навыков.

Проективное рисование помогает интерпретировать и диагно­стировать затруднения в общении. В нем выделяют:

– свободное рисование, когда каждый рисует, что хочет;

– коммуникативное рисование, когда рисуют в парах, обща­ются с помощью образов, линий, красок;

– дополнительное рисование, когда рисунок идет по кругу участников: начинает один, другой продолжает, последний заканчи­вает;

– совместное рисование, когда все рисуют на одном листе.

Психогимнастика – это специальный курс, занятия в котором направлены на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сфер.

Основным содержанием психогимнастических упражнений яв­ляется отработка навыков снятия эмоционального напряжения и образной передачи чувств.

Музыкальная психотерапия

Возможность использования му­зыки в психотерапевтических целях обосновывается тем, что в процессе восприятия происходит не только музыкальное развитие личности, дальнейшее формирование творческого воображения, эмоциональной сферы и эстетических потребностей, но и улучше­ние психического состояния посредством релаксации, катарсической разрядки.

Телесное состояние медитирующего — расслабленность; психи­ческое состояние — приподнятость и отрешенность.

Психотехники

Наполнение программы психотехниками и упражнения­ми меняется в зависимости от различных факторов, а также осо­бенностей групповой динамики в данной группе.

Релаксация представляет собой процесс, в результате которого снимаются психическое и физическое напряжение, стресс, достигается эмоциональное равновесие, состояние покоя, расслабления после сильных переживаний или физических нагрузок.

Чтобы овладеть релаксацией, требуются упражнения и тренировки.

Система релаксационных упражнений на нервно-мышечную релаксацию предполагает напряжение с последующим расслаблением каждой группы мышц в течение нескольких с, что повторяется дважды.

Эффект расслабления нервной системы (психологическая релаксация) при больших нагрузках и усталости достигается использованием аудиовизуальных каналов восприятия (слушание и исполнение музыки, записи звуков живой природы: морского прибоя, щебетания птиц или шума ветра).

Релаксационным эффектом (хотя и очень индивидуальным) обладают отвлекающие занятия:

- просмотр теле- и видеопрограмм;

- просмотр произведений изобразительного искусства;

- рукоделие, занятие прикладным творчеством;

- чтение детективов, художественной литературы, прессы;

- психофизическая гимнастика, водные процедуры, массаж.

Применяются словесные формулы.

Эти состояния психологического или даже физического комфорта, которые можно вызвать из эмоциональной памяти, и называют ресурсными.

Медитация в ши­роком смысле – особое психотехническое средство, направленное на гар­монизацию и уравновешивание словесно-логической и образной сферы человеческой психики. В психологическом плане медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности.

Медитация – последовательность психических действий, направленных на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности на символических, метафорических объ­ектах внешнего и внутреннего мира (крест, солнце, словесные формулы), которая позволяет приблизиться к цент­ру своего Я и тем самым при­нять на себя ответственность за содержание своих мыслей. В медитации используется прием пассивного желания, суть которого заключается в том, что человек стремится к «стиранию» своих переживаний и мыслей не посредством волевого усилия, а лишь непринужденным желанием достижения этой цели.

Медитация может применяться для того, чтобы:

- достичь душевного, психического спокойствия;

- повысить интеллектуальные способности, улучшить память;

- развить чувство гармонии, красоты;

- оздоровить организм.

Техники медитации очень разнообразны и могут основываться на релакса­ции, методах медитации, эле­ментах аутотренинга, суггес­тивных и аутосуггестивных приёмах.

Аутогенная тренировка, или аутотренинг (АТ) есть методика целенаправленного воздействия на внутренние регуляторные и защитные механизмы личности посредством вербльных утверждений и релаксации. Самовнушение позволяет в определенной мере управлять психическими и физиологическими процессами своего организма, основывается на тройственной связи между деятельностью сознания (воображением), физиологическими процессами и психическими состояниями (эмоциями) человека.

Ключевым моментом AT является умение достигать состояния аутогенного погружения – своего рода полудремы, в котором об­разные эмоционально окрашенные представления оказывают вли­яние на ту часть нервной системы, которая не управляется созна­тельной волей, а порой и сознанием.

В каждой медитативной технике можно выделить три струк­турные части: а) психологи­чес­кие воздей­ствия, направленные на релак­сацию участников и переход к спокойному, неконцентриро­ванному состоянию сознания; б) самовнушение, усвоение задаваемых ведущих идей и их визуали­зации; в) постепенный выход из расслабленного состояния.

Все воздействия должны содержать позитивный настрой.

Предтечи, разновидности, последователи

&Дискурсия(лат. discursus – рассуждение).

Методика дискурсии – обсуждение какого-либо вопроса, группо­вое рассуждение, построенное на логических звеньях. В отличие от дискуссии не содержит обязательным порядком разность мнений и наличность спора и идеологических побед, выдвигает логически вы­веренную структуру деятельности педагога с детьми по духовному осмыслению проблем жизни и ценностных основ жизни.

Дискурсивная деятельность группы, результат которой не имеет предметной субстанции, предстает в виде внутренних скрытых новообразований интеллектуального, эмоционального, отношенческого, целевого, установочного, мировоззренческого планов.

Этап группового размышления над отдельной проблемой жизни подвижен и не может быть заранее определен в его поочередности. Он иногда полезен перед практической деятельностью детей, но может быть гораздо эффективнее в своем влиянии по окончании какого-либо конкретного практического дела. Связь дискурсии с практикой жиз­ни детей – совершенно обязательное условие любой дискурсивной ра­боты с детьми.

&«Семейный круг»– тренинговая технологияформирования адекватных родительских позиций в семьях подростков(Овчарова Р.В.)

В ее основе лежит идея П.Я. Гальперина о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, формирование знаний, навыков и умений происходит путем интериоризации, т.е. поэтапного перехода «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные – интерио­ризируются. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокра­щаются, становятся готовыми к дальнейшему внутреннему развитию. Тренинг включает элементы тренинга личностного роста, социально-психологического тренинга, семейной терапии.

Целевые ориентации

– коррекции воспитательной практики в семьях;

– формирование адекватной родительской позиции как системы отношений родителя;

– формирование субъектной позиции подростка в межличностных отношениях с родителями;

– формирование новой практики общения в детско-родительском взаимодействии;

– оптимизация внутрисемейных отношений в детско-родительских группах через обучение родителей и подростков взаимопринятию, взаимопониманию, конструктивному взаимодействию.

Это структурированная программа, в которой основное внимание уделяется следующим аспектам:

· изменение всей системы отношений, характеризующих родительскую (материнскую и отцовскую) позицию;

· изменение системы отношений ребенка-подростка, его внутренней позиции (с объектной на субъектную);

· согласование родительских позиций (отца и матери) с точки зрения их социально-ролевой адекватности;

· согласование родительских позиций (отца и матери) с позицией подростка как основы субъект-субъектного взаимодействия.

· формирование семейного взаимопонимания и сотрудничества.

Структура каждого занятиятренинга предоставляет участникам возможность получить психологическую информацию об изучаемом явлении; продиагностировать уровень развития данного свойства у себя; отработать понятие в практических упражнениях в группе; провести групповой анализ результатов проб и заданий; выполнить самостоятельно домашнее задание и отрефлексировать его результаты на группе индивидуально. Тренинг проводился в два потока, по 15 семей.

В соответствии с принципом системного подхода, семья представляет собой систему, в которой все элементы взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Поэтому особенностью технологии «Семейный круг» является включение в тренинговый процесс всей семьи в следующей последовательности: «В круге родители», «В круге дети», «В семейном круге».

Психологическим механизмомформирования адекватных родительских позиций является изменение системы отношений родителя. Каждое из этих отношений представляет собой личностную диспозицию отца или матери. Как известно, диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации (в данном случае, тренинга), а активизация личностных диспозиций ведет к изменению субъективного восприятия ситуации (в данном случае, воспитательной практики). Поскольку любое действие человека, в том числе и родительское поведение, является двояко детерминированным (диспозиционно и ситуационно), то изменение родительских позиций (как системы отношений-диспозиций родителя), приводит к изменению воспитательной практики в целом.

& Урок – проблемный семинар (В.В. Гузеев). Представляет соединение достоинств «творческой дискуссии» и «мозгового штурма». Учебный материал усваивается в ходе дис­куссии углублённо за счёт:

• обмена информацией между участниками;

• поощряемых учителем разных подходов к одному и тому же предмету;

• сосуществования различных, вплоть до противоположности, точек зрения;

• возможности критиковать и даже отвер­гать любое мнение;

• поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения.

1. Постановка и осмысление проблемы.

2. Генерирование вариантов решения проблемы.

3. Поиск аргументов в поддержку предложенных решений.

4. Отбор наиболее аргументированных вариантов решений.

5. Критика отобранных решений.

6. Отбор решений, наиболее устойчивых к критике.

7. Продумывание способов реализации отобранных решений.

8. Обсуждение этих способов.

9. Подведение итогов (характеристика учителем деятельности участников и ее результатов; планирование конкретных действий; рефлексия учащихся).

  Постановка и осмысление проблемы  
   
Генерирование вариантов решения проблемы
                     
                 
                     
Отбор наиболее аргументированных вариантов решений
             
         
             
Отбор вариантов решений, наиболее устойчивых к критике
       
   
       
Обсуждение способов реализации для отобранных вариантов решений
   
  Подведение итогов  
                                                                                                           

Рис. 37. Организационная схема проблемного семинара.

& Психолого-педагогическое консультирование ис­ходит из представления о том, что с помощью специально организо­ванного процесса общения у обра­тившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обе­спечить отыскание новых возможно­стей выхода из трудной жизненной ситуации.

От классической психотерапии консультирование от­личает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и лич­ностным ресурсам; от обучения – придание значения не столько зна­ниям, сообщаемым консультантом клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоот­ношениям между консультантом и клиентом.

К основным моделям или парадигмам консультирования относятся: 1) тренинг жизненных навыков; 2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникатив­ных навыков; 3) тре­нинг в решении проблем и принятии решений; 4) тренинг в поддержании здорово­го образа жизни; 5) ориентация и развитие способностей; 6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.

Рекомендуемая литература

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003.

2. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. – Спб.: Питер, 2002.

3. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. – М.: Сентябрь, 2002.

4. Гузеев В.В. Организация урока в форме проблемного семинара // Народное образование. – 2002. – № 8.

5. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.

6. Джексон П. Импровизация в тренинге. – СПб.: Питер, 2002.

7. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского. – В 4-х кн. – М.: Новая школа, 1994.

8. Кавсарский Б.Д. Психотерапия. – М., 1985.

9. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность.М.:ВЛАДОС,2001

10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: КАРО, 2002.

11. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. – М.: Просвещение, 2003.

12. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

13. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

14. Поляков С.Д. Психопедагогика. – М., 1966.

15. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М.: Знание, 1991.

16. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. – М.: Новая школа, 1993.

17. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий. – М., 1993.

18. Прутченков А.С. Учим и учимся играя. – М., 1998.

19. Прутченков А.С. Школа жизни. Методические разработки социально-педагогических тренингов. – М.: Пед. общество России, 2000.

20. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы. – М.: Прогресс, 1990.

21. Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. – СПб.: Питер, 2002.

22. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.

23. Технологии открытого образования: Сборник материалов / Под ред. Н.П. Дерзковой. – М.: АПК и ПРО, 2002.

24. Технология критического мышления // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. – № 1.

25. Фопель К.В. Психологические группы. – М.: Генезис, 2004.

26. Фопель К.В. Создание команды. – М.: Генезис, 2004.

27. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002.

28. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии – М.: Педагогическое общество России, 1998.

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)

Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

Интраактивные процессы в тренинге - student2.ru Пассов Ефим Израилевич (р. 1930) – директор Российского Центра иноязычного образования, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ.

История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика обучения много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. Самым эффективным, хотя и самым примитивным из методов являлся «метод гувернантки», т.е. непосредственного индивидуального общения на языке.

В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Традиционным методом и в школе и в вузе до сих пор остается лексико-переводной. Основная схема изучения языка такова: ученики изучают грамматические правила, учатся применять их на конкретных примерах и закрепляют полученные навыки с помощью упражнений.

Технология коммуникативного обучения - обучение на основе общения - позволяет достигнуть таких результатов. В России эта технология связана с именем Е.И. Пассова, в Германии – с именем Х.Э. Пифо.

Обучение на основе общения, в интерактивном режиме является сущностью всех технологий обучения иностранному языку, однако вопрос о том, как происходит общение, решается по-разному. Интенсивная технология разработана болгарским ученым Г. Лозановым (см. п. 7.8.); она породила ряд практических вариантов у нас в стране (интенсивные курсы Г. Доли, А.Г. Горн и др.). В высшей школе теория и практика коммуникативного интенсивного обучения иностранному языку разработана Г.А. Китайгородской.

Классификационные параметры

Уровень и характер применения: частнопредметный.

Философская основа: приспосабливающаяся.

Методологический подход: коммуникативный, социокультурный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Научная концепция освоения опыта: гештальт + ассоциативно-рефлекторная + суггестопедическая.

Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная, 1) ЗУН + 2) СУД.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, адаптации.

Характер содержания и структуры: обучающий, светский, общеобразовательный, гуманистический.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: современное традиционное обучение.

Преобладающие методы: диалогические и полилогические + игровые.

Организационные формы: все формы.

Преобладающие средства: вербальные + программированные + аудиовизуальные + электронные.

Подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия: интерактивный, сотрудничество, партнерство.

Направление модернизации: на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Категория объектов: массовая, все категории.

Целевые ориентации

¶ Овладение общением на изучаемом языке (умение говорить и понимать речь).

¶ Усвоение иноязычной культуры, использование языка как инструмента межкультурного общения.

¶ Усовершенствование иноязычного произношения.

¶ Овладение наиболее употребительной лексикой, освоение продуктивного лексического минимума.

¶ Более глубокое освоение, узнавание и использование основных грамматических явлений изучаемого языка.

¶ Понимание в целом высказываний носителей изучаемого языка; понимание и выделение значимой для себя информацию в простых звучащих текстах (например, на радио и телеви­дении).

¶ Ведение диалога (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог), деловой беседы, дискуссии и т.п.

¶ Деловые сообщения, рассказы, рассуждения в связи с пройденной тематикой и проблематикой прочитанных текстов, характеристика литературных героев и/или ис­торических личностей и событий.

¶ Чтение оригинальных текстов различных жанров (литературных, деловых, технических и т.п.).

Концептуальные положения

v Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения.

v Когнитивный принцип: язык - средство обучения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям. Язык является строительным материалом для создания картины мира.

v Коммуникативный принцип: язык – средство общения, система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие моделей, реализующих индивидуально-психологические и общественные отношения.

v Оптимизация овладения языком через организацию общения.

v Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:

– способами овладения;

– плотностью информации в общении;

– включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;

– совокупностью реализуемых функций;

– соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития ребенка.

v Главными участниками процесса обучения являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.

v Личностный принцип: язык создает возможность для ученика реализовать свою личность в иностранной речи; ориентация ученика не только на партнера, но и на себя самого.

Наши рекомендации