Согласование деятельности по сферам жизни

Можно получить очень мощные результаты, если разобраться с согласованием разных сфер жизни человека. Вот пример процедуры, как это сделать:

1. Если нужно, обсудите с человеком определения каждой сферы.

2. Пройдитесь по сферам и попросите его подробно описать, что у него есть в каждой сфере. Это не значит "жена", "группа". Это значит "Света", "Городской бридж-клуб", и так далее, подробности. Мы стараемся выяснить, что сам клиент помещает в каждой сфере.

3. Затем выясните, что он ДЕЛАЕТ в каждой сфере. Не что он должен делать, а что он реально делает сегодня.

4. Возьмите первый пункт списка "Согласования деятельности". Выясните в каждой сфере, что клиент хочет поместить в первый пункт. То есть определите исходное намерение для каждой сферы. Затем возьмите следующий пункт, "Желаемые цели", и определите, что здесь находится для каждой сферы. Проделайте это для всех пунктов списка "Согласования деятельности" для всех сфер. Если согласование выполняют вместе несколько людей, например пара, чередуйте пункты между ними. То есть одному—намерение в первой сфере, другому—цели в первой сфере, и так далее.

5. Выберите самую интересную сферу. Тщательно проработайте структуру этой сферы по всему списку, пока он не будет согласован.

6. Пройдитесь по оставшимся сферам и полностью их проработайте.

7. Заметьте любые противоречия между сферами и разберитесь с ними.

8. Если согласование проводится для группы, разрешите противоречия между планами членов группы.

Свобода самовыражения

Большинство людей живет в определенной удобной зоне приемлемого поведения. Они научились в основном делать то, что знакомо и безопасно. Они остаются в рамках своих границ. Они делают то, что уже известно и предсказуемо.

Большинство людей выглядят относительно здравомыслящими. В их жизнях есть определенная система и последовательность. Они могут объяснить свои действия, у них есть знакомые шаблоны поведения, и их направление действий довольно предсказуемо.

Распространенное представление о здравомыслии—то, что в него входят именно эти качества: быть "нормальным", последовательным, предсказуемым, уметь логически объяснять свои действия, делать то, чего ожидают другие и что они считают приемлемым.

Люди часто боятся всего, что находится за пределами этих норм. Всё необычное, непоследовательное, непредсказуемое, необъяснимое, из ряда вон выходящее часто считается опасным и безумным. Особенно то, что быстро движется, мощно, но совершенно непредсказуемо, могут легко посчитать сумасшедшим. Обычно люди встраивают небольшой элемент непредсказуемости в свои жизни. Несколько неожиданностей и немного таинственного придает вкус жизни. Разные люди выносят разные степени непредсказуемости. Но почти всегда есть предел, который нельзя пересечь без страха сумасшествия.

Ну а всё это на самом деле поставленный с ног на голову взгляд на мир. Фиксированность и ограничение принимаются за здравомыслие. Неуправляемое движение принимается за сумасшествие.

Суть дела в том, что истинная природа вещей всегда подвижна. И если вы заглянете достаточно глубоко, человеческая логика всегда разваливается.

Попытки удерживать на месте то, что на самом деле движется—механика любого человеческого заблуждения. Создавать жесткие умственные структуры и делать вид, что они являются реальным миром.

Когда достаточно много людей соглашаются в определенном наборе ограничивающих идей, то они могут успешно убедить себя и других, что именно так всё и есть на самом деле.

Суживать свое мировоззрение до рамок определенной ограниченной реальности может быть довольно интересным и обучающим. Неприятности приходят, когда кто-то принимает это слишком серьезно и думает, что это единственный реальный мир.

Прямо над любой ограниченной реальностью и под ней находится неограниченная подвижная реальность. Это относится и к глубокому изучению общей физической реальности, и к глубокому изучению своей субъективной реальности.

В терминах физики, все твердые и плотные вещи, на которые мы смотрим, на самом деле не существуют, если мы присмотримся достаточно внимательно. "Стол" может казаться чем-то одним, что долгое время остается тем же самым. Но стол состоит из триллионов атомов в быстром и вроде бы беспорядочном движении. В столе даже не остаются одни и те же атомы, всё время прибывают новые и уходят старые. Если мы посмотрим еще внимательнее, мы увидим внутриатомные силы, которые движутся еще беспорядочнее. На внутриатомном уровне мы даже не можем сказать, что что-то действительно здесь существует, и нам может быть трудно указать, где заканчивается что-то одно и начинается что-то другое. Стол—это сложное постоянно изменяющееся собрание событий. Просто называть его "один стол"—это очень большое упрощение, хотя и очень удобное для людей.

Заглядывая внутрь ума, за внешний фасад правильного, упорядоченного, морального мышления, вы очень быстро обнаружите пузырящийся, кипящий океан таинственных, непредсказуемых, и вроде бы бессмысленных вещей. Многие люди очень крепко держатся, чтобы не выпускать этого наружу, но когда они на мгновение снимают свои защиты, оно проявляется. Именно здесь источник творчества.

Фрейдисты считали этот кипящий океан чем-то плохим, собранием злых, антиобщественных, самоубийственных стремлений, которые нужно контролировать и утихомиривать. У человечества были бы очень печальные перспективы, если бы это было правдой. К счастью, это не так. Извращенный взгляд, скорее тот, который считает внутреннюю духовную и творческую природу чем-то злым, что нужно подавлять.

Когда вы немного приоткроете давно закрытый предохранительный клапан, то на первый взгляд вас может обмануть то, что оттуда выйдет что-то не обязательно красивое. Если вы годами накапливали свои эмоции и затем вдруг откроете их, то это вполне может быть неуравновешенный взрыв сильной ярости. Когда действует сухой закон и кто-то получает ящик водки, то он возможно напьется. Когда люди временно покидают морально контролируемое место и приезжают в более вольное место, они часто предаются всем тем вещам, которых им обычно нельзя делать. Они могут курить наркотики и смотреть порнофильмы 24 часа в день, просто потому что вдруг им это можно.

Может происходить определенный процесс. Сначала, когда предохранительный клапан открывается, человек предается всему тому, что раньше подавлялось или отрицалось. Через некоторое время, когда он понимает, что может свободно делать это, дела уравновешиваются. И тогда человек может делать больше того, что он действительно хочет делать.

Миф о том, что людей нужно контролировать и подавлять, чтобы не выпускать их злых побуждений—опасная выдумка. Именно применение этого принципа приводит ко многим несчастьям в мире. Возьмите человека, годами подавляйте и контролируйте его, не давая ему говорить и делать то, что он хочет и чувствует, а затем вдруг дайте ему пулемет. Так вот, он может вдруг решить дать выход всему тому, чего он никогда не выражал, и это вполне может быть выражено с яростью.

Единственный способ действительно создать здравомыслящее общество—это признать исходную доброту в людях и позволить им самовыражаться. Заблуждение и насилие происходят от подавления и искусственного ограничения.

Если кто-то основательно подавляет людей, а затем дает им чуть-чуть свободы, то это действительно может быть опасно. Единственное безопасное действие—это освободить их полностью.

Можно делать это постепенно, поощряя людей выходить за пределы своих обычных шаблонов поведения и делать то, что не основано на существующих нормах; делать то, что им говорят внутренние порывы и интуиция, а не что говорят мораль и логика. Можно пробиться через разнообразные встречающиеся неудобства и ограничения. Можно сделать это в разных областях жизни. В конце концов личность научится свободно действовать без смущения и ограничений.

Только когда личность может свободно осуществлять любой вид действий, она может свободно предпочесть делать то, что ей больше всего нравится делать. И кстати, это всегда что-то конструктивное и приятное.

Бессмысленные поступки

Потребность делать только разумные действия ограничивает свободное самовыражение индивида. Самовыражение не свободно, если вы можете делать только то, что осмысленно и логично в соответствии с какой-то системой мышления.

У поезда, который должен двигаться по определенной железнодорожной сети, есть некоторая свобода перемещения. Он может двигаться назад или вперед, он может переходить на другие направления. Если, конечно, мы не добавим какие-то дополнительные правила, назначим этому поезду один маршрут и одно расписание. В любом случае у него нет полной свободы перемещения. Он может двигаться определенным способом в соответствии с заранее установленными правилами, и это все что он может делать. Он не может уехать в поля, куда ему хочется. И даже хотя у него есть определенный выбор движения по пути, ему нужно делать то, что разумно для него как для поезда.

Бессмысленность и логика находятся в царстве карт, а не территорий. Чтобы говорить о логике, нужно наметить какую-то модель и затем манипулировать элементами модели или сравнивать с ней что-то. Если я говорю, что весной яблоки зеленые, а осенью они красные, то зеленое яблоко весной логично, а красное яблоко весной нелогично. А розовый банан будет бессмысленным, потому что я ничего не сказал о нем в моей модели.

Но само по себе, рассматриваемое отдельно от любых моделей и идей, яблоко ни логично, ни нелогично. Оно просто ЕСТЬ. Его смысл в том, что оно здесь есть. Любой добавленный к ситуации смысл—умственная конструкция, а не истинная реальность.

Вселенная—это подвижная, текучая деятельность. Лучше всего с ней обращаться подвижно и текуче. Когда кто-то пытается втиснуть вселенную в более фиксированную, ограниченную модель, он напрашивается на неприятности. Пока индивид помнит, что модель это модель, она может быть очень полезным инструментом. Но как только вы решаете, что мир действительно такой, вы можете не заметить подъезжающего товарного поезда, потому что он не входит в ваше расписание.

Если вы можете постоянно быть в гармонии с ситуацией, в которой вы находитесь, и у вас есть широкий выбор возможных действий, то вы можете всегда совершать самые подходящие действия и всегда получать наилучшие возможные результаты.

Количество ваших осмысленных, логичных, объяснимых действий конечно и ограничено. Это только небольшое подмножество совокупности всех действий. Если вы привыкаете предпринимать только эти действия, вы обрекаете себя на небольшую опасную окрестность реальности.

Если вы лежите на рельсах и прямо на вас со скоростью 300 километров в час мчится экспресс-поезд, то логично быть задавленным и умереть. Это разумно. Вы здесь, поезд там, мы математически вычисляем пересечение ваших путей, и БАЦ! Нелогично, бессмысленно было бы просто вдруг оказаться не там, где поезд, а на расстоянии в 10 километров и пить там чашечку кофе.

Большинство великих изобретателей и первооткрывателей в большинстве областей сделали то, что сделали, нарушив правила, делая вещи, неразумные для других. Потом эти вещи стали разумными, но сначала они считались невозможным. Колумб вышел в плавание туда, где как все говорили, он свалится с грани Земли. Грэхем Белл изобрел телефон несмотря на то, что современники считали это глупым и бесполезным.

Делать бессмысленные вещи может быть очень полезной способностью. Вы всегда можете потом добавить смысл, и тогда конечно ваши действия станут очень осмысленными. Но любое проявление гения создается при смелом путешествии в царство бессмысленного.

Бессмысленные действия—это не только те действия, которые неверны в соответствии с общепринятыми нормами. Это действия, которые выходят за пределы карт и связаны скорее с реальным миром, а не с умственными конструкциями.

Вы можете постепенно научиться делать бессмысленные вещи. Вы можете исследовать все возможные движения вашего тела, вашего голоса, вашей речи и так далее, не обращая внимания на ожидаемый результат. Вы можете привыкнуть к идее выполнения действий, которые отделены от любой идеи вознаграждения или логической связи причины и следствия. Вы можете испытать все границы, которые как вам кажется у вас есть в отношении того, что вы можете и чего вы не можете.

Есть мощные общественные, моральные и личные силы, пытающиеся предотвратить такие действия. В развитие способности бессмысленно действовать входит рассмотрение всех причин, по которым этого делать нельзя. Вероятно, активизируются всевозможные старые шаблоны, которые мешают свободному самовыражению. Со всеми ними можно разобраться с помощью семантического процессинга.

А зачем вообще беспокоиться о том, чтобы научиться совершать бессмысленные поступки?

Да просто так.

Упражнения Þ Придумайте действие, у которого нет цели. Сделайте его. Þ Уговорите кого-то другого сделать бессмысленное действие. Þ Повторяйте это, пока не научитесь с удобством вызывать бессмысленные действия.

Медитативные процессы

Этот ряд трех учебных пособий сосредоточен на том, что опытный специалист может делать, чтобы помогать другим людям, особенно тем, которые приходят к нему как клиенты на формальные сеансы. Но есть очень много того, что человек может делать сам, не нуждаясь ни в каком фасилитаторе.

По правде говоря, мы стремимся именно к тому, чтобы клиент стал самодостаточным; способным самостоятельно разбираться с жизнью, не застревая в трясине. Мы не намерены делать людей зависимыми от указаний фасилитатора.

Фасилитатор—это консультант, который помогает людям на их путях самораскрытия и самосовершенствования. Пути у людей свои; люди сами себе авторитеты.

Наилучший фасилитатор передает инструменты в руки клиентов. Ценно хорошо работать и хитростью поощрять клиентов изменять свои мнения и отбрасывать ограничения. Но еще лучше давать клиентам инструменты, которые они смогут сами по необходимости использовать в будущем. Так рождаются самостоятельно создаваемые изменения, которые набирают всё большую скорость.

Отдельному клиенту—вот кому вам нужно придавать силы. Не оставляйте силы только себе. Свободно отдавайте их, запас их бесконечен. Придавать силы означает, что вы показываете клиенту новые растущие возможности и вкладываете в его руки рычаги управления.

Вообще-то говоря, в любом инструменте, который вы используете в работе с клиентом, есть принципы, которые он может использовать самостоятельно. Не обязательно таким же образом, но всё же исходные принципы он может всегда применять сам.

Когда вы проводите технику, не скрывайте от клиента её принципы. Вам не обязательно выдавать все ваши профессиональные секреты, но философия никогда не должна быть тайной. Если вы только что провели успешное объединение противоположностей, то это великолепное время для обсуждения теории раздробления и объединения. У клиента уже будет опытное знание об этом, так что он сможет довольно легко это понять и начать это осознавать. Это не значит, что он сможет себе проводить полную процедуру объединения противоположностей, но он может поработать над улучшением общения частей друг с другом. И он сможет замечать то же явление у других.

Повторное переживание происшествий дает возможность обсудить то, как можно освободиться от фиксированных реакций из прошлого. Всегда можно переживать события с разных точек зрения. И всегда можно в любом опыте находить урок. Клиент может с огромной пользой делать это в настоящем времени, когда он попадает в немного напряженную ситуацию. Или он может проводить легкое повторное переживание с доступными ему частями прошлого.

Люди могут самостоятельно переосмысливать что-то. Например, они могут брать любую ситуацию и находить в ней что-то положительное, благодаря чему ситуация становится учебным опытом. Они могут привыкнуть к той идее, что любая вроде бы ограничивающая ситуация открывает дверь к новым возможностям.

Можно с огромной пользой самому выполнять процессинг восприятий. Изменение особенностей восприятия и переключение сценария—это замечательные инструменты, которые человек может использовать когда угодно. Во время сеанса он может узнать, что он чувствует неуверенность при маленьком, бесцветном образе себя, и он чувствует себя сильным и отважным при большом, цветном образе себя. Он может просто возвращать большую, цветную картинку каждый раз, когда чувствует неуверенность. Ему не нужен для этого фасилитатор.

Не особенно разумно самому с собой проводить диалог. По крайней мере, неразумно в смысле обмена высказываниями с самим собой. Но лежащая в основе диалога идея—продолжать воспринимать что-то с разных сторон, пока оно не прояснится или не станет ясно, что делать—эта идея очень эффективна и при самостоятельном использовании.

Техники, которые люди проводят сами с собой, обычно легче и целостней, чем техники фасилитатора и клиента. Например, потому что у каждого есть какие-то встроенные защитные механизмы. Когда человек забирается во что-то, с чем он не может справиться, то вылетают какие-то предохранители. Когда человек пробует заняться тем, что ему не по силам, он обычно засыпает, сбивается в сторону, или происходит что-то еще.

Если человек обращает внимание на предостерегающие сигналы, то ему вполне безопасно исследовать свою собственную реальность. Подсознательные механизмы автоматического ответа обычно выдают материал, который подходит для рассмотрения, и если человек не заходит туда, где ему неприятно, то результаты почти всегда хорошие.

Есть границы того, насколько успешно человек может отступить на шаг назад и беспристрастно посмотреть на свою реальность. И трудно изменить то, чем ты ЕСТЬ. Именно поэтому нам вообще нужны фасилитаторы, чтобы обеспечивать внешнюю непредвзятую точку зрения, когда человек углубляется во что-то. И именно поэтому сам человек может в основном делать те техники, которыми он может уравновешенно заниматься.

С помощью фасилитатора и преобразующего процессинга личность может стать более объединенной. Она будет более целостной и менее раздробленной. Это намного облегчит ей самостоятельную работу. Будет меньше областей, которые ей приходится избегать самой, потому что в них она не уравновешена. Она научится одновременно и участвовать, и сохранять разумный взгляд на то, что происходит.

Чем человеку всегда безопасно заниматься—так это какой-то разновидностью медитации. Медитацию можно выполнять на многих уровнях. Самая элементарная медитация—это просто расслабление. Медитаторы более высокого уровня могут браться в медитации за что угодно и прорабатывать это.

Очень полезно помогать клиентам научиться медитировать самостоятельно. Это ставит их в позицию причины, это делает их более отзывчивыми на свои внутренние сигналы, и учит их выходить за пределы шума повседневной жизни.

Медитация—это процессинг. Типичная медитация заключается в простой рекурсивной технике. Здесь применимы основные правила процессинга. Поэтому полезно ознакомить клиента с некоторыми из этих принципов. Например, заниматься темами по очереди, сохранять вовлеченность, заканчивать начатое, не оценивать то, что всплывает, и так далее.


Наши рекомендации