Основные технологии в процессе принятия управленческих решений
В условиях инновационной экономики повышение сложности технических и технологических задач приводит к усложнению структур управления предприятиями, возрастанию числа возможных альтернативных решений. Анализ решения без возможности компьютерной поддержки процесса их принятия очень сложен, а цена ошибки может быть очень высокой. В этой связи особенно важно широкое использование компьютерных систем поддержки принятия решений (СППР).
Применение инновационных разработок в процессах принятия решений способствуют повышению инвестиционной привлекательности и капитализации предприятий.
Нововведения в управлении нередко встречают сопротивление трудовых коллективов, поскольку собственники кап итала обычно стремятся получить максимальную прибыль за счет ущемления интересов трудового коллектива. Самое главное здесь – тщательная подготовка и обоснование каждой инновации, ее сущности и пользы, разъяснение коллективу того, что от ее внедрения в выигрыше окажутся не только владельцы и менеджмент предприятия, но также все на нем занятые. Это должно быть детально разъяснено сомневающимся работникам на конкретных расчетах и материалах. Только тогда, когда каждый сотрудник убедится, что нововведение принесет выгоду всему предприятию, он станет вкладывать все свои силы в его реализацию, проявляя
при этом собственную творческую активность в поиске и использовании новых возможностей повышения результатов от внедрения новаций.
Использование современных и нформационных технологий управления предприятиями трансформирует само управление и структуру предприятий. Последствия их применения достаточно широки и разнообразны. Среди этих последствий в работе отмечаются:
— повышение объективности и своевременности информации;
— увеличение степени прозрачности компаний;
— повышение гибкости бизнес-процессов;
— оптимизация процессов принятия решений;
— изменение содержания труда;
— интеграция операций и функций;
— сокращение затрат;
— снижение рисков.
— повышение эффективности сбыта;
— более широкий охват рынка за счет объединения каналов сбыта.
Современные информационные технологии осуществляют не только автоматизацию уже существующих процессов на предприятии, способствуют оптимизации процессов принятия решений, но и становятся своеобразным носителем и катализатором распространения передовых технологий менеджмента. Новые информационные системы воплощают в себе передовой опыт управления, оптимизируя бизнес-процессы в соответствии с последними достижениями теории и практики менеджмента. Применение менеджментом предприятий инновационных технологий при принятии решений увеличивает их конкурентоспособность.
Результаты анализа практики использования достижений информационных технологий в целях оптимизации управленческих решений доказывают, что и руководители, и рядовые сотрудники, заинтересованные в существенном повышении качества управления, стремятся полнее овладеть новыми информационными технологиями, результативнее использовать их потенциалы, поскольку на деле убеждаются, что применение их существенно облегчает труд, значительно повышает его эффективность, позволяет намного увеличить возможность роста производительности труда, стимулирует стремление людей полнее использовать имеющиеся резервы для повышения общих итогов работы организации, что, в свою очередь ведет к дополнительным материальным и мора льным стимулам и большей удовлетворенности коллектива в своей работе.
Принятие управленческого решения представляет собойсознательный выбор руководителем одного из имеющихся вариантов или альтернатив действий, которыесокращают разрыв между текущим и будущим желательным состоянием организации. Процесс принятиярешения лежит в основе планирования деятельности любой организации, так как план — это набор решенийпо использованию ресурсов и для достижения целей организации[1]. Он включает в себя множество разныхэлементов, но в нем обязательно присутствуют следующие элементы:
· проблемы
· цели
· альтернативы
· решения
Управленческое решение, которое принимается руководителем организации, это:
· сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая индивидом
· поведение, основанное на фактах и ценностях организации
· процесс взаимодействия структуры и членов организации
· выбор альтернативы
· часть общего процесса управления
Принятие решения менеджером — это в некоторой степени искусство, а само решение — не только процесс, но ещё и один из видов мыслительной деятельности и проявления воли человека. Данный процессхарактеризуют следующие признаки:
• Возможность выбора из множества альтернативных вариантов
• Наличие цели
• Необходимость волев ого акта лица, принимающего решение (ЛПР).
Выявление проблем является не только этапом процесса принятия решения, но и постоянно действующейфункцией управления в любой организации
В менеджменте понятие «проблема» используется для обозначения разрыва между желаемым и фактическимсостоянием организации. А само решение проблемы рассматривается как средство преодоления этогоразрыва, то есть выбор одной из множества альтернатив, которая позволит перейти от текущего реальногосостояния к желаемому.