Комментарий и оценка сочинения

Критерий Баллы Обоснование
К1 Текст прочитан внимательно. Содержание и авторская позиция полностью восприня­ты учащимся и правильно поняты. Факти­ческих ошибок нет
К2 Анализ языковых средств выполнен хоро­шо. Все основные выразительные средст­ва, использованные автором в тексте, на­званы и объяснены, приведены примеры их удачного употребления
КЗ Позиция автора сочинения, его отноше­ние к автору текста и к герою очерка ясно выражены и аргументированы
К4 Работа характеризуется смысловой цель­ностью, связностью изложения и компози­ционной стройностью; все три части рабо­ты — анализ содержания, анализ языко­вых средств, собственная позиция учащегося — даны в логической связи
К5 Речь свободная, лексика и синтаксис до­статочно разнообразны, однако особой вы­разительностью речь автора сочинения не отличается
Кб Орфографических ошибок нет
К7 4 пунктуационные ошибки
К8 Грамматических ошибок нет
К9 Имеются речевые недочеты: неоправдан­ные повторы (см. первые абзацы) и стилис­тические смешения (переживала, собст­венные стихи из ее же уст)
К1— 9  

РЕЗЮМЕ

* Обучение и контроль — два звена одного процесса. Они
регламентируются одними и теми же государственными
документами, в частности Государственным образователь­
ным стандартом. Содержание контроля определяется це­
лями обучения, сформулированными в стандарте на язы­
ке компетенций. Компетентностный подход, реализован­
ный в системе контроля, предполагает, что объектом
проверки являются не отдельные знания, умения и навы­
ки, а три компетенции — лингвистическая, языковая и
коммуникативная. В этом случае итоговая работа полно­
стью контролирует процесс обучения.

* При проведении такой работы используются в качестве
измерителей различного рода тестовые задания: с выбо­
ром ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом (со­
чинение).

* Меняется также и система оценивания работы: вместо
обобщенной, фактически качественной характеристики
результатов работы посредством пятибалльной школьной
шкалы используется аналитическая количественная ха­
рактеристика всех компонентов, которая синтезируется и
позволяет более точно и объективно оценить ту или иную
компетенцию. Такой подход (в сочетании с возможностью
использования компьютерной техники) обеспечивает зна­
чительно большую объективность результатов.

II ЛИТЕРАТУРА________________________________

1. Единый государственный экзамен: Русский язык: Конт­
рольно-измерительные материалы / В. И. Капинос, Л. И. Пуч-
кова, С. И. Львова и др. — М., 2003.

2. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому
языку: Сборник статей из опыта работы. Пособие для учите­
лей / Сост.: В. И. Капинос, Т. А. Костяева. — М., 1980.

3. Оценка качества подготовки выпускников основной шко­
лы по русскому языку. — М., 2000.

4. Оценка качества подготовки выпускников средней (пол­
ной) школы по русскому языку. — М., 2002.

5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Еди­
ному государственному экзамену. Русский язык. — М.: Интел­
лект-Центр, 2004.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. В чем состоит, на ваш взгляд, обучающая функция
контроля?

2. Как реализуется идея компетентностного подхода
к обучению в практике проведения итогового аттестаци­
онного контроля? Как это отражается на содержательной
структуре контрольной работы и выборе измерителей?

3. Сопоставьте тестовый контроль с традиционными
формами проведения выпускного экзамена. Назовите силь­
ные и слабые стороны тестирования и попытайтесь объяс­
нить, в чем причина популярности тестов в современной
практике преподавания родного языка.

4. Составьте по два-три тестовых задания с выбором от­
вета, проверяющих: а) лингвистическую, б) языковую ком­
петенции. Укажите, для какого класса они предназначены.

5. Подберите текст для проверки коммуникативной ком­
петенции. Составьте к нему три тестовых задания с крат­
ким ответом, ориентированные на речеведческий анализ
текста.

6. Предложите вашим учащимся написать по этому
тексту сочинение-рассуждение, проверьте и прокомменти­
руйте три-четыре работы по системе оценивания, предло­
женной в статье.

Предметный указатель

Предметный указатель включает термины, используе­мые в тексте пособия.

Аналитическое умение Аспект обучения Аудирование

Базовый уровень образования Виды речевой деятельности Говорение

Деятельностный подход Диалог культур Диалогическая речь Дидактические принципы Дифференциация

Знания

Изобразительно-выразительные средства языка Индивидуализации принцип Интеграция Информационные технологии

Когнитивно-коммуникативный подход Коммуникативная компетенция Коммуникативность Коммуникативные умения Коммуникативные установки Компетенция Культура речи

Культуроведческая компетентность Культуроведческий аспект

Лингвистическая компетенция Лингвистическая рефлексия Лингводидактика Лингвострановедение Личностно-ориентированное обучение Личностно-ориентированный подход

Межпредметные связи Метод обучения Метод проектов Монологическая речь Мотивация

Навыки

Наглядность

Национально-региональный компонент

Образовательная область

Образовательный стандарт

Общение

Общеучебные умения и навыки

Описание

Письмо

Повествование

Подход

Предметная область

Принцип

Принцип индивидуализации обучения

Принцип коммуникативности

Принцип сознательности

Принцип текстоцентричности

Продуктивные виды речевой деятельности

Профильный уровень образования

Профильное обучение

Рассуждение

Рефлексия

Рецептивные виды речевой деятельности

Речевая деятельность

Речевая ситуация

Речеведение

Речеведческие понятия

Речевые жанры

Речевые умения

Речь

Речь коммуникативно-целесообразная

Речь правильная

Ситуация общения; см. Речевая ситуация

Словесность

Слушание

Содержание образования

Сознательно-коммуникативный подход

Средства наглядности

Средства обучения

Стандарт образования

Стили речи

Сфера общения

Текст





Текстоцентризм Технология обучения Типовой фрагмент текста Типы речи

Умения Учебник

Учебно-методический комплекс Учебно-операционные умения и навыки Учебно-языковые умения и навыки

Федеральный компонент стандарта Филологическое образование Филология

Функциональная стилистика Функционально-семантический подход Функционально-смысловые типы речи Функциональность

Цель Чтение

Элективный курс Этап обучения

Языковая компетенция Языковедческая компетенция Языковой портфель Языковые знания

I

Содержание

Введение ..................................................... 3

Раздел I. Русский язык в системе филологического

образования (Е. А. Быстрова).................. 7

Раздел II. Цели обучения русскому языку, или
Какую компетенцию мы формируем
на уроках (Е. А. Быстрова)....................... 20

Раздел III. Подходы и принципы обучения

русскому языку (Е. А. Быстрова)............ 40

Раздел IV. Содержание предмета «Русский язык»,

или Чему учить в школе (Е. А. Быстрова,

С. И. Львова)................................................. 66

Раздел V. О соотношении теории и практики
при обучении русскому языку
(М. М. Разумовская).................................... 100

Раздел VI. Речеведческие понятия — основа

совершенствования коммуникативной
компетенции учащихся в курсе русского
языка (В. И. Капинос).................................. 113

Раздел VII. Культуроведческая функция

русского языка в системе его преподава­
ния (Е. А. Быстрова)................................... 131

Раздел VIII. Эстетическая функция русского языка
в системе его преподавания
(С. И. Львова) ............................................. 156

Раздел IX. Новые педагогические технологии в пре­
подавании русского языка
(Ю. Н. Гостева)........................................... 172

Раздел X. Средства обучения русскому языку

(Е. А. Быстрова, И. П. Цыбулько)............ 194

Раздел XI. Итоговый контроль: новые подходы

к определению содержания, технологии

проведения, оценке результатов

(В. И. Капинос)............................................. 211

Предметный указатель ............................. 234


Наши рекомендации