УМК по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

УМК по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
по дисциплине
Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию

№ п/п Виды работ Максимальное количество баллов Примечание
Обязательные виды работ
1. Посещаемость практических занятий  
2. Устные сообщения - доклады  
3. Проверочные срезы на владение основными понятиями курса 1 балл при правильном ответе на 3 из 5 заданий
4. Психологический дневник По 1 баллу за полностью выполненную работу по каждой теме
5. Глоссарий
6. Навигатор по технологиям практической работы
  Итого:  
Дополнительные виды работ
7. Творческие работы Может быть выполнено не более 5 работ
8. Тест по основным дидактическим единицам курса  
9. Итоговый письменный тест  
  Итого:  

Форма итоговой аттестации: зачет. Для получения «зачета» студенту необходимо набрать 70 баллов

Критерии оценки различных видов работ

Критерии оценки устного сообщения - доклада:

1. Опора на научные источники информации.

2. Сообщение в устной форме, доклад не зачитывается, а рассказывается.

3. Четкость и структурированность изложения.

4. Наличие иллюстративных материалов (раздаточные материалы, презентации).

5. Приветствуется наличие текста доклада или вспомогательных материалов (ксерокопии источников, конспект, информация на электронных носителях, проч.)

6. Список литературы, использованной при подготовке доклада должен включать 3-5 литературных источников, в том числе литературу, не указанную в УМК и быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.9.

Максимальная оценка за доклад – 10 баллов.

Критерии оценки при проведении промежуточных проверочных срезов по ответам на контрольные вопросы

1. Полнота и правильность ответа

2. Владение терминологией по теме

3. Способность приводить примеры, видеть проблемы, формулировать вопросы

4. Логичность и структурированность ответа

Проверочный тест по каждой теме состоит из 5 вопросов, 1 балл начисляется при правильном ответе на 3 и более вопроса.

Критерии оценки глоссария.

1. Глоссарий пишется по основным дидактическим единицам курса.

2. Глоссарий является обязательным домашним заданием.

3. Глоссарий пишется от руки.

4. Глоссарий сдаётся преподавателю в конце семестра.

5. В глоссарии должны присутствовать ссылки на литературные источники, оформленные в соответствии с ГОСТ 7.9.

Наличие подготовленного в соответствии с требовании глоссария по каждой теме оценивается в 1 балл.

Критерии оценки Психологического дневника.

1. Психологический дневник по каждой теме включает в себя:

· название психодиагностической методики, используемой для самопознания;

· ссылку на литературный источник, оформленный в соответствии с ГОСТ 7.9.;

· заполненный банк методики;

· данные о первичной обработке результатов методики;

· интерпретацию полученных результатов;

· рекомендации по саморазвитию (шаги личностного роста);

2. Работа по каждой теме предполагает обязательное заполнение одной методики. Если в методических материалах приведены несколько методик для одной темы, студент самостоятельно выбирает одну из них в соответствии со своими интересами.

3. Психологический дневник заполняется студентом самостоятельно.

4. Психологический дневник является обязательным домашним заданием.

5. Психологический дневник сдается преподавателю в конце семестра.

6. Правильно оформленный психологический дневник по каждой теме оценивается в 1 балл

Критерии оценки теста по основным дидактическим единицам курса.

1. Правильность и точность даваемых определений

2. Системность в овладении основными понятиями курса

3. Культура речи

Тест проводится в письменной форме и состоит из 20 вопросов.

Правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл. Максимальная оценка 20 баллов.

Критерии оценки итогового письменного теста.

Тест состоит из 20 закрытых вопросов с 4 вариантами ответа на каждый.

Правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл. Максимальная оценка 20 баллов.

Материалы для самостоятельной работы студентов

Практикум. Тема 1. Методы психологии

1. Устные сообщения:

Наблюдение и самонаблюдение.

Эксперимент (лабораторный, естественный).

Опрос (письменный, устный).

Психологическое тестирование.

Проективные методы.

Литература:

Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2010.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. -М., 2003.

Творческие работы: нет

Устные сообщения

1.1. Темы сообщений-презентаций о личности и вкладе в психологическую науку одного из выдающихся отечественных психологов:

1. АНАНЬЕВ Борис Герасимович

2. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович

3. ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич

4. МЯСИЩЕВ Владимир Николаевич

5. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович

6. УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич

Литература:

Абдурахмянов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления: учебное пособие. Второе издание стереотипное — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. — 326 с.

Великие психологи/ Сост. С.И. Самыгин, С.Д. Столяренко.- Ростов-на-Дону , 2000.

Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. - 576 с.

История психологии в лицах. Персоналии / Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. - 784 с.

Регуш Л.А., Игнатенко М.С. Первая психологическая кафедра России: история и современность, СПб, 2003

Сонин В.А. Словарь персоналий. Психология от А до Я. М, 1997

Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М. 2002.

Что должно быть отражено в сообщении:

1. Основные этапы биографии выдающего психолога.

2. Этапы становления научного мировоззрения («путь» в психологию).

3. Разрабатываемые идеи и концепции.

4. Основные труды.

5. Наличие учеников и научной школы.

6. Использованная при подготовке литература.

Устные сообщения

Творческая работа.

Опишите поведение в ситуации экзамена студента с адекватной самооценкой, заниженной самооценкой, завышенной самооценкой.

Обработка результатов.

I. Подсчет балла, характеризующего склонность к саморазвитию. С этой целью подсчитываются оценки, поставленные в левой колонке. Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «3» отражает высокий уровень стремления к саморазвитию (например, «Пробовать свои силы»). Другие (например, «Бояться ошибок и неудач») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие указанного стремления.

В первом случае балльные веса подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3

вес для подсчета: 1 2 3

Для пунктов, в которых высокая оценка отражает отсутствие стремления к самовоспитанию, веса считаются в обратном порядке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3

вес для подсчета: 3 2 1.

Такими «обратными» пунктами являются: 3, 6, 8, 11, 15. Для получения балла подсчитывается сумма весов по заполненным пунктам. Суммарный балл может быть подсчитан при пропуске не более 2 пунктов. Суммарный балл может варьировать в интервале от 10 до 48.

II. Подсчет балла, характеризующего проявление готовности к саморазвитию в поведении. С этой целью подсчитываются оценки, поставленные в левой колонке. Суммарный балл может быть подсчитан при пропуске не более 2 пунктов.

III. Перемножить оценки по отношению и частоте. Полученный результат делится на количество заполненных пунктов. Если по отношению и частоте заполнено разное количество пунктов, то берется большее число.

При получении дробного числа результат округляется до следующего целого (например, 65,1=66; 65,9=66).

Результат характеризует выраженность склонности к саморазвитию. Оценки могут варьировать в интервале от 10 до 144 баллов.

Устные сообщения

Самовоспитание характера

Данилова В.А. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: Пособие для самообразования. - М., 1994.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1990.

Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.

Психология. Под ред. В.Н. Панферова. СПб.: Питер, 2013. С. 254.

Что должно быть отражено:

  1. Что такое самовоспитание.
  2. Основные принципы, на которых строится самовоспитание.
  3. Примеры моделей самовоспитания.
  4. Список использованной литературы.

Творческая работа

Проанализировав особенности своего темперамента, описать соответствующий этим особенностям индивидуальный стиль учебной деятельности с конкретными рекомендациями по повышению ее эффективности.

Техники креативности

Нельке М. Техники креативности. М., 2003;

Шерер Й. Техники креативности. Как найти, оценить и воплотить идею. М., 2006

Что должно быть отражено:

· Понятие креативности

· Основные техники креативности (несколько техник нужно провести с группой)

· Литература с техниками

Устные сообщения

Утверждения

  1. Когда я принимаю важное решение, то основываюсь:

а) на чувствах, которое испытываю в данный момент; б) на том, что звучит лучше;

в) на том, что выглядит для меня лучше всего;

г) на тщательном изучении проблемы и фактов

2. Во время спора на меня чаще всего влияет:

а) интонация речи, тембр, громкость голоса собеседника;

б) понимание точки зрения собеседника;

в) логика доказательств собеседника; г) искренность чувств собеседника

3. Я могу очень просто понять, что происходит со мной, с помощью:

а) того, как я одеваюсь; б) чувств, которые я испытываю;

в) слов, которые я подбираю; г) своих характеристик голоса: тона, тембра, громкости

4. Для меня просто:

а) найти идеальную громкость звучания магнитофона, телевизора, стереосистемы;

б) подобрать наиболее разумные, убедительные аргументы;

в) выбрать наиболее удобную мебель;

г) подобрать для одежды, интерьера разнообразные цветовые комбинации

5. Что больше всего влияет на моё настроение, самочувствие:

а) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, голосам людей, буквально настраиваюсь на них;

б) я чувствую себя в «своей тарелке», когда строю цепь логических умозаключений, умело осмысливаю новые факты;

в) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли в ней находиться, двигаться;

г) на меня производит сильное впечатление общий вид (обстановка), как выглядит помещение, как оно освещено.

6. Выбирая и читая книги, я больше ориентирован:

а) на описание внешнего: пейзажи, декорации, краски

б) на монологи и диалоги между персонажами, нюансы в описании разговоров;

в) на действие, динамичность, сюжет

г) на сюжеты со сложными схемами поведения героев, загадками.

I утверждение II утверждение III утверждение IV утверждение V утверждение VI утверждение
а)   К   А   В   А   А   В
б)   А   В   К   Д   Д   А
в)   В   Д   Д   К   К   К
г)   Д   К   А   В   В   Д
ТИП I II III IV V VI СУММА
Кинестетический              
Аудиальный              
Визуальный              
Дискретный                

Чем меньше число, тем более выражен ваш доминирующий тип восприятия.

3.2. Исследование наблюдательности

(Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов.Учеб. пособие. — М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996.

Материал и оборудование:две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковые почти во всем, кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Эти различия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали на одной из картинок по сравнению с другой; кроме картинок нужна бумага для записи, ручка и секундомер.

Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала «Стоп!» картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!» (картинки приведены на следующей странице).

Оценка результата

Оцени­вается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущен­ные и неправильно выделенные слова).

В тексте содержится 25 слов.

Хорошим считается результат – 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели - 18 и менее баллов.

Ключ приведен на следующей странице

Ключ:

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

4. Глоссарий: внимание.

Устные сообщения

Приемы мнемотехники

Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. М., 2007

Зиганов М. А. Мнемотехника. М., 2000

Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М., 1999

Что должно быть отражено:

· Понятие мнемотехники

· История появления мнемотехники

· Приемы мнемотехники, применимые взрослыми при запоминании различного материала (классификация по характеру материала), несколько приемов нужно провести с группой

· Приемы мнемотехники для детей, несколько упражнений нужно провести с группой

· Литература с технологиями запоминания на основе искусственных связей

Продолжительность сообщения – 20-30 минут

Устные сообщения

УМК по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
по дисциплине
Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию

№ п/п Виды работ Максимальное количество баллов Примечание
Обязательные виды работ
1. Посещаемость практических занятий  
2. Устные сообщения - доклады  
3. Проверочные срезы на владение основными понятиями курса 1 балл при правильном ответе на 3 из 5 заданий
4. Психологический дневник По 1 баллу за полностью выполненную работу по каждой теме
5. Глоссарий
6. Навигатор по технологиям практической работы
  Итого:  
Дополнительные виды работ
7. Творческие работы Может быть выполнено не более 5 работ
8. Тест по основным дидактическим единицам курса  
9. Итоговый письменный тест  
  Итого:  

Форма итоговой аттестации: зачет. Для получения «зачета» студенту необходимо набрать 70 баллов


Наши рекомендации