Развитие нефтегазового комплекса

Цели государственной политики в нефтегазовом комплексе – развитие сырьевой базы, транспортной инфраструктуры, перерабатывающих мощностей и увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в производстве и экспорте нефтегазового комплекса.

В результате добыча нефти в 2020 году возрастет до 500-545 млн. т, экспорт нефти –255-265 млн. т и переработка нефти – 235-280 млн. тонн. Добыча газа увеличится к 2020 году до 815-900 млрд. куб. метров. Экспорт газа возрастет до 280 -330 млрд. куб. метров. Полезное использование попутного газа к 2012 должно составить 95 % от объемов его извлечения.

Приоритетными направлениями развития станут.

Внефтегазовом комплексе:

· реализация перспективных проектов строительства трубопроводов;

· стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;

· формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа; Разработка месторождений на шельфе;

· повышение эффективности использования энергетических ресурсов в отраслях экономики;

· стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и переработки нефти и газа;

· стимулирование использования природного газа в качестве моторного топлива;

· - развитие переработки газа в жидкое моторное топливо.

Предусматривается возможность осуществления до 2020 года целого ряда крупнейших проектов в области нефтепереработки, транспортировки нефти и газа, включая сжиженного природного газа, в т.ч. с использованием ресурсов Инвестиционного фонда.

Внефтеперерабатывающем комплексе:

· строительство нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в г. Находка;

· ввод мощностей, направленных на углубление вторичных процессов на ряде действующих предприятий.

В нефтеперерабатывающем комплексе будут достигнуты следующие показатели:

· глубина переработки нефти – к 2015 – 79,0%; 2020 – 82,8%; к 2030 – 89,4%;

· выход светлых нефтепродуктов - к 2015 – 64,1%; 2020 – 67,4%; к 2030 – 72,6%.

В развитии нефтетрубопроводных мощностей: завершение проекта «Восточная Сибирь ‑ Тихий океан» с возможным ответвлением в Китай, ввод в эксплуатацию нефтепровода «Бургас‑Александруполис», строительство второй нитки Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), нефтепровода Харьяга ‑ Индига, расширение нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума.

В развитии газотранспортной системы и производства сжиженного природного газа: ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток», полная загрузка газопровода «Голубой поток», строительство газопровода «Южный поток», строительство и ввод в эксплуатацию заводов по производству СПГ (в Мурманской области, на Сахалине в рамках проекта Сахалин-2), создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона в газе и экспорте газа в страны АТР.

Внесение изменений в Налоговый кодекс с 2009 года в части повышения размера необлагаемого минимума при расчёте налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, предоставления налоговых каникул при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также на новых месторождениях, где добыча нефти связана с повышенными затратами в силу неразвитости инфраструктуры в соответствующих районах, позволит стимулировать начало освоения новых нефтяных месторождений и поддержание добычи нефти на действующих месторождениях.

В угольной промышленности:

До 2012 года развернуть работы по интенсивному освоению и наращиванию производства в Кузнецком и Канско-Ачинском угольных бассейнах, а также освоения новых угольных месторождений в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в частности Эльгинское угольное месторождение.

Обеспечить прирост добычи с 313,8 млн. тонн в 2007 году до 330 млн.т. к 2009 году, до 340-370 млн.тонн к 2012 году, до 430-480 млн. тонн к 2020 году.

Достичь высокой степени корреляции между уровнем развития угольной промышленности и планами развития транспортной инфраструктуры, электроэнергетики и металлургической промышленности.

5.7. Развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования[18]

Основной целью в сфере природопользования для России, обладающей уникальным природным капиталом, является реализация конкурентных преимуществ за счет сохранения качества, повышения эффективности использования природных богатств и сокращения негативного воздействия на окружающую среду.

Россия обладает уникальной минерально-сырьевой базой, которая в условиях нарастающего дефицита природных ресурсов в мире, является важным фактором конкурентоспособности страны. Так, по показателям добычи и потребления газа на душу населения Россия опережает многие развитые страны мира. По добыче нефти и угля на душу населения Россия опережает США соответственно в 3 и 1,5 раза. При этом в долгосрочной перспективе развитие минерально-сырьевой базы столкнется со следующими основными вызовами:

многие месторождения стратегически важных полезных ископаемых вступили в стадию падающей добычи, при этом добыча ряда полезных ископаемых не компенсируется приростом запасов;

при значительных запасах относительно низкокачественных руд и сложных для обогащения некоторые полезные ископаемые добываются в ограниченных масштабах, а внутреннее потребление обеспечивается в основном импортом (свинец, тантал, ниобий, вольфрам, барит, хром, марганец и т.д.);

Выделяются следующие приоритетные направления развития минерально-сырьевой базы.

В разработке нефтегазовых месторождений приоритетным является освоение месторождений юга Сибирской платформы. Освоение нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации является основой для развития новейших промышленных технологий, а также в целом социально-экономического положения прибрежных регионов страны. Объемы добычи нефти и газа на континентальном шельфе (с учетом шельфа о. Сахалин) к 2020 году могут составить до 7% и до 15%, соответственно.

В целях укрепления ресурсной базы твердого топлива предполагается проведение поисковых, оценочных и разведочных работ на уголь в бассейнах и на месторождениях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Приросты запасов дефицитных коксующихся углей ожидаются в Кузнецком, Печорском и Южно-Якутском бассейнах. Создание новых сырьевых баз планируется на территории ХМАО.

Наряду с вышеизложенным немаловажное значение имеет реализация работ по интенсивному освоению и наращиванию производства в Кузнецком и Канско-Ачинском угольных бассейнах, а также освоения новых угольных месторождений в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в частности Эльгинское угольное месторождение. Предполагается обеспечить прирост добычи с
313,8 млн. тонн в 2007 году до 327 млн.т. к 2009 году, до 360 млн.тонн к 2012 году, до 440 млн. тонн к 2020 году и достичь высокой степени корреляции между уровнем развития угольной промышленности и планами развития транспортной инфраструктуры, электроэнергетики и металлургической промышленности. Приросты запасов дефицитных коксующихся углей ожидаются в Кузнецком, Печорском и Южно-Якутском бассейнах.

Воспроизводство минерально-сырьевой базы ядерной энергетики предполагает технико-экономическое обоснование для ввода новых производств на базе месторождений урана Эльконского и Забайкальского районов, выявление новых районов с месторождениями богатых и комплексных руд, которые позволили бы к 2020 году создать новые центры по производству урана.

В целях укрепления ресурсной базы черной и цветной металлургиипредполагается проведение поисковых, оценочных и разведочных работ на соответствующие руды в целом ряде перспективных с геологической точки зрения районов (Южный Урал, Красноярский край, Республика Бурятия, Республика Башкортостан, Хабаровский край и др.)

Достижение целевых ориентиров по развитию минерально-сырьевой базы требует значительного усиления мотиваций недропользователей к долгосрочному освоению и разведке месторождений, стимулирования формирования слоя пионерных компаний по разведке и подготовке месторождений, восстановления государственных институтов геологоразведки перспективных территорий.

Лесные ресурсы. Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82 млрд. м3 (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. м3 и используется только на 23%. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса (на одну тысячу км2 леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6% от мирового объема лесозаготовки.

Приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов, в первую очередь, в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;

улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины;

оптимизация структуры экспорта лесной продукции;

стимулирование структурных преобразований в лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур;

развитие производства лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины;

создание мощностей по глубокой переработке древесины.

Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия и развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей, позволит существенно увеличить объемы использования лесов. На рубеже 2020-2025 годов доля использования расчетной лесосеки повысится до 50 процентов, прогнозируется рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины до уровня стран-лидеров (США, Канада и др.).

Водные ресурсы. Российская Федерация располагает значительными запасами пресных природных вод, роль которых по мере нарастания дефицита пресной воды в мире значительно повышается. По объему речного стока, составляющему в средний по водности год 4,3 тыс. куб. км, Россия занимает второе место в мире. Водные ресурсы распределены по территории страны крайне неравномерно, свыше 90% объема речного стока приходится на малонаселенные районы Севера Европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока.

Приоритетные направления развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе включают:

гарантированное обеспечение потребностей населения и экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации водопользования с учетом прогнозируемого изменения климата и водности рек на территории России;

снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов, улучшение состояния и восстановление водных объектов и их экосистем, в первую очередь в источниках питьевого водоснабжения;

создание в регионах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и риском аварийных техногенных загрязнений альтернативных систем обеспечения населения питьевой водой из подземных источников;

развитие систем по совершенствованию технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкции, модернизации и нового строительства водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использованию наиболее безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрению новых технологий водоочистки, модернизации промышленных предприятий, внедрение в технологических схемах производственных объектов оборотного водоснабжения;

развитие системы мониторинга водных объектов и водохозяйственных систем, совершенствование систем прогнозирования и информационного обеспечения, в том числе, направленных на защиту населения и объектов экономики от наводнений, сведение к минимуму ущербов от негативного воздействия вод, включая поддержание безопасного состояния водоподпорных гидротехнических сооружений;

вовлечение в хозяйственный оборот водных ресурсов, способствующее решению глобальных проблем дефицита пресной воды и повышению конкурентоспособности российских водоемких производств;

защита от паводков и создание резервуаров пресной воды посредством развития водноэнергетической инфраструктуры;

внедрение эффективного экономического механизма рационального водопользования и охраны водных объектов, ориентированного на самофинансирование водохозяйственного комплекса;

разработка и реализация комплекса мер, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции в сфере ограниченных природных ресурсов, в частности, водных биологических ресурсов и участков недр.

Для реализации указанных направлений будет разработана Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, направленная на эффективное использование транспортного, гидроэнергетического, промышленного и коммунально-бытового потенциала водных ресурсов.

5.8. Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов[19]

Основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются:

обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет отечественного производства;

устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения и сокращение его отставания от городского;

повышение конкурентоспособности отечественного аграрного комплекса, эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом аграрном рынке;

улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации в долгосрочной перспективе является обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых отечественным рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.

Достижение указанных целей в долгосрочной перспективе будет основываться на формировании адекватной государственной политики, обеспечивающей российскому агропромышленному и рыбохозяйственному комплексам равные конкурентные условия с развитыми странами.

В 2020 году по отношению к 2007 году уровень производства продуктов питания возрастет в 1,9 раза.

Валовой сбор зерновых культур в 2020 году может достичь не менее 120‑125 млн. тонн в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 г. до не менее 26-28 ц/га в 2020 г. и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит России превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом зерновом рынке.

К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса, молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока – на 27 процентов. Доля импорта в мясных ресурсах снизится с 34% в 2007 году до 13% в 2020 году, доля импорта молока в ресурсах - с 17% до 12% соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства.

В 2020 году по отношению к 2007 году добыча водных биологических ресурсов увеличится в 1,8 раза. Среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет с 12,6 в 2007 году до 23,7 кг в 2020 году, доля производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью - с 51% до 82%, доля отечественной рыбной продукции в структуре потребления - с 67% до 85%.

Для достижения этих целей предусматривается реализация следующих приоритетных направлений.

Первое - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства на основе:

совершенствования форм, механизмов и увеличения объемов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов;

повышения доступности кредитных ресурсов, развития земельной ипотеки, усиления конкурентных начал в сферах кредитования и страхования и на рынке лизинговых услуг;

поддержки, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров для сельского хозяйства, улучшения условий их жизни;

перехода кадрового обеспечения агропромышленного комплекса на качественно новый уровень, соответствующий потребностям инновационного развития аграрной экономики;

повышения финансовой устойчивости всех форм хозяйствования на селе;

развития инфраструктуры внутреннего агропродовольственного рынка и поддержания экспортного потенциала конкурентоспособной на мировом рынке продукции, посредством:

совершенствования мер государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и защиты интересов отечественных производителей, в том числе с учетом требований Всемирной торговой организации;

развития товаропроводящей сети, включая увеличение объемов биржевой торговли;

государственной поддержки строительства и реконструкции крупных инфраструктурных объектов, в том числе по хранению и первичной переработке сельскохозяйственной продукции;

развития кооперации, расширения участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей в формировании государственной аграрной политики;

распространения мер поддержки экспорта на отдельные виды сельскохозяйственной продукции.

Второе - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, включая:

осуществление мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности и обеспечению занятости сельского населения, созданию новых рабочих мест, в том числе путем развития альтернативной деятельности, снижению бедности сельского населения;

развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села;

улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений;

повышение престижности сельскохозяйственного труда;

развитие на селе местного самоуправления и институтов гражданского общества;

сохранение и улучшение традиционных агроландшафтов.

Третье - повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе:

улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширение мелиорированных земель. Применение удобрений будет соответствовать оптимальным потребностям: внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) на 1 га посевов сельскохозяйственных культур возрастет с 33 кг в 2007 году до 50 кг в 2011 году и до 130-150 кг в 2020 году;

развития эффективного оборота земель и создания условий для расширения посевных площадей.

Четвертое – развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства:

повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления (рост производительности труда в 2020 г. к 2007 г. в 1,7 р.);

обеспечение подъема племенного животноводства и повышение продуктивности скота до уровней, сопоставимых с показателями европейских стран;

развитие интенсивных технологий в растениеводстве, поддержка элитного семеноводства и резкое повышение урожайности основных культур. Существенно расширятся посевные площади сельскохозяйственных культур, занятые высокоурожайными сортами. К 2020 году их доля в общих посевах возрастет до 35-40%, при этом, увеличится общая посевная площадь.

Пятое – развитие рыбохозяйственного комплекса, включая:

создание современной производственно-технологической базы, включая строительство и модернизацию судов рыбопромыслового флота, развитие морских терминалов;

модернизация рыбоперерабатывающего сектора, развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства;

формирование и реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, аква- и марикультуры;

приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие с международной практикой, обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства;

наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;

развитие биржевой торговли рыбной продукцией;

активизация международного сотрудничества Российской Федерации в области рыболовства.

6. Внешнеэкономическая политика[20]

Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в странах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. В этой связи существенно возрастет роль внешнеэкономической политики как одного из важнейших факторов социально-экономического развития России, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, а также решения ключевых социальных задач.

Сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии выхода на устойчивый рост внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья в 1-2% в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6-8% в год). Соответственно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного участия в мировом разделении труда.

Наши рекомендации