Задача исследования: выявить взаимосвязь между особенностями организации учителем общения с учащимися на уроке и продуктивностью работы учащихся.

Инструкция.

Посетите в прикрепленном классе три урока у разных учителей.

1. Наблюдайте особенности организации общения учителя с учащимися по приведенной в таблице №3 схеме. Отмечайте результаты своих наблюдений знаком «+».

2. Наблюдайте проявления продуктивности в работе учащихся по приведенной в таблице №4 схеме. Отмечайте результаты своих наблюдений знаком «+».

Урок 1.

Таблица №3.

Особенности общения учителя с учащимися Результаты наблюдений
да нет
Появление учителя в классе (бодрое, энергичное)      
Переход от организационных процедур (приветствие, усаживание) к деловому и личностному общению (оперативный или нет)    
  Нахождение ярких притягательных целей и показ путей к их достижению    
  Проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу    
  Создание на уроке необходимого эмоционального настроя, умение транслировать в класс собственную расположенность к детям, дружественность    
  Управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное или нет эмоциональное состояние)    
  Преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся    
  Создание в классе обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, включение всего класса в общение    
  Понимание ситуативной настроенности учащихся, учет их состояния, передача учащимся этого понимания    
  Речь (яркая, образная, высококультурная)    
  Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная)    
  Жестикуляция (пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов)    

Как Вы полагаете: какой стиль общения учителя с учащимися проявился на уроке: авторитарный, демократический или либеральный? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №4.

Признаки продуктивности работы учащихся на уроке Результаты наблюдений
да нет
Учащиеся:   - изъявляют желание отвечать на вопросы учителя, участвовать в общих видах деятельности   - изъявляют желание получить дополнительные задания, выйти к доске   - задают вопросы учителю по учебному материалу   - точно выполняют требования учителя   - редко отвлекаются при объяснении учителя   - работают в достаточно высоком темпе      


Урок 2.

Таблица №3.

Особенности общения учителя с учащимися Результаты наблюдений
да нет
Появление учителя в классе (бодрое, энергичное)      
Переход от организационных процедур (приветствие, усаживание) к деловому и личностному общению (оперативный или нет)    
  Нахождение ярких притягательных целей и показ путей к их достижению    
  Проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу    
  Создание на уроке необходимого эмоционального настроя, умение транслировать в класс собственную расположенность к детям, дружественность      
Управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное или нет эмоциональное состояние)    
  Преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся    
  Создание в классе обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, включение всего класса в общение    
  Понимание ситуативной настроенности учащихся, учет их состояния, передача учащимся этого понимания    
  Речь (яркая, образная, высококультурная)    
  Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная)      
Жестикуляция (пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов)      

Как Вы полагаете: какой стиль общения учителя с учащимися проявился на уроке: авторитарный, демократический или либеральный? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №4.

Признаки продуктивности работы учащихся на уроке Результаты наблюдений
да нет
Учащиеся:   - изъявляют желание отвечать на вопросы учителя, участвовать в общих видах деятельности   - изъявляют желание получить дополнительные задания, выйти к доске   - задают вопросы учителю по учебному материалу   - точно выполняют требования учителя   - редко отвлекаются при объяснении учителя   - работают в достаточно высоком темпе    

Урок 3.

Таблица №3.

Особенности общения учителя с учащимися Результаты наблюдений
да нет
Появление учителя в классе (бодрое, энергичное)   Переход от организационных процедур (приветствие, усаживание) к деловому и личностному общению (оперативный или нет)   Нахождение ярких притягательных целей и показ путей к их достижению   Проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу   Создание на уроке необходимого эмоционального настроя, умение транслировать в класс собственную расположенность к детям, дружественность   Управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное или нет эмоциональное состояние)   Преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся   Создание в классе обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, включение всего класса в общение   Понимание ситуативной настроенности учащихся, учет их состояния, передача учащимся этого понимания   Речь (яркая, образная, высококультурная)   Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная)   Жестикуляция (пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов)        

Как Вы полагаете: какой стиль общения учителя с учащимися проявляется на уроке: авторитарный, демократический или либеральный? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №4.

Признаки продуктивности работы учащихся на уроке Результаты наблюдений
да нет
Учащиеся:   - изъявляют желание отвечать на вопросы учителя, участвовать в общих видах деятельности   - изъявляют желание получить дополнительные задания, выйти к доске   - задают вопросы учителю по учебному материалу   - точно выполняют требования учителя   - редко отвлекаются при объяснении учителя   - работают в достаточно высоком темпе      

Сделайте общие выводы о взаимосвязи особенностей общения учителя с учащимися на уроке и продуктивности их работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№4.

Условия оптимальной организации воспитательной работы с классом

Поставленные учителем педагогические задачи могут быть успешно решены только при условии правильной организации деятельности учащихся.

Задача исследования: изучить особенности организации деятельности учащихся при подготовке воспитательного мероприятия.

При выполнении данного задания Вы должны беседовать с классным руководителем, изучать документацию (план классного руководителя), при возможности, проводить наблюдения во время воспитательного мероприятия.

Инструкция

Изучите план воспитательной работы классного руководителя. Какие воспитательные задачи ставит классный руководитель? Какие этапы в подготовке мероприятия можно выделить? Отразите результаты исследования в таблице 5.

Таблица 5.

Воспитательное мероприятие Воспитательные задачи Этапы подготовки мероприятия
     
       
       

Каким методам воспитания учитель отдает предпочтение при организации и проведении мероприятия (выявите в беседе с учителем и при наблюдении). Результаты отразите знаками «+» и «++» в таблице 6.

Таблица 6.

Методы воспитания Предпочтение классного руководителя в выборе методов воспитания
Этическая беседа Этический рассказ Педагогическое требование - прямое -упрек -намек -доверие -недоверие -одобрение -в игровой форме -совет -угроза Элементы соревнования Поощрение Наказание  

Как классный руководитель учитывает индивидуальные особенности учащихся? Приведите примеры.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№5

Наши рекомендации