Наиболее безопасная тактика – предполагать наличие проводов вдоль всех сторон площадки.

При пересечении границы площадки всегда предполагайте, что там есть провода и стройте заход с достаточным запасом высоты. Даже в крайних случаях, не стоит рассчитывать пролететь под проводами, так как часто ниже основной линии передачи встречаются дополнительные провода.

Если Вам приходится заходить на посадку над высоковольтной линией, учитывайте, что существенно выше основных проводов проходит тонкий и обычно невидимый провод заземления. Этот незаметный провод может быть на 5 метров выше силовых проводов, которые, будьте уверены, отвлекут на себя Ваше внимание. Наиболее безопасный вариант – лететь над опорой высоковольтной линии.

Наилучший способ обезопасить себя от неприятной встречи с проводами – выбирать площадку на открытой местности, подальше от дорог, деревьев и зданий.

Склоны

Очевидно, лучший способ победить склоны – избегать их.

В нашей части страны (регион Finger Lakes в штате Нью-Йорк) местность при повышении становится холмистой. Поля в долинах, как правило, довольно большие, ровные и горизонтальные. Кроме того, выбирая поле в долине, Вы получаете дополнительное время, для того чтобы найти термик.

Несмотря на то, что мы пытаемся избегать посадки на склон, иногда наступает такой момент, когда иного выбора не остается. Пока мы летим над площадкой, нам сложно оценить степень ее уклона. Поле надо осматривать под углом около 30° к горизонтали. Под таким углом зрения особенности рельефа становятся гораздо более заметными. Полет для осмотра прямо над полем, выбранным для посадки – пустая трата времени и запаса высоты. И даже при осмотре под углом 30° обнаруженный уклон может оказаться круче, чем Вы думаете и гораздо круче для возможности посадки под уклон. Вы всегда должны садиться вверх по склону, независимо от направления ветра.

Посадка вверх по склону – непростое дело, и основная сложность состоит в том, что у нас нет возможности потренироваться. Да, это приказ – чтобы мы сделали все правильно, и единственная надежда, что все получится правильно – внимательно ознакомиться с соответствующей техникой и возможными ловушками.

Вот основы посадки вверх по склону:

· Очень важно набрать большую, чем обычно, скорость, чтобы лететь вверх по склону параллельно земле перед выдерживанием. Главная цель – избежать высокого выдерживания и жесткой посадки, люди получают при этом серьезные травмы.

· Глиссада должна начинаться там же, где всегда, на той же высоте, около 100 м, затем нос направляется к земле, чтобы набрать дополнительную скорость. При этом появляется сильная иллюзия, делающая этот маневр очень впечатляющим. Когда Вы смотрите на землю, возникает полное ощущение того, что планер снижается гораздо круче, чем есть на самом деле. Контролируйте ситуацию по указателю скорости.

· Не стоит злоупотреблять интерцепторами, возможно, они Вам вовсе не понадобятся. Скорость начнет быстро падать, как только Вы станете лететь вверх по склону.

· Не используйте закрылки, они сделают движение вверх более «рыхлым», что Вам точно не нужно.

· Посадка при плотном ветре особенно требовательна к пилоту. В дополнение к нему Вам, возможно, придется иметь дело с сильным снижением из-за ротора, ветровым градиентом и турбулентностью.

Посадка поперек склона не рекомендуется. Тем не менее, Вы можете столкнуться с ситуацией, когда иного выбора нет. В этом случае, учитывайте, что посадка с горизонтальными крыльями приведет к касанию земли одним крылом, жесткому «циркулю» на земле и гарантированной поломке планера. В то же время планер просто не может лететь по прямой, когда одно крыло выше другого. Единственный вариант – выполнить посадку с виража, чтобы вписаться в наклон поверхности. Сказать это намного легче, чем сделать. В любом случае, касание должно произойти на восходящей части виража, чтобы избежать скатывания.

Заборы

Мы не будем говорить о мощных каменных или деревянных заборах, которые совершенно очевидны и легко избегаемы. Речь пойдет о заборах из проволочной сетки с тонкими стальными столбами, они буквально невидимы и смертельны. Не то, чтобы я хотел слишком драматизировать тему, но несколько неудачников были практически обезглавлены. Чтобы избежать этой опасности:

· Никогда не садитесь и не катитесь поперек двух разных участков.

· Никогда не садитесь и не катитесь через границу разных текстур на одном поле.

Слегка отличающаяся текстура поверхности на одной части поля может говорить о наличии забора. Во многих случаях такая разница в поверхности возникает в результате содержания пастбищных животных, ограниченных проволочным забором, часто электрическим.

Если Вы стремительно катитесь на пробеге к забору или другому препятствию, и понимаете, что не успеете остановиться, лучший способ действий – «циркуль». Помните, что в момент касания крылом земли необходимо полностью отдать ручку от себя, чтобы поднять хвост. Это предохранит фюзеляж от разрушения.

 
 
Жизнь проста. Ешь, спи, летай.  

Направление ветра

Во время полета периодически контролируйте направление ветра. Вам необходимо знание направления, в котором придется садиться, если Вы снизитесь до критической высоты. Вот несколько способов выяснить направление ветра:

· Снос во время выпаривания в термике – хороший индикатор направления ветра и его силы.

· Дым является лучшим индикатором, но встречается реже, чем хотелось бы.

· Поверхность пруда или озера. Ветровая тень (спокойная часть поверхности воды) показывает наветренную сторону.

· Движение по поверхности земли теней облаков. Учитывайте, однако, что ветер на высоте и на поверхности земли может отличаться по направлению.

· Во время охоты, ястребы часто парят против ветра, являясь отличными естественными флюгерами.

· Направление волн от ветра на высоких посевах или траве.

· Ветер в узких долинах между двумя параллельными холмами будет направлен вдоль холмов, даже если на вершине он им перпендикулярен.

Выбор поля

· Не полагайтесь на маленькие частные аэродромы.

Ширина полосы в них часто рассчитана на небольшие летательные аппараты с высоким крылом и размахом до 10 м, в то время как размах низкого крыла планера – 15‑20 м. Если с обеих сторон полосы высокие посевы, кустарник или декоративный заборчик – у Вас будут большие проблемы.

Существует также определенный риск в том, чтобы полагаться на не слишком знакомые площадки для приземления, отмеченные в Вашем приборе GPS. Предположим, Вы находитесь на высоте 500 м и решаете, что пора искать место для посадки. Вы просматриваете ближайшие площадки, отмеченные на карте; вот одна, вполне подходящая на расстоянии 10 км. Вы прилетаете на высоте 150 м и – «О, черт! Слишком узкая!». Что дальше?

· Поле со скошенной травой – наилучший выбор.

· Визуально определяйте высоту, не по альтиметру.

· Постоянно контролируйте характер рельефа.

· Подыскивайте группы полей всякий раз, когда оказываетесь ниже 600 м. Никогда не полагайтесь на отдельное поле посреди пересеченной местности, у Вас всегда должен быть выбор.

· Удобство при эвакуации планера никогда не должно учитываться при выборе поля. Всегда выбирайте наилучшее и наибольшее поле независимо от удобного расположения дорог, ресторанов, баров и т.д., потому что:

1. Предварительных условий для выбора поля и так слишком много, не стоит добавлять еще одно.

2. Если фермер смог доставить свою технику на поле, значит, и Вы сможете забрать оттуда свою.

3. Никогда не идите на компромисс при выборе поля ради удобной эвакуации. Даже десять часов, потраченных на вывоз планера с площадки абсолютно не сравнимы с затратами времени, денег и труда при его повреждении.

· Если Вы видите хотя бы один рулон скрученного сена, поищите остальные. Вам, вероятно, интересно знать их точное расположение.

· На высоте 500 м выключите радио.

Радио не поможет Вам приземлиться или набрать высоту, а это – две единственно важные задачи. Даже прослушивание радио отвлекает. Находясь далеко от дома на малой высоте, Вы попадаете, вероятно, в наиболее стрессовую ситуацию маршрутного полета. Указанные задачи требуют при этом нераздельного внимания. Люди разбивались из-за того, что их отвлекало радио.

· Поле должно быть выбрано до высоты 350 м.

· Выбрав поле, не меняйте Вашего решения.

Выбрав поле, оставайтесь рядом с ним. Это не время для неуверенности. Вблизи Вы можете обнаружить некоторые препятствия или затруднительные обстоятельства, которые не заметили раньше. Но наилучшим вариантом будет действовать по намеченному плану, сообразно с любыми возникающими по ходу трудностями. Пытаться найти другое поле на этом этапе означает накликать беду, это не время для того, чтобы менять решения. На высоте 300 м у Вас есть только минута до захода на посадку.

· Выбрав поле, можете рассматривать его в качестве базы при поиске термика, но будьте уверены, что в любой момент сможете выполнить заход на посадку.

· Во время Ваших первых посадок на площадку не пытайтесь выпаривать ниже 250 м. Достигнув этой высоты, считайте полет законченным и сконцентрируйтесь на безопасной посадке. Выпаривание ниже над незнакомой территорией и с минимальным опытом определенно не рекомендуется.

Посевы и поверхность

· Свежескошенное поле (без стогов) является наилучшим выбором.

· Низкие посевы тоже отлично подходят. Садитесь параллельно бороздам. Если Вы не видите землю между растениями или видите волны от ветра на посевах, растительность слишком высока для посадки.

· Высокие посевы надо избегать, особенно высокую кукурузу.

· Если Вы все-таки должны садиться на высокие посевы, принимайте поверхность растительности за поверхность земли и, соответственно этому, выдерживайте планер.

· Недавно культивированное или засеянное поле может быть слишком рыхлым и мягким, но зато все камни и ямы отлично видны.

· Вспаханные поля с глубокими бороздами являются худшим среди нормальных вариантов площадки.

Вопрос – стоит ли в последнем случае выпускать шасси, является обсуждаемым. С одной точки зрения, выпущенное шасси лучше защищает пилота. С другой стороны, чрезмерное усилие, действующее на выпущенное колесо, может вырвать его крепление и пропахать землю, подвергнув сам планер слишком большим нагрузкам. Однако если Вы окажетесь в местности, где все поля слишком малы, вспаханное поле может оказаться спасительным, так как пробег будет очень коротким.

· Используйте пастбища как последнюю надежду.

Пастбища – это плохой выбор, не только из-за того, что они могут быть неровными, но и потому что животные могут стать реальной проблемой. Лошади непредсказуемы и могут легко придти в возбуждение. Коровы любопытны, и их трудно удерживать на расстоянии от планера. Если Вам необходимо покинуть планер, окруженный коровами, включите радио на полную громкость с отключенным шумоподавлением, они не любят шум. Если на поле всего одна корова, то это, скорее всего, бык.

Размер поля

· Если на глиссаде нет препятствий, площадки длиной приблизительно 150 м Вам должно хватить. Но, если Вы должны пролететь над деревьями высотой 20 м, понадобится площадка длиной 300 м, а если Вы не слишком точно контролируете скорость, то еще больше. Минимальный размер площадки зависит от многих факторов, и среди них:

1. Уклон.

2. Направление и сила ветра.

3. Препятствия.

4. Тип поверхности.

5. Тип планера.

6. Уровень мастерства и опыта.

· Другой планер на поле не обязательно означает, что оно подходит для Вас.

Во время национальных соревнований многие из нас сели на площадки в одном районе. Приятель, приземлившийся чуть раньше, позвал меня к себе, но я отказался. Поле было более чем подходящим для ASW-20, но у меня с моим Schuemann Libelle из-за его неэффективных интерцепторов не было шансов пристроиться на этой площадке.

· Лучший вариант – выбрать самое большое и ровное поле в пределах досягаемости.

· Визуальные иллюзии:

1. Узкое поле всегда кажется длиннее, чем на самом деле.

2. Широкое поле всегда кажется короче.

3. Длинное поле выглядит более узким, чем в действительности.

4. Короткое поле будет казаться более широким.

5. Если Вы летите на малой высоте, все поля будут казаться больше, чем на самом деле.

· При ветре и турбулентности Вам потребуется более длинное поле.

При ветре 10 м/с и более, совершая круг перед посадкой, Вы будете быстро двигаться по ветру. Следовательно, при обычном темпе посадки Вам потребуется более длинная площадка.

Круг и глиссада

· Нормальный круг перед любой посадкой на площадку обязателен.

То обстоятельство, что Вы далеко от дома и критических взглядов Ваших товарищей по аэроклубу, не означает, что можно не беспокоиться насчет круга перед посадкой. Напротив, при посадке на площадку нормальный круг даже более необходим, чем на аэродроме.

Если Вы когда-либо садились на площадку с прямой, и это не напугало Вас до полусмерти, значит, Вы не понимаете сути проблемы.

Это неподходящий момент для имитации круга, встречающейся время от времени, когда проход по ветру выполняется так близко и так низко, что следующий проход перед глиссадой просто заменяется разворотом на 180°, а сама глиссада практически отсутствует, так как разворот заканчивается на высоте, например, 15 метров.

Хорошая привычка – делать все правильно. Нормальный круг с грамотными проходами по ветру и перед глиссадой позволит начать глиссаду на высоте 90-100 м и, в любом случае, не ниже 60 м. Направление круга может быть правым или левым, в зависимости от ветра и местности. Если с одной стороны высокие препятствия, делайте проход по ветру там, где их нет. При боковом ветре желательно, чтобы перед глиссадой планер двигался на ветер.

· Не начинайте проход по ветру слишком высоко.

Некоторые планеристы полагают, что небольшой запас высоты на круге не помешает, но это не так. Если правильная высота 200 м, то 300 м – однозначно перебор. Правильно выстроенный проход по ветру – критически важный элемент безопасной посадки на площадку. Это единственный шанс внимательно осмотреть поле на предмет камней, ям и т.д., чтобы выбрать зону для касания и пробега. Вы будете удивлены тем, как много деталей вы пропустили из-за того, что находились на 100 м выше. Кроме того, высокий круг заставит Вас находиться гораздо дальше от места посадки. Выдерживайте правильную высоту на круге, чтобы, с одной стороны, лучше оценить состояние поля, а с другой – выполнить спокойную, правильную глиссаду.

· Не спешите на кругу.

Первая площадка – это, безусловно, стрессовая ситуация, и Вы можете чувствовать желание форсировать посадку. Не беспокойтесь, планер приземлится вовремя.

· Тщательно планируйте приземление.

· По возможности, избегайте проходов над высокими препятствиями.

· Если Вы приземляетесь рядом с холмом или другим протяженным препятствием, при ветре сильнее 7-8 м/с, ожидайте турбулентность. С подветренной стороны будет сильное снижение, учитывайте это при завершении круга.

· Постоянный контроль скорости обязателен.

Поскольку современные планеры склонны к быстрому сваливанию, мы должны быть крайне осторожны, контролируя скорость. Не стоит лететь по кругу с минимальной скоростью. Лучше всегда держать скорость чуть выше номинальной. Вы можете быть в правильной позиции и на правильной высоте, но если Вы встретите зону сильного снижения, маленькая скорость не позволит быстро выскочить из нее, и ситуация стремительно ухудшится. Повышенная скорость позволяет быть лучше подготовленным к различным неожиданностям.

Происшествия, вызванные повышенной скоростью, приписываются потере контроля над ней. По моим сведениям, не было ни одной катастрофы из-за превышения скорости на 10‑20 км/ч. Убедитесь, что Ваша скорость позволяет преодолеть неблагоприятные условия, такие как ветер, турбулентность и градиент ветра. Выберите скорость, с которой Вы чувствуете комфорт и контроль при управлении планером и придерживайтесь этого значения.

· Если перед глиссадой Вы находитесь слишком высоко, используйте технику «обратного круга».

Если в конце круга Вы обнаружили себя безнадежно высоко, применение техники «обратного круга» спасет этот день.

Происшествия из-за перелетов происходят редко. Тем не менее, они встречаются, время от времени, что постыдно, так как их можно легко избежать. Вы можете сказать: «А, со мной это никогда не случится!». Но это не так маловероятно, как Вы думаете. Предположим, в одном из своих первых маршрутов Вы садитесь на небольшую площадку, вокруг незнакомая местность с пониженным уровнем рельефа, а Вы не практиковали посадку без помощи высотомера так часто, как следовало бы. Кроме того, при первой посадке на площадку всегда есть тенденция к тому, чтобы на всякий случай сделать круг повыше – и вот Вы оказались слишком высоко. Что делать?

Худший вариант действий – совершить для потери высоты разворот на 360°. При этом довольно трудно предугадать, сколько именно высоты Вы потеряете, а кроме того, существует реальная опасность дезориентации, особенно в незнакомых местах. Никогда не теряйте поле из виду.

С техникой «обратного круга» Вы исправите ситуацию без стресса и напряжения. Просто продолжайте дальше проход перед глиссадой, к другой стороне круга и немного назад, чтобы было место для разворота на 180° (в сторону поля) перед движением обратно. Этот маневр, напоминающий змейку, приведет Вас с правильной высотой в точку начала глиссады. На прямых участках применяйте интерцепторы, как обычно. При этом Вы постоянно держите площадку в поле зрения.

Если Вы не встречались с техникой «обратного круга», поговорите о ней со своим инструктором.

· На маленькие поля приземляйтесь по диагонали площадки.

Выбирать площадку приходится из того, что есть. Если доступное поле короткое, но широкое, приземление по диагонали добавит значительное пространство. Так, например, для поля шириной 100 м и длиной 150 м диагональное приземление добавит около 30 м.

· Будьте гибкими.

Хотя стандартный круг важен, мы все же должны быть гибкими. Предположим, во время прохода по ветру Вы заметили, что поверхность поля представляет собой волны, направленные по диагонали, высотой 3 м, длиной 20-30 м. Благоразумным решением будет, независимо от направления ветра, перестроить круг так, чтобы приземлиться вдоль этих волн, разумеется, на вершину.

· Выпустите шасси.

Если планер имеет убираемое шасси, не забудьте выпустить его. Это действие надо выполнить как обычно, т.е. в начале или середине прохода по ветру. Перед глиссадой проверьте шасси еще раз.

Наши рекомендации