Земляного полотна автомобильных дорог
46. Работы по подготовке трассы автомобильной дороги (уборка кустарника, вырубка леса на полосе отвода земли для строительства дороги), предшествующие проведению работ по непосредственному сооружению земляного полотна автомобильной дороги, должны выполняться в соответствии с требованиями Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ <17>.
--------------------------------
<17> Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 835н "Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ" (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41009).
При подготовке к непосредственному проведению работ по сооружению земляного полотна должны быть проведены работы, связанные с осушением полосы отвода земли, перестройкой и переносом коммуникаций и сооружений, установкой ограждений и устройством подъездных путей.
Параллельное проведение подготовительных и земляных работ запрещается за исключением случаев, специально предусмотренных ППР.
47. Во время работы тракторных корчевальных машин и лебедок, установленных на тракторе, необходимо соблюдать следующие требования:
1) крепление канатов на "якорном" и корчуемом пнях должно исключать возможность их случайного соскальзывания при натяжении. Для этих целей на пнях необходимо делать зарубки достаточной глубины;
2) применяемые канаты должны быть исправны;
3) при корчевке необходимо отходить от каната на расстояние, равное расстоянию между "якорными" и корчуемыми пнями;
4) у корчевальных машин и лебедок должны находиться только работники, непосредственно связанные с их работой.
48. При расчистке полосы отвода земли от кустарника и мелколесья кусторезом зона его работы должна быть предварительно очищена от камней, пней и деревьев.
49. В процессе работы кустореза необходимо следить за исправностью ограждения, предохраняющего машиниста кустореза от ударов срезаемыми деревьями и кустами. Во время работы кустореза с обеих сторон расчищаемой полосы должны устанавливаться предупреждающие знаки.
50. Одновременная работа двух кусторезов на одном участке разрешается отдельными полосами или на самостоятельных участках, расположенных друг от друга на расстоянии не менее 40 м.
Работники должны находиться не ближе 25 м к месту работы кустореза.
51. Работа кустореза запрещается:
1) при наличии на участке деревьев, сильно искривленных или наклоненных навстречу движению кустореза, а также деревьев, диаметр которых на линии среза превышает 20 см;
2) на заболоченных (неосушенных) участках;
3) в сильнопересеченной местности после ливневых дождей до просыхания грунта;
4) в темное время суток, а также при видимости менее 50 м.
52. Для перегона кустореза на новое место необходимо:
1) поднять носовую часть кустореза на высоту не менее 30 см от поверхности грунта и зафиксировать ее;
2) проверить надежность крепления кустореза к трактору;
3) убедиться в отсутствии препятствий на пути следования (валунов, крупных камней, стволов толстых деревьев, ям).
53. Складирование леса, порубочных остатков, материалов, оставшихся после подготовительных работ, по краям полосы отвода для строительства дороги допускается только на период выполнения расчистки полосы отвода.
54. При проведении скальных, земляных и других видов работ, связанных с сооружением земляного полотна, в том числе взрывным способом, а также при применении средств гидромеханизации, должны соблюдаться требования, установленные Правилами по охране труда в строительстве <18>.
--------------------------------
<18> Приказ Минтруда России от 1 июня 2015 г. № 336н.
55. Движение автомобилей-самосвалов задним ходом к месту погрузки и выгрузки грунта разрешается на расстояние не более 50 м и должно сопровождаться звуковым сигналом.
56. При выгрузке грунта из автомобиля-самосвала на насыпь расстояние от оси его заднего колеса до бровки естественного откоса насыпи должно быть не менее 2 м, а расстояние от бровки до внешнего колеса машины, движущейся по насыпи, - не менее 1 м.
57. При выгрузке грунта допускается нахождение работников в зоне видимости водителя автомобиля-самосвала, но не ближе 5 м к зоне отсыпки грунта.
58. Очищать поднятый кузов автомобиля-самосвала от остатков грунта следует скребками или лопатой с удлиненной (длиной не менее 2 м) рукояткой, стоя на земле.
59. Для спуска и подъема работников в котлованы и широкие траншеи должны устанавливаться лестницы-стремянки шириной не менее 0,75 м с перилами, а для спуска и подъема работников в узкие траншеи - приставные лестницы.
Запрещается спуск работников в траншеи и подъем из них по распоркам креплений.
60. При уплотнении грунта трамбующими плитами, смонтированными на экскаваторах или тракторах, необходимо исключить нахождение работников в радиусе 5 м от действующей трамбующей плиты.
61. При изменении направления движения дорожных катков должен подаваться предупредительный звуковой сигнал.
62. Перед началом проведения на земляном полотне укрепительных и отделочных работ на оползневых склонах должны быть установлены реперные створы для наблюдения за величиной и скоростью оползневых деформаций.
В случае обнаружения подвижек оползня все работы на оползневом склоне должны быть прекращены.
63. При проведении укрепительных и отделочных работ необходимо вести постоянный контроль за состоянием бортов траншей, уступов и откосов земляного полотна.
Работы на откосах с уклоном более 45° должны осуществляться под наблюдением специально проинструктированных лиц. Работники должны быть обеспечены страховочной привязью, закрепленной на надежных опорах.
64. Запрещается:
1) приступать к укрепительным работам на мокрой или мерзлой поверхности откоса;
2) осуществлять планировку откоса движущимся по нему бульдозером при крутизне откоса более 1:2;
3) при проведении отделочных работ, выполняемых экскаватором-планировщиком, находиться в зоне действия машины ниже по откосу и у подошвы по фронту работ плюс по 15 м в обе стороны.
65. Для передвижения работников по поверхности откосов и конусов должны применяться переносные трапы-подмости.
66. При укреплении откосов земляного полотна гидропосевом травы работники должны быть удалены из зоны действия струи гидронамыва.
67. Сборные элементы конструкций искусственных сооружений необходимо выгружать с помощью грузоподъемного крана на обочину или у подошвы откоса земляного полотна, но не на его поверхность.
68. Запрещается:
1) при проведении монтажа сборных конструкций искусственных сооружений нахождение в нижней части откоса работников и механизмов по длине фронта плюс по 15 м в обе стороны;
2) проведение монтажных работ под эксплуатируемыми железнодорожными линиями во время прохождения поездов.
69. При использовании для укрепления грунтов вредных и токсичных веществ (известь, битум, карбамидоформальдегидная смола, каменноугольные вяжущие материалы, химические добавки, в том числе из отходов промышленности) должны соблюдаться особые меры предосторожности.
70. При использовании извести необходимо соблюдать следующие требования:
1) транспортировать известь-пушонку на промежуточные склады и в расходные бункеры линейных и стационарных грунтосмесительных машин в герметичных автоцементовозах, оборудованных пневмоустройствами для загрузки и выгрузки извести;
2) оборудовать расходные бункеры и рабочие органы линейных грунтосмесительных и распределяющих машин кожухами, предотвращающими распыление извести при ее подаче и перемешивании с грунтом;
3) применять соответствующие СИЗ.
71. Для предотвращения поражения слизистой оболочки глаз и кожи пылью пека, парами каменноугольной смолы или дегтя погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять ночью или в пасмурную погоду.
Работы по погрузке и выгрузке пека должны быть максимально механизированы, оборудование - герметизировано.
В местах производства работ должны быть установлены знаки безопасности и предупредительные плакаты.
72. Работы с пеком допускается производить с применением соответствующего инструмента. Рукоятки инструмента должны постоянно содержаться в чистоте.
Брать пек непосредственно руками запрещается.
73. Если во время работы с пеком появились покраснения открытых частей тела, ощущение жжения на коже и в глазах, раздражение верхних дыхательных путей, то работы необходимо немедленно прекратить.
74. Спуск в варочные котлы для их очистки после приготовления дегтя, смолы, дегтебитумных и комплексных вяжущих материалов разрешается только в СИЗ органов дыхания после полного охлаждения котла. Очистка котла должна производиться бригадой в составе не менее трех работников, из которых двое должны находиться вне котла и страховать работающего внутри котла.
Требования охраны труда при строительстве дорожных одежд
75. До начала выполнения работ по строительству асфальтобетонных и черных покрытий необходимо:
1) оградить место работы;
2) расставить дорожные знаки;
3) направить движение транспортных средств в объезд;
4) установить схему заезда и выезда из зоны работ автомобилей-самосвалов, подвозящих асфальтобетонную смесь;
5) определить безопасную зону для работников, занятых на укладке покрытий.
Дорожные знаки и ограждения устанавливаются организацией, выполняющей дорожные работы.
76. При выполнении работ по строительству оснований из грунтов и каменных материалов работники должны находиться на укрепляемой полосе с наветренной стороны от работающих дорожных машин.
77. При распределении автогудронаторами вяжущих материалов по укрепленному грунту или уложенному цементогрунтовому слою необходимо соблюдать следующие требования:
1) перед началом работы проверить надежность крепления распределительных труб, работу системы битумопроводов, кранов и распределителей, прочистить их, удостовериться в исправности электроосвещения, звуковой сигнализации и в наличии огнетушителей;
2) до наполнения цистерны установить автогудронатор на горизонтальной площадке и застопорить его, проверить наборный шланг и надежность присоединения его к всасывающему патрубку, а также чистоту фильтра в приемной трубке;
3) наполнять цистерну только через фильтр при малых и средних оборотах насоса;
4) перед зажиганием форсунки проконтролировать надежность присоединения топливопровода, исправность подачи топлива и давление в топливном бачке, убедиться в отсутствии капель и подтеков битума в топке;
5) зажигать форсунку только с помощью факела (запальника) с ручкой длиной 1,5 - 2 м, находясь сбоку; топливо подавать слабой струей, постепенно увеличивая его подачу до нормальной;
6) перед розливом вяжущего материала погасить форсунки и закрыть вентили трубопровода подачи топлива;
7) не оставлять без присмотра работающую систему подогрева.
78. При наполнении цистерны запрещается:
1) наливать в цистерну вяжущий материал, нагретый до температуры свыше 50 °C, до полного удаления из нее воды, битумной эмульсии или растворителя;
2) разжижать вяжущий материал в цистерне;
3) находиться под наполненной цистерной.
79. Подтягивать и отсоединять наборный рукав при перекачивании вяжущих материалов, имеющих высокую температуру, необходимо с применением СИЗ рук.
80. При подогреве вяжущего материала в цистерне автогудронатора запрещается:
1) разжигать горелки и производить подогрев, если слой вяжущего материала на жаровых трубах тоньше 20 см, а также если цистерна залита полностью и нет свободного объема для расширения вяжущих материалов при нагреве;
2) нагревать в цистерне обводненный вяжущий материал;
3) заправлять топливный бак форсунок бензином (или лигроином) вместо керосина.
81. При разжигании переносной форсунки машинист гудронатора должен находиться сбоку от нее.
82. Запрещается поднимать распределительные трубы после розлива вяжущего материала до переключения на циркуляцию.
83. При розливе битума запрещается находиться от распределительных труб автогудронатора на расстоянии менее 10 м.
84. При размещении грунтосмесительных установок главный транспортер следует располагать по направлению преобладающих ветров.
85. Для предотвращения выдувания вяжущих материалов на транспортере должны применяться соответствующие ограждения.
86. Во время работы лопастной мешалки смесителей запрещается снимать верхние защитные крышки.
87. При поднятии узлов установок, перемещении и опускании их на место следует пользоваться канатами-растяжками.
88. Сборку, разборку и ремонт отдельных узлов и деталей грунтосмесительной установки допускается производить после их поднятия и размещения на опорных козлах.
89. Работа передвижного склада цемента запрещается при температуре воздуха ниже минус 30 °C.
90. Открывать верхний люк передвижного склада цемента разрешается при отсутствии давления в емкости.
91. Запрещается разъединять шланги и воздуховоды, находящиеся под давлением, а также работать при неисправном мановакуумметре.
92. При проведении работ по строительству асфальтобетонных и черных покрытий и оснований в темное время суток место укладки асфальтобетонной смеси должно быть освещено. Для освещения следует использовать передвижные, переносные и установленные на дорожно-строительных машинах осветительные приборы.
93. Движение автомобилей-самосвалов в зоне укладки асфальтобетонной смеси разрешается только по сигналу приемщика смеси.
Перед началом движения водитель автомобиля-самосвала должен подать звуковой сигнал.
94. Запрещается производить очистку крыльев приемного бункера от смеси во время движения асфальтоукладчика.
95. Выгрузку асфальтобетонной смеси из автомобиля-самосвала в приемный бункер асфальтоукладчика следует выполнять после его остановки, предупредительного сигнала машиниста асфальтоукладчика и удаления работников на расстояние не менее 1 м от боковых стенок бункера.
96. Очищать поднятый кузов автомобиля-самосвала от остатков асфальтобетонной смеси следует скребками или лопатой с удлиненной (длиной не менее 2 м) рукояткой, стоя на земле.
97. В процессе работы расстояние между катками и другими дорожными машинами должно быть не менее 5 м. При меньшей дистанции проходить между движущимися катками и другими дорожными машинами запрещается.
98. При перерывах в работе более 6 часов асфальтоукладчики и катки необходимо очистить, установить в один ряд, затормозить и выставить ограждения, освещаемые в ночное время.
99. При ручной укладке и исправлении дефектных участков покрытия переносить асфальтобетонную смесь лопатами разрешается на расстояние не более 8 м. При большем расстоянии необходимо пользоваться носилками с бортами с трех сторон или легкими тачками с опрокидыванием вперед.
100. При смешивании растворов полимеров или резины с битумом запрещается подогревать битумный котел.
Растворы полимеров разрешается вводить в битум только через шланг, опустив его конец в битум.
Приготавливать полимерно-битумный вяжущий материал (далее - ПБВ) или резино-битумную композицию разрешается в дневное время под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.
101. При проведении работ по строительству цементобетонных оснований и покрытий машинист бетоноукладочной машины должен находиться на своем рабочем месте (площадке управления), управлять работой машины, обеспечивая безопасность работников, и следить за состоянием гидрошлангов и их соединений, а также температурой и давлением масла в гидросистеме.
При обнаружении неисправности или разрыва шлангов гидропривода машину следует немедленно остановить, давление в системе снять и места разрывов заглушить.
Машинист не должен покидать площадку управления, не остановив двигатель. При этом рычаги управления должны быть поставлены в нейтральное положение.
102. Во время работы рельсового бетоноукладчика запрещается становиться на вибробрус и отделочный брус, а также класть на них инструмент и другие предметы.
103. При остановке бетоноукладчика на участках с продольным уклоном должны быть установлены тормозные башмаки для предупреждения самопроизвольного движения машины.
104. Движение автомобилей-самосвалов в зоне укладки бетонной смеси разрешается только по сигналу работника - приемщика смеси.
105. Помогать выгрузке бетонной смеси необходимо лопатой с удлиненной рукояткой, стоя на земле со стороны, противоположной стороне выгрузки смеси.
106. При укладке бетонной смеси бетоноукладчиком со скользящими формами запрещается нахождение работников на расстоянии менее 5 м от работающей машины.
107. Перед выдвижением бункера-распределителя должен быть подан звуковой сигнал.
108. Запрещается:
1) находиться в зоне выдвижения бункера-распределителя и в зоне подхода к нему автомобиля-самосвала;
2) класть на транспортерную ленту бункера-распределителя инструмент и другие предметы, а также очищать ленту от налипшей смеси во время работы машины.
109. При установке штырей в продольный шов покрытия не разрешается покидать рабочее место до полной остановки двигателя бетоноукладчика.
110. При ручной отделке швов и при натяжении копирной струны вручную необходимо применять СИЗ рук.
111. При продувке деформационных швов сжатым воздухом должны применяться СИЗ органов дыхания.
112. Крышка кожуха режущих дисков нарезчика деформационных швов в затвердевшем бетоне во время работы должна быть постоянно закрыта.
Запрещается во время работы нарезчика производить смазку, регулировку, ремонт или смену режущих дисков.
Во время работы нарезчика и при продувке деформационных швов сжатым воздухом обязательно применение СИЗ глаз.
113. При уходе за свежеуложенным бетоном для предотвращения воздействия на работников вредных веществ, выделяющихся в процессе нанесения пленкообразующей жидкости, необходимо соблюдать следующие требования:
1) работать с применением соответствующих СИЗ;
2) перед началом работы проверить на распределителе состояние и надежность шлангов, трубопроводов, соединений, исправность манометра; устранить неплотности и подтекание жидкости;
3) заправлять распределитель пленкообразующей жидкостью только механизированным способом;
4) при нанесении пленкообразующей жидкости учитывать направление ветра, следить, чтобы работник находился с наветренной стороны зоны распыления;
5) не отсоединять шланги трубопроводов распределителя под давлением.
При обнаружении неплотности в соединениях или разрыва шлангов работа распределителя пленкообразующей жидкости должна быть немедленно прекращена.
114. Для заправки передвижного валикового распределителя пленкообразующей жидкости следует использовать пневматическую заправочную систему, входящую в комплект распределителя.
115. При перемешивании пленкообразующей жидкости, поступающей в бочках, необходимо надежно закреплять гидравлическую (электрическую) мешалку на горловине бочки.
Для откручивания пробки бочки с пленкообразующей жидкостью необходимо использовать специальный ключ, постепенно выпуская накопившиеся в бочке пары растворителя.
116. При работе с пленкообразующей жидкостью необходимо выполнять следующие требования:
1) двигатель внутреннего сгорания механизированного распределителя должен иметь искрогаситель на выхлопной трубе глушителя;
2) запрещается:
использовать самодельные механизмы и приспособления для нанесения пленкообразующей жидкости;
открывать пробку бочки с пленкообразующей жидкостью, ударяя по ней какими-либо предметами;
пользоваться источниками открытого огня в зоне применения пленкообразующей жидкости в радиусе 15 м.
117. При проведении работ по строительству сборных железобетонных покрытий погрузка, разгрузка и укладка дорожных плит должны выполняться под руководством должностного лица, назначенного работодателем ответственным за безопасное производство работ, с соблюдением требований Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов <19>.
--------------------------------
<19> Приказ Минтруда России от 17 сентября 2014 г. № 642н.
118. При проведении работ по герметизации швов (при приготовлении или разогреве мастик) необходимо соблюдать следующие требования:
1) котел заполнять мастикой не более чем на 3/4 его вместимости;
2) во избежание вспышки мастики температура нагрева мастики не должна превышать установленных значений;
3) для измерения температуры мастики следует использовать термометр со шкалой не менее 250 °C;
4) для ликвидации возможного возгорания мастики на месте работ должны быть первичные средства пожаротушения;
5) загружать котел следует со стороны, противоположной топке;
6) запрещается загружать в котел с горячим битумом влажные материалы, используемые для приготовления мастики, во избежание сильного вспенивания смеси, перелива ее через край котла и воспламенения;
7) брать пробу мастики для определения ее готовности только специальными черпаками;
8) при приготовлении грунтовочного материала смешивание горячей мастики с керосином необходимо производить на расстоянии не менее 50 м от места разогрева мастики;
9) разогретую мастику следует вливать в керосин при непрерывном перемешивании; температура мастики в момент введения ее в керосин не должна превышать 70 °C.
119. При воспламенении мастики котел необходимо плотно закрыть крышкой (кошмой). Тушить горящую мастику следует только сухим песком или соответствующими огнетушителями.
Заливать горящую мастику водой запрещается.
120. При выполнении работ по продувке швов сжатым воздухом и приготовлению пескоцементного раствора обязательно применение СИЗ глаз и органов дыхания.
Требования охраны труда при проведении строительства