Кихон буки дори: кэндзю дори (кикэн кайхи)
" Хара - кэндзю отоши дори
" Мунэ - кэндзю йоко дори
" Мэн - кэндзю агэ дори
ТАНТО ДОРИ
" Мунэ дори шомэн цуки - они кудаки
" Мунэ дори йокомэн цуки - удэ макикоми
" Ката дори мунэ цуки - ваки гатамэ
" Ката дори аге цуки - ура ката ха
" Эри дори маваши цуки - уширо удэ гарами
НИНИН ДОРИ
" Отоши нагэ
" Фумикоми нагэ
" Бакуро макикоми
" Бакуро нэдзири
" Тай мавари
АТЭМИ ВАДЗА
" Нинин гери
КАППО
" Кин катсу нидан
" Кокью катсу нидан
ДОПОЛНЕНИЕ
ЭМБУ
" Танто дори рэндзоку вадза
" Тай дзюцу рэндзоку вадза
РИРОН
" Сэн дзюцу (тактика школы).
" Причины, историческая и общественная обусловленность развития дзю-дзюцу.
САНДАН (3-й дан)
КОТЭ КАНСЭТСУ НО КАТА САНДАН
" Мунэ котэ гаэши
" Тэкуби отоши
" Содэ макикоми
" Эри дзюдзи
" Гьяку котэ хинэри
ЮБИ КАНСЭТСУ НО КАТА САНДАН
" Юби гьяку
" Сотомаки юби дори
" Риотэ юби нагэ
" Ойяюби гатамэ
" Ойяюби ори
ХОБАКУ ВАДЗА (ИДО ГАТАМЭ ДОРИ)
" Нинин дори рихо
" Ура ката-ха дори
" Котэ ори дори
" Удэ гатамэ (нинин дори)
БУКИ ДОРИ: КЭНДЗЮ ДОРИ
" Коши - тэнкай дори
" Хидари ваки - удэ макикоми
" Миги ваки - тэкуби дори
" Уширо атама - кугури дори
" Йокомэн - каваши дори
НИНИН ДОРИ
" Риоваки гатамэ (дзюдзи отоши)
" Риохидзи макикоми
" Риосодэ макикоми
" Гэкитоцу
" Мавари каваши
ХОДЗЁ ДЗЮЦУ
" Мусуби ва / иппон-мэ, нихон-мэ
" Дзюдзи дори (хагаи дзимэ)
КУЗУШИ НО КАТА САНДАН (ХАППО НО КУЗУШИ)
КАППО
" Кокью катсу сандан
ДОПОЛНЕНИЕ
ЭМБУ
" Тай дзюцу каэши вадза
РИРОН
" Понятия "Будзюцу" и "Будо".
" Виды и цели медитации в боевых искусствах.
ЙОНДАН (4-й дан)
КОТЭ КАНСЭТСУ НО КАТА ЙОНДАН
" Гьяку котэ гаэши
" Гьякутэ нагэ
" Котэ макикоми (омотэ, гьяку)
" Омотэ котэ маки
" Дзюдзи готэ (омотэ, ура)
ОРИ НАГЭ НО КАТА
" Сэои кансэтсу нагэ
" Хидзи кимэ нагэ
" Гьяку тэнбин нагэ
" Дзюдзи тэнбин
" Карами нагэ
ХИССАЦУ ВАДЗА: КУБИ КАНСЭТСУ НО КАТА ЙОНДАН
" Сотомаки куби осаэ
" Куби агэ
" Риотэ куби кансэтсу
" Гьяку хачи маваши
" Сэбонэ ори
ДЗЮКЭН-ДОРИ
" Иппон мэ
" Нихон мэ
" Самбон мэ
САННИН ДОРИ
" Риохидзи макикоми
" Гэкитоцу дори
ДОПОЛНЕНИЕ
РИРОН
" Концепция Ки (понятия о каналах и центрах).
КОГЕКИ ВАДЗА (формы атаки)
Тачи вадза (атака в стойке)
1. Кататэ дори - дзёдан цуки
2. Риотэ дори
3. Риотэ дори - хиза гэри
4. Мунэ дори
5. Мунэ дори - дзёдан цуки
6. Риомунэ дори
7. Риомунэ дори - хиза гэри
8. Риомунэ дори - атама атэ
9. Ката дори
10. Ката дори - дзёдан цуки
11. Маэ уватэ
12. Маэ шитатэ
13. Куби дзимэ
14. Ками дори
15. Уширо ками дори
16. Уширо ката дори
17. Уширо ката дори - дзёдан цуки
18. Уширо риоката дори (толчек)
19. Уширо риотэ дори
20. Уширо шитатэ
21. Уширо уватэ
22. Йоко сотомаки куби дзимэ
23. Йоко сотомаки куби дзимэ - дзёдан цуки
24. Сотомаки куби дзимэ
25. Уширо куби дзимэ
26. Дзёдан цуки
27. Чудан цуки
28. Дзёдан учи
29. Нирэн цуки
30. Чудан гэри
31. Дзёдан гэри
Кизаи вадза (атака на стуле)
1. Йоко когэки: ура учи
2. Маэ когэки: кэкоми
Нэ вадза (атака сидя верхом на лежачем)
1. Дзёдан цуки
2. Куби дзимэ
Ханми хандачи вадза (атака лежачего из стойки)
1. Чудан гэри
2. Дзёдан гэри
3. Отоши цуки
СТАДИИ ОСВОЕНИЯ БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ
Используя опыт древних направлений боевого искусства, Бушинкан Дзю-Дзюцу включает в себя несколько основных ступеней овладения и осознания боевой техники: "шодэн" - первая передача знаний, "чудэн" - средняя передача знаний и "окудэн" - глубокая передача знаний. Полное овладение принципами и практикой Школы, традиционно называется "кайдэн" - полной передачей.
ШОДЭН
Первая передача
НЮМОН
Уровень овладения базовой техникой.
Раздел "шодэн" включает овладение основными техническими приемами Бушинкан Дзю Дзюцу, простыми способами их комбинирования и реального применения в атаке и обороне. Овладение первым уровнем "шодэн" в боевом искусстве Бушинкан может быть определено, как обучение простым реакциям на простые действия и соответствует техническому уровню "шодан" - 1-й дан. На этом этапе ученик получает право носить черный пояс. Путь от белого пояса к черному символизирует заполнение изначальной пустоты знаниями и техническими навыками.
Передача "шодэн" называется "нюмон" - входные ворота, введение. Она включает в себя рекомендации по дыхательным упражнениям и начальной форме медитации, а также четкое разъяснение основных принципов выполнения основных технических действий. Кроме того получаются начальные знания по работе с жизненно-важными или болевыми точками.
Передача шодэн включает в себя следующие разделы:
Кюсё: (Дай Иккё 25; Дай Никкё 5; Дай Санкё 5)
Мокусо
Кокью-Хо
Бушинкан Сэйхо: Тайсо Дай Иккё
ЧУДЭН
Средняя передача
БУШИН
Уровень овладения продвинутой техникой и вариантами её изменения.
Уровень "чудэн" предполагает спонтанное реагирование на изменяющуюся ситуацию. Демонстрируя технические разделы этого уровня, адепт Бушинкан Бу Дзюцу проводит атакующие действия, которые останавливаются или трансформируются противником. В зависимости от останавливающих или контратакующих действий противника, достигший уровня "чудэн", не останавливаясь, видоизменяет свою атаку, комбинируя, таким образом, несколько технических действий. При демонстрации техники этого уровня особенно важно показать понимание принципа "нагарэ" - возможность плавно перейти с одного технического действия на другое, подстраиваясь под движения противника. Основой этого раздела Школы является неразрывность комбинации и свободное реагирование на неожиданное изменение первоначально запланированной ситуации. Также в технический арсенал этого раздела входит большое количество контрприемов "каеши вадза", как способов защиты и противодействия различным атакам противника.
В школе Бушинкан, достижение "чудэн" соответствует техническому уровню "йондан" - 4-й дан. На этом уровне он может носить красно-черный пояс и, после специального курса и передачи знаний, получить уровень "шихан-дай". Черная часть говорит о продолжающейся работе над техникой боевого искусства. Красная часть пояса символизирует зажженный огонь сердца, т.е. внутреннюю силу и духовность, которые начинают зарождаться на этом уровне овладения мастерством.
Передача "чудэн" называется "бушин". Она включает в себя разъяснение принципов работы с центром и различные тонкости выполнения технических действий, тактические приемы, а также некоторые важные теоретические знания, включая принципы методики обучения. Кроме этого получаются более глубокие знания по работе с жизненно-важными или болевыми точками.
Передача чудэн включает в себя следующие разделы:
Кюсё (Дай Иккё 3; Дай Никё 7; Дай санкё 5)
Хаппо-но Сюхо
Хэн-но Тэ
Тандэн Дори
Сэн Дзюцу
Бушинкан Сэйхо: Учи Дзёка
ОКУДЭН
Глубокая передача
ФУДОШИН
Программирование противника на выполнение заданных технических действий.
Уровень "окудэн" в боевом искусстве Бушинкан предполагает умение вызвать атаку противника в определенное место или заставить его защищать определенную часть тела нужным вам образом. Неожиданное для противника раскрытие своей обороны, как правило, вызывает у него естественную реакцию атаковать "незащищенное" место. Заранее зная место атаки, и примерно представляя ее форму, достигший уровня "окудэн" может контратаковать любым простым техническим действием из арсенала Школы. Также можно сознательно создать ситуацию, при которой у противника сложится впечатление, что адепт попадается на выполнение какого либо приема. В этом случае можно отдать противнику конечность или часть тела для проведения захвата или удара или создать удобные для этого условия. Определив заранее захват или другую форму атаки, который попытается провести противник, можно использовать его в своих целях, контратакуя любой удобной в этом случае техникой.
В Школе Бушинкан, овладение "окудэн" называется "фудошин" и соответствует техническому уровню "рокудан" - 6-й дан. На этом этапе он может получить титул "ренши" и красно - белый пояс, символизирующий возврат к светлому началу, данному человеку при рождении, т.е. духовное очищение и постоянно горящий внутренний огонь.
Передача "окудэн" включает в себя глубокие знания по работе с точками, ряд рекомендаций по психофизическим практикам, отдельные тонкости увеличивающие эффективность при выполнении приемов и некоторые теоретические и практические знания.
Кюсё (Дай Санкё 15)
Бушинкан Сэнрихо
ДОПОЛНЕНИЕ
ЯПОНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
ў Сэйрэцу - Построиться
ў Рэй - Приветствие
ў Шомэн-ни Рэй - Поклон в сторону Камиданы, Флага …
ў Сэнсэй-ни Рэй - Поклон учителю
ў Сэйдза - Сесть на колени
ў Фудодза - Сесть, скрестив ноги
ў Кирицу - Встать
ў Ёи - Внимание
ў Хадзимэ - Начать
ў Ямэ - Окончить
ў Хантаи - Поменять
ў Котаи - Поменяться местами
ў Мо-ичидо (мо-иккаи) - Еще раз
ў Миги - Правая сторона
ў Хидари - Левая сторона
ў Миги тэ-кара - с правой руки
ў Хидари аси-кара - с левой ноги
ў Ясумэ - Расслабиться
ў Ичи - 1
ў Ни - 2
ў Сан -3
ў Ши (Ён) - 4
ў Го - 5
ў Року - 6
ў Шичи - 7
ў Хачи - 8
ў Кю - 9
ў Дзю - 10
ЭТИКЕТ ДОДЗЁ
(выдержки)
ПОВЕДЕНИЕ
1) Входя в додзё, и выходя из него, следует поклониться в сторону шомэн.
2) При входе старшего инструктора в додзё, следует остановить тренировку и дать команду "сэнсэй-ни рэй". В отсутствии инструктора это делает старший ученик.
3) Опоздав на тренировку, следует зайти в зал и сесть в сэйдза, ожидая разрешения инструктора присоединиться к тренировке.
4) Перед любым обращением к инструктору следует поклониться ему. Выслушав любые наставления инструктора, следует поблагодарить его, выполнив поклон.
5) Начиная и заканчивая тренировку с партнером следует приветствовать друг друга поклоном.
ФОРМА
Формой для тренировки является кэйкоги, с поясом соответствующего цвета.
Ученики (Сэйто) - белое кэйкоги
Инструкторы (Шидоин) - черное кэйкоги
Ст. инструкторы (Шихан) - синее кэйкоги
ПРОЦЕДУРА ЭКЗАМЕНА
Рекомендации экзаменатору
Экзаменатор несет полную ответственность за принятое решение.
Он должен выносить это решение беспристрастно, уметь его аргументировать и не давать повода для критики.
В процессе экзамена он должен оказывать уважение к аттестующимся, независимо от уровня их квалификации.
Задача экзамена
Экзамен на различные степени предназначен для оценки технического прогресса и ментального уровня ученика. Это позволяет преподавателю определить степень его готовности к восприятию следующих разделов Школы.
Экзамен является стрессом. Без тестирования возможностей адепта в стрессовом состоянии, передача некоторых практик и технических действий может оказаться вредной, т.к. функционально, технически или ментально он может быть еще не готовым к их восприятию и практике.
Главная задача экзаменуемого состоит в демонстрации результатов своих регулярных занятий. Кроме того, некоторые виды аттестации предполагают введения себя в особое состояние, работу на пределе собственных возможностей, что существенно расширяет их, при правильно составленной экзаменационной программе.
Церемония присвоения степени и получения диплома
При вызове аттестуемого для вручения документа, подтверждающего полученную степень, он должен подняться из положения сидя на коленях "сэйдза", выйти (вдоль ряда сидящих учеников), встать напротив экзаменатора и выполнить поклон стоя "рицурэй". Затем, после того, как его пригласят подойти, нужно приблизится на расстояние полутора метров перед экзаменатором, снова принять положение сидя на коленях и провести поклон сидя "дзарэй". Если экзаменатор стоит, то, подойдя к нему не нужно принимать положение на коленях, а следует провести еще один поклон стоя.
Экзаменатор тоже приветствует его поклоном сидя (или стоя, в зависимости от своего собственного положения), зачитывает диплом, затем протягивает его обеими руками.
После этого аттестуемый приближается, используя перемещение на коленях "шикко" (или подходит, если вручение проводится стоя) и получает диплом обеими руками, с легким поклоном. Получив документ, он отходит на два шага назад в "шикко" (или стоя), положив диплом на пол, выполняет "дзарэй", выражая этим поклоном благодарность экзаменационной комиссии, поднимается и возвращается, оставаясь лицом к экзаменатору. Выполнив "рицурэй", аттестуемый поворачивается и возвращается на свое место.