Тот, кто безразличен к чужому несчастью, - самый несчастный.
5 В конце концов струны, если они постоянно и туго натянуты, начнут издавать неверный звук.
Воины, постоянно упражняющиеся в боевом искусстве, в битве теряют способность принимать и выполнять мгновенные решения. Конь, изо дня в день берущий барьеры, сломает себе ногу. Лук, тетива которого не ослабляется ни на миг, не сможет с прежней силой посылать стрелы в цель.
И поэтому воин света, даже если он не расположен к этому, старается найти отдохновение в мелочах повседневности.
6 Воин света прислушивается к словам Лао-цзы, который учит, что мы должны, отрешась от понятий «дни» и «часы», зорче вглядываться в каждую минуту.
Лишь так сможет воин решить некоторые проблемы еще до того, как они возникнут: уделяя пристальное внимание мелочам, сумеет он избежать крупных потрясений.
Но думать о мелочах - вовсе не означает быть мелким.Чрезмерная озабоченность способна изгнать из жизни малейшие проблески робости.
Воин знает, что великая мечта состоит из великого множества различных вещей - так же как солнечный свет складывается из миллионов лучей.
7 Выпадают минуты, когда путь, которым следует воин, становится привычен и однообразно-скучен.
В таких случаях ему помогают наставления Нахмана Брацлавского: «Если ты не в силах медитировать, то должен всего лишь повторять простое слово, повторяя его снова и снова, не останавливаясь, бесчисленное количество раз. В конце концов оно утратит свой смысл и обретет новое значение. Бог открывает двери, и ты с помощью этого простого слова сможешь высказать все, что хочешь».
Когда воин вынужден много раз выполнять одно и то же задание, он использует этот способ, и нудная обязанность превращается в молитву.
8 Воину не дано быть полностью уверенным в «правильности» всего, что есть путь, которым он должен следовать, и к этому пути он старается приспособиться в соответствии со временем года.
Летом и приемы борьбы, и снаряжение для этой борьбы - не такие как зимой. Воин наделен должной гибкостью и потому судит о мире не в категориях «верно» и «неправильно», но на основании «отношения, наиболее подходящего для каждого данного момента».
Воин знает, что его товарищи также должны применяться к обстоятельствам, и потому его не удивляет, когда отношения их меняется. Каждому из них он дает срок, необходимый для того, чтобы они могли оправдать свои деяния.
Но, столкнувшись с изменой, воин неумолим.
Воин садится у костра со своими друзьями.
В течении долгих часов они осыпают друг друга взаимными обвинениями, но ночь проводят в одной палатке, предав былые обиды забвению. Время от времени появляется среди них новичок. Поскольку нет у него еще общей с другими истории, он показывает лишь свои дарования и возможности, отчего кое-кто смотрит на него как на учителя.
Однако воин света никогда не сравнивает новоприбывшего со своими старыми боевыми товарищами. «Добро пожаловать!» - говорит он ему, но доверять станет лишь после того, как узнает не только достоинства его, но и слабости.
Воин света не вступит в битву, покуда не постигнет предел возможностей его соратника.
Воин помнит старинное народное речение: «Если бы раскаяние убивало...»
И он знает, что раскаянье и в самом деле убивает - медленно, пядь за пядью разъедает оно душу того, кто совершил недостойное деяние, и неотвратимо ведет его к самоуничтожению.
Воин не хочет такой смерти. Если случается ему причинить кому-нибудь зло, пагубу или ущерб - ибо он человек со всеми присущими человеку пороками и недостатками, - то он никогда не стыдится попросить прощения.
Если время еще не упущено безвозвратно, всеми силами стремится исправить свою ошибку. Если же человека, которого настигла его рука, уже нет в живых, воин сделает добро незнакомцу.
Воин света не раскаивается, ибо раскаяние убивает. Он готов смириться, чтобы устранить зло, которое причинил.
9 Всякому воину света случалось слышать от матери такие слова: «Мой сын сделал то-то и то-то в умоисступлении, потеряв голову, но - в сущности - человек он очень хороший».
Воин, хоть и почитает мать, знает, что это не так. Он не винит себя за необдуманные поступки, но и не прощает себе допущенных ошибок, ибо в этом случае никогда не сумеет исправить свой путь.
Вооружась здравым смыслом, судит он о результатах своих деяний - о результатах, а не о тех намерениях, которыми руководствовался, осуществляя деяние. Он несет ответственность за все, что совершил, - пусть даже дорого приходится ему платить за ошибку.
«Всевышний судит о дереве по его плодам, а не по корням», - гласит старая арабская пословица.
10 Воин, прежде чем принять важное решение - объявить войну, перебраться вместе с товарищами на другую равнину, выбрать поле для посева - спрашивает себя: «Как скажется это на жизни моих потомков в пятом колене?»
Воин знает, что каждое деяние имеет долговременные последствия. Он хочет знать, какой мир он оставил своим праправнукам.