Проект «Создание электронного методического пособия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки»
Проект «Создание электронного методического пособия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки»
Выполнила: Кунильская Анастасия Вячеславовна,
Студентка 431 группы,
Специальности 050704
«Дошкольное образование»
Руководитель: Орехова Анна Александровна,
заместитель заведующего
по ВМР МДОУ «Детский сад № 79»
Петрозаводск
Петрозаводск—2014
Содержание
Введение
Глава 1 Аналитическая часть
1.1 Обоснование необходимости использования методического пособия
1.2 Обоснование этапов проекта
Глава 2 Проектная часть
1.1 Постановка цели, задачи
1.2 Руководство пользователя методического пособия
Глава 3 Обоснование эффективности проекта
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность
Дошкольное детство – период, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребёнка. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.
Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического и речевого развития. Опираясь на статистические данные отечественных и зарубежных исследователей, можно сделать вывод об их широкой распространённости у дошкольников.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К.Д., Тихеевой Е. И., Флериной Е. А.,Бородич А. М. и другими. «Связная речь , - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». Поэтому как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И.Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.)
Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной,А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И.Соловьевой,Е.И. Тихеевой,А.П.Усовой,Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывалисьА.М.Бородич, Н.Ф.Виноградовой, Л.В.Ворошниной,В.В. Гербовой,Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой,Е.А.Смирновой, Н.Г.Смольниковой, О.С.Ушаковой, Л.Г. Шадриной и другими.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Уровень развития связной речи детей определяется качеством организации образовательного процесса. Задача педагогов состоит в том, чтобы по возможности учитывать особенности познавательной деятельности, эмоциально-волевой сферы ребенка. Одним из средств достижения этих целей является наглядность. Целесообразность ее использования в учебном процессе подчеркивали такие ученые, как П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина.
Идеи о том, что наглядность должна способствовать достижению развивающих задач, получили свое развитие в труде отечественного психолога А.Н. Леонтьева. Указывая на необходимость применения наглядности как средства, расширяющего чувственный опыт учащегося и раскрывающего сущность изучаемых объектов, ученый отмечал, что наглядный материал «служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями »(39,стр. 357)
Важность использования принципа наглядности в обучении отмечали также
педагоги С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Мушина и др. И хотя этот принцип применялся в обучении с древнейших времен, закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности. Пропускная способность канала связи, от рецепторов воспринимающих информацию к центральной нервной системе, различная:
оптического 1,6 х 10 6 бит/ сек;
акустического 0, 32 х 10 6 бит/ сек;
тактильного 0,13 х 10 6 бит / сек.
Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше
информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатляется в памяти человека, быстро и прочно.
В настоящее время является достаточно распространенным в практике по развитию связной речи дошкольников наглядные пособия Т.А. Ткаченко, которая неоднократно подчеркивала требования к наглядности и ее дидактическое значение. «Картина.. служит наглядной базой возникновения у ребенка нового замысла. Следует отметить, что далеко не каждая картина способна вызвать у ребенка стойкий интерес и может служить материалом для общения со взрослым. Современного дошкольника уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру,
дети катаются на лыжах или собирают грибы. Сегодняшние дети привыкли к
сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких, динамичных мультфильмов и т.п. Стало бесспорным мнение Ф.А. Сохина, считавшего, что словесное творчество лучше всего проявляется под влиянием или в процессе эмоционального всплеска.»(63)
Несмотря на достаточно полную и серьёзную проработку вопросов развития речи детей дошкольного возраста и профилактики у них речевых нарушений, мы считаем возможным указать на необходимость продолжения методических поисков в этом направлении. На наш взгляд необходимо совершенствовать систему развивающего обучения детей, искать новые эффективные методы и приемы обучения.
Во-первых, в методических кладовках многих детсадов присутствуют старые картины, а электронные - экономично и целесообразно. Во-вторых, с сюжетной картиной на бумажной основе не целесообразно использовать двухсторонний скотч в работе по таким современным технологиям как, например, ТРИЗ. В контексте данной технологии возникает необходимость закрыть часть картины и открывать по частям по мере поставленных задач. А в интерактивной картине, выполненной в программе в MS PowerPoint, данный прием возможен.
На современном этапе развития образования активно используются интерактивные технологии (ИКТ).
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной картинкой у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Учитывая актуальность данного вопроса, нами была выбрана тема проекта: «Создание электронного методического пособия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки»
Объект проекта – процесс развития связной речи детей дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки и интерактивной игры .
Предмет – развитие связной речи детей дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки .
Цель – разработать электронное пособие «Развитие связной речи детей дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки»
Перед началом работы были поставлены следующие задачи:
1. изучить литературу по теме: «Развитие связной речи детей
дошкольного возраста при помощи интерактивной
сюжетной картинки и интерактивной игры», а так же по созданию электронных пособий
2. подобрать среду проектирования электронного пособия;
3. разработать структуру электронного пособия «Развитие связной
речи детей дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки»
4. разработать рекомендации по работе с электронным пособием
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки и интерактивной игры»
Целевой аудиторией выступают воспитатели детских садов, а так же
родители детей дошкольного возраста.
К заинтересованной аудитории относятся студенты специальности «Дошкольное образование», пользователи, заинтересованные в ресурсе.
Этапы создания электронного пособия:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по теме «Развитие
связной речи детей дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки», поиск информации, изучение проблемы.
2) Создание интерактивной сюжетной картины пособия в программе Microsoft Power Point , составление пояснительной записки, сценариев по картине.
3) выбор программных средств обеспечения электронного ресурса «Развитие связной речи детей дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки»
4) Программная реализация (оформление электронного пособия)
5) Анализ эффективности реализации проекта (5 человек)
6) Апробация электронного пособия «Развитие связной речи детей
дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки»
Гипотеза – мы считаем, что использование пособия «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки» существенно повлияет на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Картинки»
На первом этапе реализации электронного пособия, мы
проанализировали литературу по теме «Развитие связной речи детей
дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной
картинки»
Завершив анализ стало ясно, какие теоретические аспекты необходимо
отразить в электронном пособии.
На втором этапе –мы выбрали программу по созданию электронного
пособия MicrosoftPower Point.
Должно содержать общие сведения о дипломном проекте. В нем необходимо отразить актуальность выбранной темы, должен быть обоснован выбор темы, ее актуальность, новизна, практическая ценность. цель и задачи, решаемые в проекте, субъект (конкретное предприятие), объект (экономико-информационные процессы, происходящие на данном предприятии), используемые методики, практическую значимость полученных результатов.
Здесь же должны быть сформулированы цель и задачи, раскрыта гипотетическая модель проектируемого объекта.
Целью проекта может быть:
Разработка ЭОР (электронного образовательного ресурса) метод пособия «…..» на основе анализа основных проблем современного дошкольного образования, применения новых технологий;
При этом нужно продумать новизну разработки и изложить перспективы ее развития.
В разделе «Введение» указывают:
· 1) область применения – развитие связной речи детей ст. д. возр;
· 2) краткое описание возможностей данного пособия;
· 3) целевая аудитория и уровень подготовки пользователя
1. Аналитическая частьОбоснование необходимости использования метод пособия …..Обоснование этапов проекта
2. Проектная часть постановка задачи …Руководство пользователя метод пособия
Заключение 2-3стр
Перечислить основные результаты работы, основные выводы, основные рекомендации по совершенствованию. В Заключении необходимо сделать выводы и рекомендации по проекту, определить пути его внедрения и направления дальнейшего совершенствования ЭИС.
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.
Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, воспитатель рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.
Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
Работы
На наш взгляд необходимо совершенствовать систему обучения детей, искать новые эффективные методы обучения. К ним, например, относится моделирование, которое представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов).
При обучении ребёнка самостоятельному рассказыванию необходимо задействовать как можно больше анализаторов (слух, зрение, обоняние и т.д.), чтобы существенно облегчить нагрузку на его речевой аппарат. Одним из факторов, облегчающих развитие связной речи, является использование на занятиях приема наглядного моделирования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Утверждены Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151)
Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме:
· управлять образовательным процессом;
· создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
· формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
· использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;
· проводить мониторинг и фиксировать ход образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
СанПиН 2.4.1.2660-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы с компьютером в дошкольных организациях.
12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут
. Мероприятия с использованием компьютерных технологий нужно проводить с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:
- использование новых моделей компьютера;
- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;
- проведение гимнастики для глаз:
- работа за компьютером не более 5-7 мин.
3.3Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создаёт новую информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды ДОУ не должны оставаться в стороне. Детям интересно всё, что связано с компьютером, таким образом, повышается учебная мотивация, повышается и речевая, познавательная активность ребёнка на логопедическом занятии.
Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ и в образовательный процесс воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мы используем ИКТ в совместной деятельности с детьми на коррекционно – логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности», но часто возникает проблема, где найти нужный материал, и как лучше его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает, а приобретение нового требует немалых материальных затрат.
Изготовление своими руками требует способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности.
Компьютерные технологии представляют для нас, учителей - логопедов большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.
Контингент воспитанников старшего дошкольного возраста в детском саду составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития.
Организация образовательной деятельности этих детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников во время проведения мероприятия. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
Использование мультимедиа на логопедических мероприятиях повышает качество работы учителя - логопеда, если материал представлен ярко с опорой на различные каналы восприятия, то он усваивается прочнее, а его воспроизведение не вызывает у ребёнка затруднений. У ребёнка повышается самооценка, он перестаёт бояться, активно работает на занятиях, свободно общается в социуме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.
При рассматривании картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Данные занятия расширяют представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположным значением, учат правильно и грамотно строить предложения.
На занятиях с использованием серии сюжетных картин, правильно и точно поставленные вопросы, позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.
Занятия с использованием сюжетных картин позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев, помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а впоследствии грамотного построения монолога.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.
Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О. Н. Сомкова, одна из авторов программы "Детство", разработчик раздела "Развитие речи детей" пишет, что исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.
В этой связи передо мной встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.
Поэтому, я считаю необходимым разработать серию авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок, где будут соблюдены эти требования.
В нашей работе мы экспериментально доказали эффективность использования программы обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по серии сюжетных картин.
Таким образом, мы считаем, что использование в логопедической и коррекционной работе нетрадиционных методов и приёмов, например, мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немаловажно мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми, также мы используем ИКТ, чтобы расширить осведомлённость родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи, повысить общий уровень психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития своих детей. Подготовленные задании, мультимедийные презентации предлагаем родителям, такой способ выполнения рекомендаций логопеда в процессе домашних занятий вызывает интерес и детей и родителей.
Библиографический список
1. http://otherreferats.allbest.ru/
2. Антипова Ж.В. Волосовец Т.В. Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т.В. Волосовец. Ж.В. Антипова – Москва, 2002.- 287с.
3. http://odiplom.ru/pedagogika/razvitie-svyaznoi-rechi-starshih-doshkolnikov-v-processe-obucheniya-rasskazyvaniyu-po-serii-syuzhetnyh-kartin
4. http://www.allbest.ru/
5 . http://raduga5.ru/articles/metodicheskaya-kopilka/ispolzovanie-ikt-v- rabote-pedagoga-dou
6http://365.detsadural.ru/section/teachers/475/488/
7. http://www.rebenok.com/info/library/oration/53379/razvitie-rechi-v-doshkolnom-vozraste-etapy-tipichnye-problemy-uprazhnenija.html
Приложение 1
Сценарий занятия по картине
Дополнительные стили для оформления работы:
Название таблицы (указывается НАД таблицей)
Тест таблицы + курсив | Тест таблицы + курсив |
Тест таблицы | Цифры таблицы |
Название рисунка (пишется ПОД рисунком)
Сноска вниз страницы [1]
[1] Текст сноски
Проект «Создание электронного методического пособия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки»
Выполнила: Кунильская Анастасия Вячеславовна,
Студентка 431 группы,
Специальности 050704
«Дошкольное образование»
Руководитель: Орехова Анна Александровна,
заместитель заведующего
по ВМР МДОУ «Детский сад № 79»
Петрозаводск
Петрозаводск—2014
Содержание
Введение
Глава 1 Аналитическая часть
1.1 Обоснование необходимости использования методического пособия
1.2 Обоснование этапов проекта
Глава 2 Проектная часть
1.1 Постановка цели, задачи
1.2 Руководство пользователя методического пособия
Глава 3 Обоснование эффективности проекта
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность
Дошкольное детство – период, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребёнка. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.
Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического и речевого развития. Опираясь на статистические данные отечественных и зарубежных исследователей, можно сделать вывод об их широкой распространённости у дошкольников.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К.Д., Тихеевой Е. И., Флериной Е. А.,Бородич А. М. и другими. «Связная речь , - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». Поэтому как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И.Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.)
Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной,А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И.Соловьевой,Е.И. Тихеевой,А.П.Усовой,Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывалисьА.М.Бородич, Н.Ф.Виноградовой, Л.В.Ворошниной,В.В. Гербовой,Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой,Е.А.Смирновой, Н.Г.Смольниковой, О.С.Ушаковой, Л.Г. Шадриной и другими.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Уровень развития связной речи детей определяется качеством организации образовательного процесса. Задача педагогов состоит в том, чтобы по возможности учитывать особенности познавательной деятельности, эмоциально-волевой сферы ребенка. Одним из средств достижения этих целей является наглядность. Целесообразность ее использования в учебном процессе подчеркивали такие ученые, как П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина.
Идеи о том, что наглядность должна способствовать достижению развивающих задач, получили свое развитие в труде отечественного психолога А.Н. Леонтьева. Указывая на необходимость применения наглядности как средства, расширяющего чувственный опыт учащегося и раскрывающего сущность изучаемых объектов, ученый отмечал, что наглядный материал «служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями »(39,стр. 357)
Важность использования принципа наглядности в обучении отмечали также
педагоги С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Мушина и др. И хотя этот принцип применялся в обучении с древнейших времен, закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности. Пропускная способность канала связи, от рецепторов воспринимающих информацию к центральной нервной системе, различная:
оптического 1,6 х 10 6 бит/ сек;
акустического 0, 32 х 10 6 бит/ сек;
тактильного 0,13 х 10 6 бит / сек.
Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше
информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатляется в памяти человека, быстро и прочно.
В настоящее время является достаточно распространенным в практике по развитию связной речи дошкольников наглядные пособия Т.А. Ткаченко, которая неоднократно подчеркивала требования к наглядности и ее дидактическое значение. «Картина.. служит наглядной базой возникновения у ребенка нового замысла. Следует отметить, что далеко не каждая картина способна вызвать у ребенка стойкий интерес и может служить материалом для общения со взрослым. Современного дошкольника уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру,
дети катаются на лыжах или собирают грибы. Сегодняшние дети привыкли к
сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких, динамичных мультфильмов и т.п. Стало бесспорным мнение Ф.А. Сохина, считавшего, что словесное творчество лучше всего проявляется под влиянием или в процессе эмоционального всплеска.»(63)
Несмотря на достаточно полную и серьёзную проработку вопросов развития речи детей дошкольного возраста и профилактики у них речевых нарушений, мы считаем возможным указать на необходимость продолжения методических поисков в этом направлении. На наш взгляд необходимо совершенствовать систему развивающего обучения детей, искать новые эффективные методы и приемы обучения.
Во-первых, в методических кладовках многих детсадов присутствуют старые картины, а электронные - экономично и целесообразно. Во-вторых, с сюжетной картиной на бумажной основе не целесообразно использовать двухсторонний скотч в работе по таким современным технологиям как, например, ТРИЗ. В контексте данной технологии возникает необходимость закрыть часть картины и открывать по частям по мере поставленных задач. А в интерактивной картине, выполненной в программе в MS PowerPoint, данный прием возможен.
На современном этапе развития образования активно используются интерактивные технологии (ИКТ).
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной картинкой у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Учитывая актуальность данного вопроса, нами была выбрана тема проекта: «Создание электронного методического пособия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки»
Объект проекта – процесс развития связной речи детей дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки и интерактивной игры .
Предмет – развитие связной речи детей дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки .
Цель – разработать электронное пособие «Развитие связной речи детей дошкольного возраста при помощи интерактивной сюжетной картинки»
Перед началом работы были поставлены следующие задачи:
1. изучить литературу по теме: «Развитие связной речи детей
дошкольного возраста при помощи интерактивной
сюжетной картинки и интерактивной игры», а так же по созданию электронных пособий
2. подобрать <