Понятие «педагогическая технология обучения».

Понятие

«Педагогическая технология обучения». Обзор педагогических технологий обучения.

Понятие «педагогическая технология обучения».

Обзор педагогических технологий обучения

В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель приносят в педагогический процесс что-то своё индивидуальное. Однако по многочисленным сходствам и общим признакам можно выделить следующие технологии:

* по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);

* по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;

* по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие;

* по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);

* по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др.

Педагогические технологии также классифицируются по доминированию целей и решаемых задач; по применяемой форме организации обучения; по доминирующим методам, которым отдаётся предпочтение, и другим основаниям.

Однако при большом разнообразии педагогических технологий в современной дидактике сложился общий план их анализа. В каждой технологии автор должен видеть:

· уровень её применения;

· философскую основу;

· ведущую концепцию усвоения знаний;

· отличительный характер содержания образования;

· организационные формы обучения;

· преобладающий метод обучения;

· категорию обучаемых.

Более подробно остановимся на некоторых технологиях обучения.

Традиционная (репродуктивная) технология обучения

Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

Это древний вид технологии, являющийся распространённым и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объём знаний и передать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, - объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся – слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности – безошибочное воспроизведение изученного.

Её преимущества: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в неё органически вписываются новые способы изложения знаний.

Её недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.

Технология полного усвоения

Авторами технологии полного усвоения являются американские учёные Дж. Кэрролл и Б.Блум. Подробное описание этой технологии в отечественной литературе дано М.В.Клариным. Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по конечному результату. При классно-урочной системе, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты. Одни ученики лучше усваивают материал, другие – хуже, а некоторые вообще часть информации не усваивают, т.е. уровень овладения знаниями у учеников разный.

Технология полного усвоения задаёт единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.

Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Эталон задаётся в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т.е. иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер.

Учитель должен довести до учащихся планируемые показатели полного усвоения учебного содержания. Он определяет цели предстоящей деятельности, конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы достичь эталона. К целям относятся:

· знание (ученик запомнил, воспроизвёл, узнал);

· понимание (ученик объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал);

· применение (ученик применил изученный материал в конкретных условиях и в новой ситуации);

· обобщение и систематизация (ученик выделил части из целого, образовал новое целое);

· оценка (ученик определил ценность и значение объекта изучения).

Деятельность учителя в рамках данной технологии предполагает следующее:

· ознакомление с учебными целями;

· разъяснение общего плана обучения;

· изложение нового материала (осуществляется традиционно);

· организация текущей проверки;

· оценивание текущих результатов;

· коррекционную работу с учащимися, не достигшими полного усвоения;

· организацию малых подгрупп взаимопомощи;

· повторное тестирование тех учащихся, которым была оказана помощь.

Аналогично проводится работа по всем единицам усвоения, завершающаяся итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом каждым учеником.

Понятие

«Педагогическая технология обучения». Обзор педагогических технологий обучения.

Понятие «педагогическая технология обучения».

Наши рекомендации