Понятие и структура сетевой организации
Эффективность и сама возможность активной совместной деятельности между членами интернет-комьюнити зависит от уровня доверия между участниками сети, от этого же зависит в конечном счете и величина общественного социального капитала.
В этих условиях перспективным является целенаправленное конструирование специальных сетевых организаций, призванных обеспечить принципиально большую эффективность межличностного общения по сравнению с обычными для Интернета более или менее стихийными механизмами взаимодействия — онлайн-конференциями, чатами, списками рассылки, веб-форумами и др.
Основные характеристики сетевой (не обязательно онлайновой) организации можно найти в работах М. Чучкевича. Учитывая принципиальную важность рассмотрения структуры сетевой организации, изложим ее концепцию максимально подробно.
За основание примем следующее определение: сетевая организация — это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано и продолжительно для достижения согласованных целей и имеющих общие корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру. Можно выделить пять основных характеристик сетевой организации (сети).
1. Независимость членов сети. Признаком перехода от вертикально или горизонтально интегрированной бюрократии к сетевой организации является то, что члены организации имеют степень свободы, достаточную для возможности определить приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности и нести ответственность за конечный результат.
При этом в отличие от членов организации, действующих в рамках иерархии и несущих ответственность перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне, в организациях сетевого типа характерен преимущественно тип ответственности «перед самим собой» за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели.
2. Множественность лидеров. Понятие лидерства в сети не совпадает с лидерством в организациях иерархического типа. Лидер в сетевой организации — любой человек или компания, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или иного ресурса, актуального и важного для работы сети в данное конкретное время. Вторым необходимым условием лидерства является готовность члена сети к использованию своего ресурса для достижения общих целей сети (параллельно с реализацией собственных целей).
Такое определение в сетевой организации обеспечивает реальную множественность лидеров, отличая ее от организации иерархического типа. В организациях сетевого типа система лидерства носит изменяющийся характер, что определяется изменяющимся сочетанием ресурсов, используемых сетевой организацией.
3. Объединяющая цель. В сетевых организациях объединяющая цель строится на индивидуальном интересе каждого члена сети, недостижимом вне сети. Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности членов сети в использовании совместных статусных, маркетинговых и информационных ресурсов. Объединяющая цель сетевой организации должна подразумевать механизм удовлетворения потребностей.
4. Добровольность связей. Принцип добровольности связей логически вытекает из принципа независимости членов сети и делает возможным гибкое изменение структуры и состава сети, быстрое изменение объема ресурсов в сети.
5. Множественность уровней взаимодействия. В сети взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности во взаимодействии — каждый может взаимодействовать с каждым напрямую, что обеспечивает максимальную эффективность взаимодействия в рамках сети по сравнению с административными организациями.
Функциональную идеологию сетевой организации можно охарактеризовать как конкурентное сотрудничество, позволяющее сохранять стимулы к развитию, связанные с конкуренцией между участниками сети, в сочетании с интенсификацией сотрудничества в тех направлениях, где оно взаимовыгодно.
Важными характеристиками сетевой организации являются ее гибкость по отношению к типам социальных объектов, входящим в ее состав, и возможность включать в себя конкретных людей, единичные организации, группы организаций в любых сочетаниях.
Повышенную эффективность и результативность деятельности в рамках сетевой организации обеспечивает феномен «сетевого рычага». Каждый из членов сети имеет небольшой, но качественный ресурс и предоставляет в распоряжение сети весь этот ресурс или его часть.
В результате формируется общесетевой потенциально единый ресурс, наличие которого позволяет каждому члену сети строить отношения со своим клиентом, исходя из наличия в его распоряжении всего общесетевого объема данного ресурса. Обоснованность такого подхода опирается на функциональную конвенцию, заключаемую всеми членами сети — о предоставлении своей части общественного ресурса в распоряжение любого из членов сети на заранее оговоренных условиях.
Предоставляя для формирования корпоративного ресурса часть личного ресурса через договоренность о порядке его использования в случае необходимости, каждый член сети получает в свое распоряжение на порядок больший объем корпоративного ресурса.
В числе основных типов ресурсных рычагов, доступных в рамках сетевых организаций, выделяются следующие.
1. Статусный рычаг. Вступая в сетевую организацию, ее участники фактически объединяют свой деловой статус (реноме, факт наличия престижных заказчиков, опыт звучных успешных проектов), что позволяет каждой фирме использовать «консолидированный» статус сети, более высокий, чем статус каждой конкретной организации. При этом «общесетевой» корпоративный статус по отношению к каждому участнику сети применим и легитимен. В результате, внеся лишь небольшой посильный вклад в корпоративный статус сетевой организации, каждый из ее членов получает возможность преодолеть рыночный барьер благодаря использованию консолидированного статуса сети.
2. Информационный рычаг, построенный по той же схеме, что и статусный. Каждый член сети декларирует свои основные информационные ресурсы и источники и определяет по согласованию с другими членами сети принципы их использования в общих целях сети или в интересах конкретных членов сети. В результате информационный потенциал рядовых членов сетевой организации существенно повышается без значительных дополнительных затрат.
3. Коммуникационный рычаг, представляющий собой расширение коммуникационной инфраструктуры в техническом и географическом смысле этого слова, расширение возможностей доступа, вступления в коммуникацию с теми или иными социальными акторами.
4. Ресурсный рычаг, предполагающий объединение различных типов материальных ресурсов членов сети ради достижения совместной цели, например, формирование совместного исследовательского бюджета, проведение рекламной кампании, содержание представительств на стратегически важных территориях. Эффект экономии от масштаба деятельности позволяет даже небольшим фирмам преодолеть материальный ресурсный барьер.
Коренное отличие, которым обладают сетевые организации по сравнению с традиционными «неформальными» лоббистскими сетями, — открытость их деятельности для участия различных граждан. За счет «открытия» частных, неформальных сетей, их постепенного замещения или поглощению публичными сетевыми организациями произойдет демократизация социальной структуры через возникновение доступа к неформальных сетевым контактам.
Таким образом, видятся три ключевых результата развития сетевых организаций.
Во-первых, это создание прозрачного интерфейса взаимодействия политических органов власти с общественными организациями, потребность в котором проявилась при созыве Гражданского форума 21—22 ноября 2001 г. в Москве. Сетевые организации, объединяющие экспертов различного профиля, могут стать важнейшим участником политической жизни, выступая в качестве ответственного оппонента или, точнее, дискуссанта при обсуждении правительственных инициатив в социальной и экономической сферах, сопоставимого по мощи с «материально заинтересованными» лоббистскими организациями.
Во-вторых, это демократизация рынка труда: в условиях, когда доступ к вакансиям зависит от неформальных связей, произойдет расширение поля людей, охваченных такими связями.
В-третьих, это ускоренное наращивание масштабов третьего сектора через формирование информационной инфраструктуры поиска единомышленников и коллег и развитие культуры сетевого взаимодействия.
Перспективы роста влияния и значимости сетевых некоммерческих организаций особенно возрастают в связи с наблюдаемым переходом граждан современных развитых государств к постиндустриальной, точнее постэкономической системе ценностей, которая представляет сдвиг вверх в иерархии потребностей по А. Маслоу. Следствием этого сдвига является рост некоммерческой социальной активности, проявляющийся в развитии волонтерских, некоммерческих организаций. Таким образом, сетевые некоммерческие организации находятся на пересечении двух социальных волн: распространения сетевой (горизонтальной, географически децентрализованной) формы деятельности и подъема третьего сектора экономики в целом.
Учитывая тенденцию интенсификации международных связей, «глобализации», мы имеем основание смело прогнозировать ускоренное развитие международных некоммерческих сетей. Их развитие может стать альтернативой или дополнением к процессам международной интеграции на правительственном уровне. Например, если предположить, что в вопросах выделения средств на международные программы содействия развитию (благотворительность) правительства демократических стран руководствуются позицией «медианного избирателя», то для более альтруистически настроенной части общества естественным будет идти к самоорганизации на неправительственном уровне.