Формирование новых организаций
Снижение издержек формирования новых организаций, связанное с распространением Интернета и накоплением опыта работы с ним, станет фактором наращивания числа новых некоммерческих организаций. Вместе с тем очевидно, что целенаправленными усилиями этот процесс может быть ускорен, например, за счет оказания соответствующих консультационных услуг. Это позволит эффективно влиять на формирование новых организаций с заранее заданными свойствами, увеличивая социальный капитал общества.
Интернет, позволяя через удешевление коммуникаций принципиально упростить процесс формирования организаций самых разнообразных масштабов и направленности, максимально децентрализует возможности социального проектирования. Наиболее очевидные инструменты социального проектирования — интернет-сайты и интернет-форумы, позволяющие проектировать социальные сообщества с практически любыми заданными характеристиками (образовательными, возрастными, профессиональными и т. д.).
Создание интернет-ресурсов часто носит коммерческий характер, предположительно окупаясь за счет размещаемой на сайтах баннерной или иной рекламы. При этом формирование устойчивых сообществ пользователей («комьюнити») вокруг тематически четко очерченного сайта получило наибольшее развитие в сфере маркетинга (идеальная сегментация рынка).
Однако не меньший интерес представляет формирование «комьюнити» вокруг некоммерческих ресурсов — научных, образовательных, политических, правозащитных, досуговых. Фактически они уже стали ядрами кристаллизации и развития реально работающих институтов гражданского общества. Создание интернет-ресурсов оказывается значительно более эффективным инструментом формирования географически распределенных организаций по сравнению с традиционными СМИ: минимальные издержки на создание и поддержку, а также на рекламу при максимальной обратной связи.
В политическом аспекте снижение издержек формирования и поддержания деятельности новых организаций фактически снижает издержки участия в политической деятельности, упрощая создание «групп политического действия» и увеличивая их число, а также демократизируя участие в лоббистской деятельности (политическом процессе) для самых широких кругов избирателей.
Трансформация организаций
В отличие от большинства рынков, где существующая конкуренция обеспечивает выживание наиболее эффективных фирм, для организаций, которые действуют в монополистическом секторе или, скажем, в сфере государственного управления, такие стимулы отсутствуют. Поэтому если большинство фирм рыночного сектора вынуждено воспринимать наиболее эффективные модели и методы менеджмента, то для организаций, лишенных конкурентного давления, таких стимулов может и не быть.
Как показывают экономические исследования, резерв организационных инноваций в качестве источника повышения эффективности предприятий высок. В соответствии с расчетами эффект преодоления «X-неэффективности» (потери от неиспользования резервов повышения эффективности менеджмента) оказывается очень значительным, существенно превышая, например, потери от протекционистской тарифной политики, проводимой на макроуровне.
В настоящее время именно рост эффективности факторов, связанных с повышением эффективности управления (мотивационных и коммуникационных), оказывается одним из основных рычагов продолжающегося роста производительности труда, который не может быть объяснен исключительно технологическими нововведениями, связанными с материальным производством, что, в частности, косвенно отражается в высокой рыночной капитализации современных предприятий в странах ОЭСР, значительно превышающей стоимость их материальных активов.
За счет обеспечиваемой корпоративными информационными системами гибкости коммуникационных контактов создаются предпосылки для максимально полного использования возможностей, навыков, знаний, контактов, информации сотрудников, во многом берущих на себя функции «предпринимателей-инноваторов». В связи с этим удается значительно повысить конкурентные преимущества фирм. Фактически речь идет об очередном этапе эволюционной перестройки «базовой» модели корпоративного менеджмента.
В этой связи целесообразно изучить опыт наиболее передовых изменений в менеджменте, связанный с использованием информационных технологий, таких, например, как технологии управления знаниями (knowledge management). Целенаправленное внедрение этих изменений в неконкурентный сектор экономики и госуправление находит отражение в проводимых реформах государственной службы и административных реформах большинства развитых стран.
Информатизация органов власти — один из основных элементов реформы госуправления, проводимой в 80—90-х годах и начале XXI в. в большинстве развитых стран и стран с переходной экономикой.
Основная цель осуществляемых административных реформ — повысить эффективность государственного аппарата до уровня коммерческих фирм, обеспечив переход от государственного администрирования к государственному менеджменту. На первый план выходят организационная гибкость, управление инновациями, децентрализация, значительная свобода действий персонала. На смену традиционной бюрократической зависимости и иерархической подчиненности приходит принцип автономии и ответственности за выполнение основной миссии, возложенной на государственные структуры. Характеризуя основные направления реформы административного управления, можно выделить, во-первых, повышение эффективности работы госаппарата и предоставление населению более качественных услуг, во-вторых, налаживание многосторонних связей между государством и гражданским обществом, привлечение населения к управлению общественными делами.
Эти задачи взаимосвязаны. Действительно, для контроля за эффективностью государственных услуг требуется обеспечение обратной связи с их пользователями — населением. При этом наиболее результативным инструментом осуществления такой связи является интерактивность — использование интернет-технологий.
Использование новых информационных технологий оказывается эффективным инструментом обеспечения прозрачности, транспарентности, а значит, и снижения стоимости государственных закупок, сокращения издержек предоставления ряда государственных услуг населению. Их применение эффективно для повышения результативности взаимодействия органов государственного управления как между собой (система электронного документооборота, интранет), так и с частными фирмами и общественными организациями.
В настоящее время внедрение этих технологий по-прежнему сдерживается проблемой стимулов — недостаточной заинтересованностью органов управления в их использовании. Подобно тому, как несовершенство административной системы управления тормозит экономический рост, так и вызванный этим несовершенством дефицит стимулов к использованию информационных технологий увеличивает «цифровой разрыв».
Бессмысленно рассматривать широкое внедрение элементов «электронного правительства» без учета пакета административных реформ и реформы государственной службы, столь же неэффективно планировать реализацию таких реформ без учета подтвержденных зарубежной практикой широких возможностей современных информационных технологий. С другой стороны, только в общем контексте проблемы модернизации системы государственного управления и следует рассматривать перспективы реализации концепции «электронного правительства» — «e-government» в современных условиях.