Содействие реализации основных психологических потребностей человека
В настоящее время исследователи подтверждают переход граждан современных развитых государств к постиндустриальной, точнее, постэкономической системе ценностей, которая может быть представлена как сдвиг вверх в иерархии потребностей по А. Маслоу: рост значимости потребностей в принадлежности, признании и самоактуализации по мере удовлетворения первичных материальных потребностей. Этот фактор проявляется не только в росте объемов неоплачиваемой или частично оплачиваемой «волонтерской» деятельности в негосударственных некоммерческих организациях, но даже в таком коммерциализированном секторе экономики, как производство программного обеспечения.
Долгосрочная тенденция перехода к постэкономической системе ценностей позволяет говорить о перспективах повышения значимости Интернета в качестве инструмента установления эффективной коммуникации: во-первых, в качестве удобной среды как профессионального, так и неформального общения (потребность в принадлежности и признании), во-вторых, как образовательной среды и среды проявления общественной и социальной активности (потребность в самоактуализации). В обоих качествах Интернет проявляет себя как уникальное по эффективности средство и среда коммуникации.
Перечисленными направлениями (образование, познание, реализация психологических потребностей) воздействие новых информационных технологий на сознание человека не исчерпывается, однако именно они представляются наиболее значимыми для оценки перспектив общественной трансформации.
Непосредственное воздействие новых информационных технологий на сознание человека проявляется в первую очередь в значительном расширении его когнитивных и коммуникативных возможностей, создании новых возможностей для роста образования и самообразования, ускорения процессов самоактуализации и личностного роста. В экономическом смысле это воздействие можно интерпретировать как фактор ускоренного роста «человеческого капитала», а в психологическом и философском — как фактор, создающий новые возможности для саморазвития личности, повышения объективности воспринимаемой человеком картины мира.
Социальный аспект
Развитие новых информационных технологий и прежде всего Интернета приводит к росту «плотности» межличностных и межгрупповых коммуникаций, но что еще более важно — создает возможность изменения направлений потока этих коммуникаций, способного тем самым реально трансформировать социальную структуру общества. Подтверждением этого тезиса является плодотворность подходов современной социологической теории, рассматривающей общество как структуру, воспроизводящую себя через непрерывно возобновляемые коммуникации 37.
Для анализа социальных последствий распространения современных информационных технологий эффективным представляется использование современных экономических и социологических теорий «социального капитала», определяемого как «особенности социальной организации, такие, как доверие, социальные нормы, и сети, которые повышают эффективность общества через облегчение координации действий». Близка к этому определению социального капитала, сформулированному Р. Патнэмом, и дефиниция Ф. Фукуямы, определившего социальный капитал как «подтвержденные неформальные нормы, которые способствуют сотрудничеству между двумя или бульшим числом индивидуумов».
Анализ воздействий накопления социального капитала на общество традиционно проводится по двум направлениям. С одной стороны, акцент может делаться на влияние социального капитала на эффективность «коллективного действия», т. е. повышение эффективности выработки решений в области производства и распределения общественных благ 40. Так, в соответствии с определением М. Вулкока социальный капитал может рассматриваться по четырем основным показателям:
· степени развития горизонтальных ассоциаций;
· характеру социальных связей в пределах объединений;
· характеру взаимодействия между гражданским обществом и государством;
· качеству управления государственных учреждений.
С другой стороны, социальный капитал может рассматриваться с позиций повышения эффективности деятельности отдельных лиц (например, рост прибыли отдельного предпринимателя от установления коммуникации, предусматривающий высокий уровень доверия между контрагентами, вне связи с коллективными благами).
Таким образом, социальный капитал составляет культурный компонент современных обществ, который в различных формах накапливался начиная с эпохи Просвещения благодаря учреждению институтов, установлению норм и принятию законов. Социальный капитал рассматривается как важный фактор эффективного функционирования современной экономики и условие стабильности либеральной демократии, а его построение, таким образом, становится задачей «второго поколения» социально-экономических реформ.
Был предложен ряд подходов для количественного анализа социального капитала. Р. Патнэм предложил измерять социальный капитал путем подсчета и суммирования групп в гражданском обществе, используя величину, которая изменяется во времени и характеризует членство в спортивных клубах, лигах, литературных обществах, политических клубах и т. п. Учитывая, что каждая группа характеризуется различным уровнем «внутреннего единства и коллективного действия», возникает необходимость в добавлении некоторого качественного коэффициента, позволяющего обеспечить «меру единства» и внутренние связи групп.
Ф. Фукуяма 43 рассматривал различные проявления социального капитала через призму концепции, известной как «радиус доверия». Ф. Фукуяма разделяет все группы, воплощающие социальный капитал, в соответствии с некоторым радиусом доверия, т. е. кругом людей, среди которых действуют совместные (кооперативные) нормы. Если социальный капитал группы производит «положительное впечатление» на окружающую среду, то радиус доверия может быть больше, чем сама группа. Возможно также, что радиус доверия будет меньше, чем членство в группе, как это происходит в больших организациях, которые способствуют выполнению совместных (кооперативных) норм только среди лидеров группы или постоянного штата. «Радиусы доверия могут присутствовать начиная от отношений между друзьями до неправительственных организаций и религиозных групп».
При изучении возможных направлений воздействия на социальный капитал современных технологий нами были выделены четыре ключевых направления:
· расширение социальных возможностей личности по установлению и поддержанию коммуникаций;
· упрощение формирования новых организаций и трансформация общества за счет роста их количества и масштабов в тех или иных секторах экономики и социальной жизни;
· трансформация действующих организаций, связанная с распространением горизонтальной, сетевой системы коммуникации в противовес коммуникации иерархичной;
· распространение сетевой формы организации, альтернативной как фирме, так и рынку.