Специфические психические умения, которые формирует у пользователей сеть Интернет

Существование и успешное функционирование в новой психологической среде сети Интернет предъявляет к пользователю целый ряд специфических требований в форме, например:

· умения выделить и отфильтровать нужную информацию из большого информационного потока;

· способности кратко, точно и грамотно формулировать сообщения или запросы на получение информации;

· умения правильно распределять нагрузку и быстро обрабатывать получаемую информацию;

· умения делать самопрезентации, позволяющие формировать к себе благоприятное отношение партнёров по коммуникации и включаться в те или иные виртуальные сообщества.

Пользователи сети Интернет – это индивиды, обладающие высоким интеллектом и умеющие его использовать для достижения своих целей. Собранность и сообразительность, абстрактность мышления и интеллектуальная приспособляемость дают им возможность включаться в виртуальные сообщества и управлять ситуацией со стремлением к доминированию. Самодостаточность и высокое самомнение проявляются нередко в грубости и агрессивной враждебности. В среде Интернет-пользователей наблюдается высокая тревожность.

Многие, по некоторым оценкам до двух третей, пользователей сети Интернет подвержены состоянию фрустрации. Чаще всего реакцией на состояние фрустрации является возникновение внутренней тенденции к агрессивности, которая либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева и может повлечь за собой аффективные проявления. При высоких показателях интеллектуальности и общительности у пользователей сети Интернет часто имеются максимальные значения по факторам самоуверенность, конфликтность, агрессивность. Для таких индивидов, анонимность и условно безграничные возможности Интернета являются той средой, в которой они могут себя чувствовать свободнее и независимее, где состояние фрустрированности компенсируется, можно сказать пропадает, но при выходе из Интернета вновь возникает, что и подтверждают данные, полученные с помощью методики выявления Интернет-аддикции, со всеми вытекающими психологическими и физическими симптомами, отмеченными ниже.

Пользователи сети Интернет приобретают новый опыт коммуникации, происходит трансформация самой структуры их коммуникативного опыта. Так в среде сети Интернет и некоторых других современных информационных технологий характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним. Умение приходить к согласию по поводу правил коммуникации, проявление гибкости в принятии правил коммуникации, уже принятых в том или ином Интернет-сообществе, существенно способствуют успеху в коммуникации в сети Интернет.

Пользователи сети Интернет приобретают новый опыт абстрактного мышления в форме интеллектуальных умений оперирования с виртуальными объектами. Этими виртуальными объектами являются те или иные информационные объекты и продукты. Даже их поиск требует освоения некоторых новых умений, не имеющих аналогов вне компьютерной деятельности. Те пользователи, которые хотят не только пользоваться чужой информацией, но и самостоятельно формировать те или иные информационные системы, вынуждены осваивать системы анализа информационных объектов и того, как они будут представляться пользователям этих систем. В частности, размещение информации на сайтах сети Интернет требует от пользователей умений представить, как будет эта информация выглядеть для пользователей этих сайтов. Сложность заключается в том, что описание структуры и содержания информации на сайтах сети Интернет проводится в довольно бедном, а потому весьма эффективном языке HTML. Ещё более высокий уровень развития абстрактного мышления требуется программистам, которые должны описывать в компьютерных программах решения довольно сложных проблем различных областей с помощью языков программирования, весьма абстрактных и бедных по своим выразительным возможностям в сравнении с естественными языками.

Необходимость восприятия больших объёмов информации, обновляющихся с высокой скоростью, если их получение производится из сети Интернет, требует большей быстроты принятия решений во всех областях социальной практики, что может быть достигнуто только за счет их меньшей коллегиальности и большей конфиденциальности. Таким образом, сеть Интернет формирует у своих пользователей новые стереотипы принятия решений.

Наши рекомендации