Персонификация компьютера пользователями
Многими пользователями компьютер, особенно оснащённый дружественным пользовательским интерфейсом, воспринимается как специфический «партнер» в информационном взаимодействии. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов установлено возникновение феномена персонификации или анимизации компьютера. Некоторые авторы признают целесообразной такую персонификацию в обучении или на начальных стадиях освоения современных информационных технологий. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии показано, что степень персонификации компьютера в основном зависит от стажа работы с современными информационными технологиями, субъективной оценки пользователем своей компетентности или статуса, личностных качеств пользователей (интровертности-экстравертности), антропоморфных особенностей программного интерфейса и других факторов.
Персонификация компьютера может рассматриваться как динамичный процесс, включающий обратную связь с элементами коммуникации и взаимодействия пользователя с компьютером. Можно выделить несколько основных категорий структуры восприятия образа компьютера: субъектность, коммуникативность, лидерство, активность и эмоциональное отношение к нему.
Необходимо учитывать, что современные компьютеры реализуют заранее разработанные алгоритмы, выраженные в тех или иных программных кодах. Эти алгоритмы могут предусматривать различные действия компьютеров в различных ситуациях, но все эти ситуации и действия должны заранее, в период разработки программного обеспечения, предусмотреть его разработчики. Фактически получается, что современные информационные системы являются средствами коммуникации их разработчиков и пользователей. В этом смысле определённая персонификация компьютеров и информационных систем является вполне рациональным поведением пользователя: он реагирует на действия компьютера как на действия технической системы, которой управляет человек, её разработчик. Нужно только помнить, что это отложенная коммуникация: разработчик не управляет конкретными действиями компьютера, он заранее предусмотрел всё, что считал существенным. Компьютер как бы развёртывает во времени эти разработки реакций на те или иные события в ходе эксплуатации информационной системы. Поэтому действия компьютера в коммуникации с пользователем направляет техническая система, а не человек, эта техническая система не имеет целей в коммуникации, эмоций, чувств и т.п.
Несколько условно по уровню владения информационными технологиями можно выделить четыре категории пользователей: новички, любители, активные пользователи и профессионалы. Новичками можно назвать тех, кто только начинает осваивать информационные технологии, а потому имеет минимальный опыт работы с ними. Любители уже получили определённый опыт работы с информационными технологиями, они могут решать некоторые задачи с помощью информационных технологий, обычно с готовностью используют компьютеры для тех или иных целей. Активные пользователи постоянно работают с информационными технологиями, у них есть уже довольно большой опыт их применения, но их квалификации недостаточно для самостоятельных разработок в сфере информационных технологий. Профессионалы, напротив, имеют достаточно знаний и опыта для осуществления разработок в сфере информационных технологий, они специализируются в видах деятельности, связанных с профессиональным использованием информационных технологий: программированием, работой администраторов информационных систем и баз данных, компьютерной обработкой данных и т.п.
Проведённые исследования показывают, что субъектность и объектность снижается с приобретением опыта работы на компьютере; при этом у любителей они ниже, чем у новичков. Затем у активных пользователей происходит опять рост как субъектности, так и объектности, причем этот второй пик кривой выше, чем у новичков. У профессиональных пользователей – программистов, специалистов по информационным технологиям, субъектные и объектные характеристики компьютера значительно ниже всех остальных. Отметим и то, что роста объектности восприятия компьютера у профессиональных пользователей не наблюдается, по существу он соответствует показателю новичков.
С ростом опыта и навыков работы на компьютере, профессионализма в информационных технологиях снижается восприятие компьютера, как коммуникатора и повышаются его реципиентные характеристики.
Чем выше уровень владения пользователей информационными технологиями, тем выше они оценивают уровень лидерства человека в диалоге с компьютером. Оценка активности компьютера снижается с ростом опыта пользователей информационных технологий.
Более высокий уровень положительных эмоций отмечается у категории новичков и активных пользователей, то есть у тех, у кого выше уровень персонификации. Заметим, что уровень отрицательных эмоций существенно выше у активных пользователей. Это, по-видимому, связано с тем, что уровень эмоционального восприятия компьютера соответствует уровню персонификации компьютера.
Таким образом, среди пользователей разного уровня владения информационными технологиями существует выраженная тенденция к персонификации компьютера. Следует отметить, что этот феномен имеет место вне зависимости от его поддержки со стороны существующих информационных технологий, поэтому игровые, обучающие и прикладные программы, экспертные системы, базы данных и операционные системы в той или иной мере способствуют проявлению персонификации компьютера.
Для новичков персонификация является спонтанной реакцией на частое «непонимание» компьютера и «непредсказуемость» его поведения и может выражаться в переживании чувства неполноценности по отношению к нему или в сверхдоверии к его «интеллекту». Этим же можно объяснить и высокую оценку коммуникативности и лидерства компьютера в диалоге. В свою очередь, относительно невысокие показатели субъектности для любителей могут объясняться тем, что они уже не так наивны, как новички, не испытывают страх и тревогу перед возможным возникновением неполадок и затруднений, но еще недостаточно опытны, чтобы оценить «интеллект»" компьютера, его способность решать сложные задачи. Если к тому же допустить, что персонификация компьютера позволяет "разделять" ответственность за решение задач между человеком и «партнером по работе», то можно предположить, что любители недостаточно опытны, чтобы выработать способы делегирования ответственности компьютеру. Пользователи в большей степени реализуют делегирование ответственности, персонификация является для них в определенной мере произвольным целенаправленным процессом, так как, имея значительный опыт решения прикладных задач с помощью компьютера, они достаточно адекватно оценивают интеллектуальные возможности конмпьютера, принимая логику его действий для ведения эффективного диалога с ним.
Языки общения с компьютером профессиональных пользователей более специфичны: они общаются с компьютером не с помощью естественного языка прикладных программ, а на языке программирования низкого или высокого уровня, потребность в интеллектуальном интерфейсе у них ниже, чем у всех остальных пользователей. Это приводит к тому, что профессиональные пользователи в меньшей степени ориентированы на эффект антропоморфизации, что и приводит к менее выраженной персонификации компьютера. В работе профессиональных пользователей компьютер в большей мере воспринимается как средство создания новой реальности.
Следовательно, чем меньше человек знаком с информационными технологиями, тем больше он склонен воспринимать компьютер как партнера, поэтому для программистов уже компьютер скорее понятен и достаточно предсказуем, но позволяет сформировать виртуальный мир, который хотя и создаётся по запросу человека, но может быть новым и неожиданным.
С ростом опыта работы на компьютере усиливается его реципиентность и снижается коммуникативность, растет лидерство человека, снижается лидерство компьютера. Большая персонификация компьютера вызывает и большее эмоциональное восприятие партнера по общению, причем как положительное, так и отрицательное.
Среди пользователей разного уровня владения информационными технологиями вне зависимости от вида программ, которые они используют, существует довольно выраженная тенденция к персонификации компьютера.
Для новичков характерна высокая оценка субъектности и объектности компьютера, коммуникативности и лидерства компьютера в диалоге. Персонификация для них возникает чаще всего как спонтанная реакция на «непредсказуемость» и «непонятливость» системы.
Для любителей степень субъектности и объектности компьютера ниже, чем у новичков. Меньшая персонификация у любителей связана с тем, что они уже не так неопытны, как новички, но еще и не способны оценить «интеллект» компьютера так, как его оценивают пользователи.
Для пользователей степень субъектности и объектности компьютера выше, чем у новичков. Но персонификация является для них целенаправленным процессом, так как здесь наблюдается своеобразное разделение ответственности с компьютером, который уже рассматривается пользователем как реально существующий партнер.
Для пользователей-профессионалов степень субъектности и объектности компьютера ниже, чем у новичков. У них персонификация компьютера слабо выраженная, они рассматривают компьютер в качестве средства для создания новой реальности. Сам по себе компьютер представляется им довольно понятной технической системой, особенно, если они умеют его модифицировать.
У всех пользователей компьютера в большей или меньшей степени в субъектности и персонификации компьютера проявляются архаические особенности психики индивидов, связанные, в частности, с превращением компьютера в объект поклонения, со стремлением задобрить компьютер для получения результатов выполняемых заданий в срок и с хорошим качеством. Эти особенности психики проявляются в украшении компьютера, его монитора, в высаживании вокруг него кактусов или цветов и т.п.