Средства поддержки пользователя во взаимодействии с информационной системой
Окно «Сообщение»– это окно, т.е. появляющаяся и исчезающая область экране монитора, используемое для вывода на экран сообщений пользователю. С помощью окон пользователь обычно может получать информацию от разработчиков информационной системы, потому что именно они, а не сама система формирует и высвечивает на экране монитора те или иные сведения. Информация в окнах обычно бывает двух типов: предупреждающей о том, что делает информационная система, и требующей действия в ответ на происходящее. В последнем случае в таком окне могут появляться кнопки с выбором вариантов действий (кнопки выбора продолжения) пользователя.
В окне обычно размещаются:
· Заголовок, т.е. графический символ, визуально характеризующий сообщение. Например, знак вопроса – характеризует окно с запросом подтверждения, восклицательный знак – предупреждение пользователя, буква i – информация для пользователя, крест – невозможность действия пользователя. Во многих случаях в заголовке окна приводится и его текстовое название для удобства пользователя.
· Текст внутри окна должен быть ясным, кратким, информативным и по возможности однозначно воспринимаемым пользователем.
· Кнопки выбора продолжения – это поля в окне, которые позволяют продолжить диалог пользователя с информационной системой с помощью выбора действия, связанного с каждой из таких кнопок.
· Контекстная помощь обеспечивает представление пользователю информации о конкретном объекте или ситуации, возникшей в ходе его диалога с информационной системой.
Контекстная помощь– это более или менее подробное разъяснение пользователю состояния информационной системы и возможностей пользователя по управлению ей в этом состоянии. Контекстная помощь обеспечивает представление пользователю информации о конкретном объекте или ситуации.
Контекстная помощь может предоставляться пользователю в двух основных режимах: всегда при возникновении соответствующей ситуации, например, перемещения курсора мышки на соответствующее поле, и по запросу пользователя (команда «Что это?»). Режимы предоставления контекстной помощи могут быть разными, в частности, она может предоставляться всегда или по запросу пользователя.
Примеры средств оказания контекстной помощи:
· Команда «Что это?» осуществляет контекстно-зависимую подсказку. При выборе этой команды указатель мыши меняет форму на стрелку со знаком вопроса. При подведении курсора к желаемому объекту и щелчка мышью по нему из файла контекстной помощи для выбранного объекта вызывается на экран монитора компьютера его описание.
· Всплывающая подсказка – это небольшое всплывающее окно, появляющееся на некоторое время при наведении указателя мыши на объект. В этом окне размещается краткое описание объекта. Это средство очень полезно для идентификации пиктограмм, внешний вид которых не очень ясно для пользователя может идентифицировать соответствующий объект.
· Строка состояния обычно представляет собой узкое поле, расположенное в строке поперёк экрана монитора компьютера и предназначенное для вывода сообщений о состоянии информационной системы. Например, при завершении выбора страницы в браузере сети Интернет в строке состояния обычно выводится фраза «Готово».
Проблемно-ориентированная помощь представляет собой описание последовательности действий пользователя, необходимых для выполнения поставленной им задачи. Проблемно-ориентированная помощь чаще всего помогает пользователю корректно для информационной системы сформулировать запрос к ней. Такая помощь обычно организуется в виде разделов, каждый из которых описывает одно действие пользователя. Такая помощь обычно снабжается навигатором для быстрого перемещения по документу. При больших размерах файл проблемно-ориентированной помощи снабжается кнопками-акселераторами с гипертекстовыми ссылками для быстрого перемещения по её разделам. Проблемно-ориентированная помощь поддерживает деятельность пользователя в его предметной области, в решении содержательных задач, а не в его взаимодействии с информационной системой. Проблемно-ориентированная помощь описывает не что может делать информационная система, а как с её помощью можно решать интересующие пользователя задачи его предметной области. Таким образом пользователь информационной системы получает возможность поддержки своей предметной, содержательной деятельности, а не только чисто информационной, программистской и т.п.
Справочник представляет пользователю справочную информацию обычно в форме интерактивной документации. Такими справочниками могут быть как краткие справки о тех или иных программах или информационных системах, так и достаточно полные электронные руководства пользователей по работе с ними.
Краткие справки часто содержат такие поля:
· Обращения к оглавлению, при выборе которого в отдельном окне выводится иерархически организованное оглавление справки. По оглавлению можно выбрать любой раздел, нажать левую кнопку мыши или клавишу ввод и попасть в начало текста этого раздела.
· Поле ввода текста для поиска понятий и терминов в справке. Если компьютер соединен с сетью Интернет, то их поиск может обычно осуществляться в этой глобальной сети по всему миру.
· Поле обращения к учебному курсу по работе с информационной системой. Такой курс в электронном виде может находиться на жестком диске компьютера, на сменном лазерном диске и в сети Интернет на сайте разработчика. Из этого поля обращения можно обычно перейти на тот вариант учебного курса, который наиболее удобен пользователю.
Мастер – это специальная форма для пользователя, которая позволяет ему автоматизировать выполнение его запроса или задачи посредством диалога информационной системы с ним. В таких диалогах информационные системы обычно задают стандартные вопросы, на которые пользователи могут отвечать, заполняя те или поля формы-мастера. Мастер чаще всего применяют в тех случаях, когда задача достаточно сложная и требует опыта работы или знания технических деталей. Мастер после заполнения всех запрошенных у пользователя полей своей формы выполняет сфорированный его запрос автоматически. Пользовательский интерфейс мастера – это обычно набор диалоговых окон-панелей, последовательно отображаемых на экране монитора по мере заполнения пользователем предыдущих окон-панелей.
Каждое такое окно-панель обычно содержит:
· элементы интерфейса для ввода требуемых данных,
· кнопку «Далее» для перехода к следующему шагу,
· кнопку «Назад» для возврата к предыдущему шагу, если нужна коррекция при ошибке, которую пользователь обнаружил после выхода из предыдущего окан-панели (на первой странице недоступна),
· кнопку «Готово» для применения введённых пользователем или по умолчанию данных и инициации выполнения его запроса информационной системой.
Средства обучения позволяют пользователям с меньшими затратами сил освоить взаимодействие с информационной системой. Практика показывает, что даже при наличии полной и подробной документации на программный продукт, выполненной в печатной форме, пользователи предпочитают осваивать его методом «проб и ошибок». Чтобы попробовать все и не пропустить деталей, лучше воспользоваться специальными учебными средствами, которые имитируют работу с информационной системой, но не дают возможности её испортить неумелыми действиями. Для конкретного приложения может быть несколько средств обучения, различающихся по уровню сложности, квалификации пользователя, для которой предназначено обучение, и времени, которое может быть отведено на обучение.
Различают несколько уровней обучения, каждый из которых обычно реализован в виде диалоговой информационной системы, много более простой, чем изучаемая:
· «Стимул-ответ». На этом уровне вырабатывается точная реакция пользователя на заданный стимул. Например, для вызова выпадающего меню требуется щелкнуть левой кнопкой мыши по пункту главного меню. И такие простые действия отрабатываются пользователем до начала работы с основной информационной системой.
· Обучение цепочкам событий. Например, для коррекции содержимого файла следует его: открыть, отредактировать, сохранить. Эта последовательность действий пользователя обычно демонстрируется максимально наглядно на каком-то примере конкретного файла.
· Концептуальное обучение. Пользователь должен научиться определять общие свойства множества объектов. Например, научиться распознавать разрешенные действия для тех или иных графических объектов. Описания таких свойств, разрешённые и неразрешенные действия с объектами, как правило, максимально наглядно демонстрируются с помощью пикторграмм и надписей.
· Обучение правилам предполагает освоение увязывания друг с другом концепций. Например, правила могут описывать, как составлять запросы к информационной системе. Обычно обучение правилам идёт на примерах их применения.
· Обучение решению задач состоит в формировании умений получать с помощью информационной системы решения конкретных пользовательских задач. Например, на этом уровне пользователю может предоставляться описание того, какой запрос нужно дать информационной системе, чтобы получить решение той или иной стандартной задачи.
Развитые системы обучения способны передать пользователям опыт и знания ведущих экспертов в той или иной предметной области. Взаимодействие высококвалифицированных экспертов и программистов в разработке таких обучающих систем позволяет весьма эффективно распространять передовой опыт деятельности в той или иной предметной области. Обучаемые способны использовать этот передовой опыт в отсутствие непосредственной коммуникации с высококвалифицированными экспертами.
Средства обучения бывают автономные и встроенные в информационные системы. К встроенным средствам обучения относятся:
· Полезные советы. Реализуется в виде последовательных советов по работе с информационной системой. По умолчанию очередной совет отображается при каждом новом её запуске. Пользователю дается право просмотреть все страницы советов, либо отменить их отображение. Пользователи, действительно, довольно часто отключают такие советы, потому что считают их отвлекающими внимание и во многом бесполезными. Но разработчики информационных систем часто включают советы в их состав.
· Подборки примеров. В этом средстве обучения реализован наиболее традиционный принцип обучения «делай, как я». Примеры можно использовать и как прототип, для создания своего запроса, подобного примеру.
· Демонстрационные ролики. С их помощью пользователю последовательно демонстрируются этапы работы с информационной системой на демонстрационном наборе данных.
Автономные средства обучения представляют собой самостоятельные информационные системы, предназначенные для обучения работающих с ними пользователей. Такие автономные средства обучения нередко имеют самостоятельную ценность, продаются отдельно от самих информационных систем, работе с которыми они обучают.
Электронные учебники – это электронные варианты многостраничных учебников по работе с конкретной информационной системе или по решению тех или иных пользовательских задач с её помощью. Современные информационные системы нередко распространяются с электронными учебниками и без руководств на бумажных носителях. Считается, что пользователи сравнительно легко сумеют ознакомиться с содержанием таких руководств в электронном виде, поскольку печатные их варианты намного дороже в распространении.
В электронных учебниках обычно используется интерактивность, т.е. возможность выбора их разделов по желанию пользователей через ссылки из оглавлений. Электронные учебники в настоящее время выполняются в форматах Help («Помошь», это единый файл с перекрестными ссылками), HTML (гипертектовый набор файлов с перекрестными ссылками), PDF (Portable Document Format, или формат портативного документа в виде единого файла с перекрестными ссылками, оформленного со страничной организацией по типу печатного документа, одинаково воспроизводящегося на любой программной платформе). Считается, что эффективность электронного учебника повышается при наличии анимационных вставок, иллюстрирующих динамику при работе с приложением.