Основные признаки хорошего пользовательского интерфейса
Критерием качества пользовательского интерфейса с позиций пользователей может быть то, насколько легко или сложно с его помощью им управлять информационной системой. Если информационная система имеет хороший пользовательский интерфейс, то управлять ей должно быть сравнительно легко, если плохой – существенно сложнее. Но для управления информационными системами пользователи должны иметь определённый уровень подготовки, для неподготовленных пользователей даже с хорошим интерфейсом управление информационной системой может быть сложным.
Важнейшими признаками хорошего пользовательского интерфейса являются их естественность (для достаточно подготовленных пользователей), согласованность и непротиворечивость.
Естественность (интуитивность) пользовательского интерфейса означает, что работа с информационной системой не должна вызывать у пользователя сложностей в поиске необходимых директив (элементов интерфейса) для управления процессом решения поставленной задачи. Естественность пользовательского интерфейса с информационной системой обычно означает, что пользователь может выполнять в нём более или менее сложные действия без предварительного обучения, ориентируясь на свои общие знания и интуицию.
Согласованность и непротиворечивость пользовательского интерфейса означает, что в пределах программы и рабочей среды соблюдается согласованность методов управления информационной системой и эти методы не противоречат друг другу. Например, если в процессе работы с системой пользователем были использованы некоторые приемы работы с некоторой частью системы, то в другой части системы приемы работы должны быть идентичны. Работа с системой через пользовательский интерфейс должна соответствовать установленным нормам (например, использование клавиш Enter или Esc).
Важнейшие аспекты согласованности пользовательского интерфейса следующие:
· Физическая, касается технических средств (клавиатура, мышь). Например: клавиши набора текстов всегда находятся на одних и тех же местах на клавиатурах, основная левая кнопка мыши находится под указательным пальцем и т.п.
· Синтаксическая, касается последовательности и места появления элементов диалога на экране. Например, заголовок панели размещается всегда в центре и наверху.
· Семантическая, касается значений элементов интерфейса. Например, запрос «Выход» должен означать всегда одно и то же.
· Дружественность. Пользователи часто изучают работу программы методом проб и ошибок. Пользовательский интерфейс должен принимать во внимание такой подход. На каждом этапе работы пользовательский интерфейс должен предлагать пользователю только соответствующий шагу задания выбор действия, предупреждать пользователя о действиях, которые могут привести к повреждению данных, давать возможность отмены или исправления действий. Важен принцип обратной связи, когда на каждое свое действие пользователь получает визуальное или звуковое подтверждение или сообщение.
· Простота и неизбыточность. Это означает, что пользователь должен вводить только минимальную информацию для работы или управления системой. Например, пользователь не должен вводить незначимые цифры (00010 вместо 10). Аналогично, не следует требовать от пользователя вводить информацию, которая была предварительно введена или которая может быть автоматически получена из системы. Желательно использовать значения по умолчанию, где только возможно, чтобы минимизировать процесс ввода информации.
· Непосредственный доступ к системе помощи (HELP). В процессе работы необходимо, чтобы система обеспечивала пользователя необходимыми инструкциями. Система помощи отвечает трем основным аспектам – качество и количество обеспечиваемых команд; характер сообщений об ошибках и подтверждения того, что система делает. Сообщения должны быть полезны и понятны пользователю.
· Гибкость. Насколько хорошо интерфейс системы может обслуживать пользователя с различными уровнями подготовки? Для неопытных пользователей интерфейс может быть организован как иерархическая структура меню, а для опытных пользователей как команды, комбинации нажатий клавиш и ввод значений параметров.
· Эстетическая привлекательность. Важная часть разработки программного продукта – проектирование визуальных компонент пользовательского интерфейса. Визуальные компоненты самим видом должны привлекать внимание пользователя к объектам, давать ему дополнительную информацию о поведении и взаимодействии объектов. Вообще, эстетически привлекательная программа, как правило, и работает лучше, потому что требует от проектировщика особого внимания, а пользователи при работе с ней реже ошибаются.