Функции и задачи взаимодействия школы и родителей

Функции и задачи взаимодействия школы и родителей

Сотрудничество школы и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

К основным функциям относятся:

· информационная;

· воспитательно-развивающая;

· формирующая;

· охранно-оздоровительная;

· контролирующая;

· бытовая.

Задачи взаимодействия:

· формирование активной педагогической позиции родителей;

· вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

· активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

· изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

· группировку семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказывать воспитательное воздействие на своего ребенка, детей класса;

· анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Основные направления совместной деятельности педагогов и родителей

1. Поддержка физического здоровья учащихся.

2. Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей.

3. Познавательная сфера жизни учащихся (работа с учителями-предметниками) с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Защита не ученика, а человека в нем. Подход к каждому ребенку «с оптимистической позиции» (А. С. Макаренко).

4. Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:

· изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

· психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

· организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;

· защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Педагогам (в особенности классным рук.) важно соблюдать следующие правила:

· Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

· Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.

· Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей.

· Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

При изучении семьи школьника классный руководитель прежде всего обращает внимание на следующие данные:

1. Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность. Интерес к делам школы.

2. Общие сведения о детях (возраст, интересы, уровень воспитанности).

3. Воспитательные возможности семьи (уровень педагогической культуры родителей).

Содержание, формы и методы работы с родителями

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1.повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2.вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3.участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями:

· Традиционные

1.Родительские собрания

2.Родительские конференции

3.Беседы

4.Индивидуальные консультации

5.Посещения на дому

6.Работа с активом родителей

7.Переписка с родителями

8.Вечер вопросов и ответов

· Нетрадиционные

1.Родительские тренинги

2.Дискуссии

3.Психологические разминки

4.Родительские ринги

5.Круглые столы

6.Устные журналы

7.Практикумы

8.Родительские вечера

9.Родительские чтения

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Виды родительских собраний.

Существуют следующие виды родительских собраний:

· организационные;

· тематические;

· собрания-диспуты;

· итоговые;

· собрания-консультации;

· собрания-собеседования.

Родительские собрания, как правило, являются комбинированными.

Основная часть родительских собраний – педагогическое просвещение (родит. всеобуч).

Родительский всеобуч планируется в соответствии:

· с требованиями социума;

· направлением работы учебного заведения;

· возрастными особенностями детей.

Основные категории

Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факто до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений. Ученик:

· знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;

· знает конкретные факты;

· знает методы и процедуры;

· знает основные понятия;

· знает правила и принципы.

Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик:

· понимает факты, правила и принципы;

· интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;

· преобразует словесный материал в математические выражения;

· предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:

· использует понятия и принципы в новых ситуациях;

· применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

· демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:

· выделяет скрытые (неявные) предположения;

· видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

· проводит разграничения между фактами и следствиями;

· оценивает значимость данных.

Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения. Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:

· пишет небольшое творческое сочинение;

· предлагает план проведения эксперимента;

· использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем. Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик:

· оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

· оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

· оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

Категории учебных целей в аффективной области

Восприятие

Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.

Входящие сюда субкатегории:

1. осознание;

2. готовность или желание воспринимать;

3. избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного). Ученик:

· проявляет осознание важности учения;

· внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи;

· проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.

Реагирование (отклик)

Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Субкатегории:

1. подчинённый отклик;

2. добровольный отклик;

3. удовлетворение от реагирования.

Ученик:

· выполняет заданную учителем домашнюю работу;

· подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения;

· участвует в обсуждении вопросов в классе;

· самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем;

· добровольно вызывается выполнять задание;

· проявляет интерес к учебному предмету.

Таблица классификаций педагогических технологий

По ведущему фактору психического развития Биогенные
Социогенные
Психогенные
Идеалистические
По ориентации на личностные структуры Информационные (формирование знаний, умений, навыков)
Операционные (формирование способов умственных действий)
Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений)
Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений)
Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов)
Эвристические (развитие творческих способностей)
По характеру содержания образования Обучающие - воспитательные
Светские - религиозные
Общеобразовательные - профессиональные
Гуманитарные - технократические
Частнопредметные
По организационным формам Классно-урочные - альтернативные
Академические - клубные
Индивидуальные - групповые
Коллективный способ обучения
Способы дифферинцированного обучения
По отношению к ребенку Авторитарные
Дидактоцентрические
Личностно-ориентационные
Гуманно-личностные
Технологии сотрудничества
Технологии свободного воспитания
По преобладающему (доминирующему) методу Догматические, репродуктивные
Объяснительно-иллюстративные
Развивающее обучение
Проблемные, поисковые
Творческие
Программированное обучение
Диалогические
Игровые
Саморазвивающее обучение
Информационные (компьютерные)
По категории обучающихся Массовая технология
Продвинутого образования
Компенсирующие
Виктимологические
Технологии работы с трудными детьми
Технологии работы с одаренными детьми
По концепции усвоения Ассоциативно-рефлекторные
Бихевио-ристические
Гештальт-технологии
Интериоризаторские
Суггестивные
Нейролингвистические
По типу управления познавательной деятельностью Классическое лекционное Современное традиционное обучение Традиционное классическое Программированное обучение
Обучение с помощью ТСО
Система "консультант"
Обучение по книге
Система малых групп ГСО, дифференцирование
Компьютерное обучение
Система "репетитор"
Программное обучение

Функции и задачи взаимодействия школы и родителей

Сотрудничество школы и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

К основным функциям относятся:

· информационная;

· воспитательно-развивающая;

· формирующая;

· охранно-оздоровительная;

· контролирующая;

· бытовая.

Задачи взаимодействия:

· формирование активной педагогической позиции родителей;

· вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

· активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

· изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

· группировку семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказывать воспитательное воздействие на своего ребенка, детей класса;

· анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Наши рекомендации