Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

Вариант № 10

Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Технология, обеспечивающая прогресс в разных сферах человеческой деятельности, — это совокупность знаний о материале для изготовления инструментов, методах их использования и энергии, при этом применяемой.

2) Человек с доисторических времён старался преобразовывать окружавшие его природные материалы и вещества, делая из них инструменты, чтобы использовать их в своей жизни.

3) Технология — очень широкое понятие, объединяющее многие представления, это совокупность знаний и процедур, которые использует человек.

4) Стараясь преобразовать природные материалы, люди научились делать различные инструменты и использовать их для изготовления необходимых для жизни предметов.

5) Для обеспечения прогресса в разных сферах деятельности люди накапливали знания о материале для изготовления инструментов, методах их использования и применяемой при этом

энергии — создавали технологию.

(1)Технология — это совокупность знаний и процедур, которые человек использует для улучшения своей жизни и обеспечения поступательного движения общества вперёд, развития. (2) Ещё с доисторических времен человек старался преобразовыватъ окружавшие его природные материалы и вещества и делать из них необходимые для создания материальных благ предметы, которые называются инструментами, а методы их использования — технологией. (3)<...>, технология — это очень широкое понятие, которое объединяет знания о том, как и из чего делаются инструменты, о том, для чего эти инструменты нужны, и о том, какая энергия применяется при их использовании.

Задание 2

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Вопреки этому

Таким образом

К сожалению

Во-первых

Наоборот


Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ, -а, м.

1) Источник, сведения, служащие основой для чего-либо. Материал для наблюдений.

2) Обычно мн. Собрание документов по какому-либо вопросу. Материалы следствия.

3) Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо. Строительный материал.

4) Ткань, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной материал.


Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

отдалА

оптОвый

недУг

дОсуг

поделЁнный

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В офис юриста каждый клиент приходит со своей проблемой, и внимательный приём и ДОВЕРЧИВАЯ беседа являются залогом установления прочных деловых отношений.

Готовые тосты можно украсить базиликом, который нужно предварительно вымыть, хорошо ОТРЯХНУТЬ от капель и нарезать полосками.

Хозяин, не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, поспешно вышел из гостиной и первым протянул необычному гостю руку для крепкого рукопожатия.

Информацию о НАЛИЧИИ билетов на детские спектакли, которые будут проходить в дни зимних каникул, можно получить в кассах драматического театра.

Задание 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОПРОБОВАЕМ

килограмм ЯБЛОК

пара ПОЛОТЕНЕЦ

НАИСЛОЖНЕЙШИЙ

ИХ труд


Задание 7

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении сложного предложения   1) Конечно, и мы, и родители— все беспокоились за то, чтобы успешно сдать выпускные экзамены. 2) Ф.М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера – это чувство справедливости. 3) Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в богатстве цветовой палитры. 4) В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам, касающихся выпускных экзаменов. 5) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции литературы XIX века. 6) Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г. Белинский, внёсший существенный вклад в создание теории реализма. 7) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. 8) Используя метафоры и сравнения, нам интереснее читать текст. 9) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе.  

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:



A Б В Г Д
         

Задание 8

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оч..рование

соед..нение

ор..гинальный

р..сточек

пог..релец


Задание 9 № 1041

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..корыстный, ра..гореться;

пред..дущий, дез..нформация;

с..провождение, пр..дедушка;

пр..открывать, пр..брежный;

на..кусить, о..делка.


Задание 10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

отрасл..вой

ноч..вать

дешёв..нький

ткан..вый

успока..ваться


Задание 11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

выздоров..ть

завис..вший

понаде..ться

увид..шь

узна..шь


Задание 12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый.

Река тянулась вдоль (не)высокого обрывистого берега.

Разговаривать им больше (не)о чем.

Никто (не)отзывался.

(Не)место красит человека, а человек место.


Задание 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня отец несколько раз вспоминал прошлую свою жизнь, но, ЧТО(БЫ) он ни рассказывал, всё было интересно.

(ЗА)ТЕМ холмом стоит моя деревня, и мне грустно (ОТ)ТОГО,что давно я там не был.

(И)ТАК, начнём с того, что я (НА)КОНЕЦ прибыл в родной город.

Хоть в шёлк одень (НЕ)РЯХУ, всё глядеть (НЕ)(НА)ЧТО.

(В)ТЕЧЕНИИ реки был резкий поворот, (ПО)ЭТОМУ нам пришлось переносить лодки посуху.

Задание 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Задание 15

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

2) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

3) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

4) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

5) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.


Задание 16

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.


Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Задание 21

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Убежище, в котором укрывалась рассказчица, не могло защитить людей от бомбовых ударов.

2) Подростки нуждаются в поддержке со стороны взрослых.

3) Светлый оптимизм помогает людям жить.

4) Бабушка рассказчицы долгое время работала в театре юного зрителя.

5) В тексте описаны события конца Великой Отечественной войны.

(1)В суровые военные годы во время бомбёжки моя бабушка всегда стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке. (2)Маленького росточка, но очень полная, она, как колобок, выкатывалась на пост и направляла людей в укрытие, подбадривая отставших тонкой трелью свистка.

(З)Зинаиду Ильиничну соседи любили за доброту и умение советом или нужным словом подбодрить человека. (4)А мы, дети, в ней просто души не чаяли. (5)В девичестве она была Юсуповой (своими корнями втайне очень гордилась), и восточный отблеск придавал её облику особый колорит.

(6)Весь подъезд помнил историю с Иваном, тринадцатилетним подростком, переехавшим в наш дом с больной матерью и полуслепой бабушкой. (7)3а свою короткую жизнь подросток успел побывать в колонии за воровство, в подъезде поначалу звучала его громкая ругань. (8)С согласия его матери бабушка взялась устроить Ивана на подработку в театр юного зрителя. (9)Полгода она буквально за руку водила его на спектакли, горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции. (10)Потом, шаг за шагом, научила работать над собой с помощью дневника.

(11)Результат превзошёл все ожидания. (12)Ванечка, как называла его бабушка, обладая замечательной памятью и абсолютным слухом, оказался одарён и артистическим талантом. (13)В течение года он выучил все роли и с лёгкостью подменял отсутствующих актёров. (14)Закончив после войны режиссёрское и сценарное отделение ВГИКа, Иван впоследствии стал заслуженным артистом и режиссёром.

(15)Будучи учительницей начальных классов, бабушка умела создать на уроках атмосферу игры, в то же время не давая ученикам уйти от главной цели — получения новых знаний. (16)Уроки радости — таков был стиль её преподавания. (17)И дети буквально боготворили свою Зинаиду Ильиничну.

(18)Рядом с ней даже бомбёжка была не так страшна. (19)Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе, надежду на добрые вести от родных, из горнила передовой — а иначе и быть не могло...

(20)Шёл август 1941-го, и немцы подвергли наш город жестоким бомбовым атакам. (21) Августовская ночь была тёмной и тёплой. (22)Начавшийся артобстрел заставил нас очнуться от сна. (23)«Где мой свисток, ищите!» — бабушкин крик окончательно разбудил нас с мамой. (24)Свесив головы с кровати, мы всматривались в темноту, тщетно пытаясь помочь. (25)Наверняка этот злосчастный свисток болтался у неё за поясом или на шее. (26)«Твоих рук дело, Анка?» — накинулась на Меня бабушка, ведь я всегда была причиной беспорядка в доме. (27)Наконец свисток был найден — он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки.

(28)Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка вихрем помчалась на пост, а мы побежали в наше укрытие недалеко от дома. (29)Эта глубокая яма, сверху прикрытая досками, и была нашим бомбоубежищем — его вырыли оставшиеся в доме жильцы. (ЗО)Оно, конечно, не спасло бы нас от бомбы, но здесь мы чувствовали себя защищёнными. (31)Прижимаясь друг к другу под оглушительный грохот рвущихся снарядов и плач детей, мы старались не стучать зубами от страха и даже напевать.

(32)Неожиданно мама начала смеяться. (33)«Линочка, что с тобой?» — опасливо спросила соседка. (34)Мама, буквально давясь смехом, продолжала заливаться. (35)Напряжение, охватившее людей, ушло после того, как она рассказала про бабушкины сборы» про то, как маленькая, кругленькая Зинаида Ильинична с винтовкой за спиной в спешке расшвыривала по дому вещи, пытаясь отыскать свисток. (36)Сцена за сценой, она так живо нарисовала картину этого яростного поиска, что улыбки на лицах присутствующих сменились смехом. (37)Смеялись все, даже плачущие дети заулыбались. (38)Смеялись до слёз — громким, довоенным смехом.

(39)Когда мы вышли из нашего убогого укрытия, мы бросились к нашему, к счастью, уцелевшему, дому. (40)Бабушка бежала навстречу, размазывая по щекам слёзы радости, оттого что увидела нас живыми и невредимыми. (41)Она обняла нас, крепко прижала к себе и как ни в чём не бывало сказала:

— Кости целы — мясо наживём! (42)Живы будем — не помрём!

(43)С тех пор прошло столько лет, и мне уже далеко за восемьдесят. (44) Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу.

(45) И всплывает в памяти мамин рассказ, наше хлипкое убежище и общий неудержимый смех. (46)Он гремел, как вестник надежды и веры в себя и в будущее, — смех, рвущийся из нас вопреки ужасу войны и смерти.

(По Г. Галлер)

Галина Галлер (род. в 1964 г.) — журналист, врач, научный работник.

Спрятать текст

Задание 22

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1—2 представлено рассуждение.

2) В предложениях 8—10 представлено повествование.

3) Предложения 15—16 объясняют содержание предложения 17.

4) В предложениях 18—19 содержится рассуждение.

5) Предложение 22 подтверждает содержание предложения 21.


Задание 23

Из предложений 26—28 выпишите синонимы (синонимическую пару).


Задание 24

Среди предложений 6—14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


Задание 25

«Вспоминая о своей бабушке, автор передаёт отношение к ней детей с помощью такого лексического средства, как (А) _______ (в предложении 4). Стремясь воссоздать деятельный характер бабушки, Г. Галлер использует троп — (Б) _______ («как колобок» в предложении 2, «вихрем» в предложении 28), а также синтаксическое средство — (В) _______ (например, в предложениях 2, 9). Ещё один троп — (Г) _______ («оглушительный грохот» в предложении 31, «убогое укрытие» в предложении 39, «хлипкое убежище» в предложении 45) — помогает читателю составить представление об опасностях, которые приходилось преодолевать людям в суровое военное время».

Список терминов:

1) парцелляция

2) метафора

3) ряд однородных членов предложения

4) диалог

5) лексический повтор

6) фразеологизм

7) эпитет

8) восклицательные предложения

9) сравнение

Вариант № 10

Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Технология, обеспечивающая прогресс в разных сферах человеческой деятельности, — это совокупность знаний о материале для изготовления инструментов, методах их использования и энергии, при этом применяемой.

2) Человек с доисторических времён старался преобразовывать окружавшие его природные материалы и вещества, делая из них инструменты, чтобы использовать их в своей жизни.

3) Технология — очень широкое понятие, объединяющее многие представления, это совокупность знаний и процедур, которые использует человек.

4) Стараясь преобразовать природные материалы, люди научились делать различные инструменты и использовать их для изготовления необходимых для жизни предметов.

5) Для обеспечения прогресса в разных сферах деятельности люди накапливали знания о материале для изготовления инструментов, методах их использования и применяемой при этом

энергии — создавали технологию.

(1)Технология — это совокупность знаний и процедур, которые человек использует для улучшения своей жизни и обеспечения поступательного движения общества вперёд, развития. (2) Ещё с доисторических времен человек старался преобразовыватъ окружавшие его природные материалы и вещества и делать из них необходимые для создания материальных благ предметы, которые называются инструментами, а методы их использования — технологией. (3)<...>, технология — это очень широкое понятие, которое объединяет знания о том, как и из чего делаются инструменты, о том, для чего эти инструменты нужны, и о том, какая энергия применяется при их использовании.

Задание 2

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Вопреки этому

Таким образом

К сожалению

Во-первых

Наоборот


Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ, -а, м.

1) Источник, сведения, служащие основой для чего-либо. Материал для наблюдений.

2) Обычно мн. Собрание документов по какому-либо вопросу. Материалы следствия.

3) Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо. Строительный материал.

4) Ткань, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной материал.


Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

отдалА

оптОвый

недУг

дОсуг

поделЁнный

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В офис юриста каждый клиент приходит со своей проблемой, и внимательный приём и ДОВЕРЧИВАЯ беседа являются залогом установления прочных деловых отношений.

Готовые тосты можно украсить базиликом, который нужно предварительно вымыть, хорошо ОТРЯХНУТЬ от капель и нарезать полосками.

Хозяин, не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, поспешно вышел из гостиной и первым протянул необычному гостю руку для крепкого рукопожатия.

Информацию о НАЛИЧИИ билетов на детские спектакли, которые будут проходить в дни зимних каникул, можно получить в кассах драматического театра.

Задание 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОПРОБОВАЕМ

килограмм ЯБЛОК

пара ПОЛОТЕНЕЦ

НАИСЛОЖНЕЙШИЙ

ИХ труд


Задание 7

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении сложного предложения   1) Конечно, и мы, и родители— все беспокоились за то, чтобы успешно сдать выпускные экзамены. 2) Ф.М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера – это чувство справедливости. 3) Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в богатстве цветовой палитры. 4) В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам, касающихся выпускных экзаменов. 5) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции литературы XIX века. 6) Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г. Белинский, внёсший существенный вклад в создание теории реализма. 7) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. 8) Используя метафоры и сравнения, нам интереснее читать текст. 9) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе.  

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

Задание 8

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оч..рование

соед..нение

ор..гинальный

р..сточек

пог..релец


Задание 9 № 1041

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..корыстный, ра..гореться;

пред..дущий, дез..нформация;

с..провождение, пр..дедушка;

пр..открывать, пр..брежный;

на..кусить, о..делка.


Задание 10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

отрасл..вой

ноч..вать

дешёв..нький

ткан..вый

успока..ваться


Задание 11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

выздоров..ть

завис..вший

понаде..ться

увид..шь

узна..шь


Задание 12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый.

Река тянулась вдоль (не)высокого обрывистого берега.

Разговаривать им больше (не)о чем.

Никто (не)отзывался.

(Не)место красит человека, а человек место.


Задание 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня отец несколько раз вспоминал прошлую свою жизнь, но, ЧТО(БЫ) он ни рассказывал, всё было интересно.

(ЗА)ТЕМ холмом стоит моя деревня, и мне грустно (ОТ)ТОГО,что давно я там не был.

(И)ТАК, начнём с того, что я (НА)КОНЕЦ прибыл в родной город.

Хоть в шёлк одень (НЕ)РЯХУ, всё глядеть (НЕ)(НА)ЧТО.

(В)ТЕЧЕНИИ реки был резкий поворот, (ПО)ЭТОМУ нам пришлось переносить лодки посуху.

Задание 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

Задание 15

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

2) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

3) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

4) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

5) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.


Задание 16

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наши рекомендации