Возникновение и развитие науки об инновациях

Предмет, цели и задачи инновационного менеджмента

Дисциплина "Управление инновациями" должна дать необходимые сведения для управления процессами НИОКР, реализуемыми в рамках многопродуктовой компании, а также инновационными фирмами. При этом менеджмент сферы НИОКР должен строиться на том, что единственным оправданием существования этой сферы является наличие положительного финансового результата функционирования компании. В этой связи следует опираться на следующие положения:

· научно-технические инновации есть решающее условие выживания и роста большинства фирм и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;

· ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданны лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей фирмы;

· требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;

· сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента повысит качество применяемых решений и обеспечит повышение эффективности инвестиций в НИОКР.

Прежде всего, следует получить четкие ответы на вопросы:

· обеспечат ли инвестиции в собственные НИОКР лучший результат, чем приобретение лицензий и технологий на стороне?

· обеспечат ли затраты на НИОКР более высокую отдачу по сравнению с теми же затратами на производство и маркетинг?

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем.

Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Предмет изучения управления инновациями - целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

Развернутое определение инновационной деятельности как объекта менеджмента включает два основных аспекта:

ü во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества;

ü во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновационный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области эксплуатации высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экономического, правового плана, обеспечивающие реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и результатах инновационной деятельности в организации.

2. Инновации как главный фактор обеспечения конкурентоспособности

Классификация инноваций

Основными критериями классификации инноваций являются: комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; возможность количественного (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации. Исходя из состава нововведений, выделяют ряд наиболее часто встречающихся видов.

1. По типу инновации выделяют материально-технические и социальные.

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации включают инновации-продукты (продуктовые инновации) и инновации-процессы (технологические инновации).

Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).

Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет:

· совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;

· увеличения объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей;

· возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

В настоящее время любая исторически стабильная отрасль способна мгновенно превратиться в изменчивую за счет диверсификации смежных технологий. Вероятность такого события на любом участке ЖЦ спроса повышает требования к принятию управленческого решения на основе реальной оценки последствий применения новой технологии.

Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

2. По инновационному потенциалу выделяют радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.

Радикальные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.

Улучшающие нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.

Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера (нпр., разработка нового поколения товара). К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка, на которые легко предвидеть. Отличие от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.

3. По принципу отношения к своему предшественнику инновации подразделяются на:

· замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций);

· отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен);

· возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения);

· открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников);

· ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

4. По механизму осуществления выделяются: единичные, реализуемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации; завершенные и незавершенные инновации; успешные и неуспешные инновации.

5. По особенностям инновационного процесса выделяют инновации внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре, и межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.

6. В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные).

7. По объему применения инновации бывают точечные, системные и стратегические.

Особенности рынка инноваций

Научно-техническая продукция - это логичный результат интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на ее основе.

Рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

Субъекты инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).

Объекты инновационного рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

· в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических линий и т.д.);

· в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);

· в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Общепринятым в мировой практике является обобщение всего спектра экономических отношений по поводу купли-продажи результатов научной, инновационной деятельности и оказания услуг в этой сфере в понятии “технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических последствий (прежде всего, экологических).

Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:

· он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);

· он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;

· он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.

Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании.

Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности.

Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.

Рыночная неопределенность обусловлена следующими условиями:

ü потребитель еще не знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность (или в какой степени новые продукты лучше уже существующих);

ü поведение потребителя подвержено влиянию многих факторов и не может быть предсказуемо даже в случае покупки новой продукции;

ü в случае признания потребителем достоинств новой продукции возникает проблема ее совместимости с другой продукцией, уже используемой потребителем;

ü трудно предсказать скорость, масштабы распространения новшества и насыщения им спроса, определить емкость потенциального рынка и намерения конкурентов.

Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные запросы потенциальных потребителей.

Технологическая неопределенность обусловлена следующими, труднопрогнозируемыми условиями, влияющими на положение и поведение производителя:

ü нестабильностью и неразвитостью каналов реализации продукции и угрозой срыва установленных и согласованных сроков ее поставок;

ü отсутствием возможностей послепродажного и гарантийного обслуживания;

ü проявлением непредвиденных побочных эффектов, несущих в себе риск конфликтов с законодательством и общественностью в случае использования новой технологии;

ü сложностью определения своевременности выхода новой продукции на рынок, на котором еще достаточно товаров, к которым привык потребитель.

Передача (трансфер) технологии может осуществляться в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутриорганизационной, внутригосударственной и международной.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе: специальная литература, компьютерные банки данных, патенты, справочники; конференции, выставки, симпозиумы, семинары; обучение, стажировка, практика; перекрестное лицензирование на паритетной основе; миграция ученых и специалистов из научных в коммерческие структуры и обратно и т.д.

Основной поток передачи технологии в некоммерческой форме приходится на некоммерческую, непатентоспособную информацию - фундаментальные исследования, научные открытия и незапатентованные изобретения.

Некоммерческие формы передачи технологии, в том числе внутриорганизационный трансфер, осуществляется свободно и не нуждается в договорно-правовом оформлении и регламентации.

Основными формами коммерческой передачи информации являются: продажа технологии в материализованном виде; прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, производств; портфельные инвестиции; продажа патентов; продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков; продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности - “ноу-хау”, секреты производства, технологический опыт и пр.; совместное проведение опытно-конструкторских работ, научно-производственная кооперация; инжиниринг и т.д.

Коммерческие формы передачи технологии, как внутренние, так и международные, оформляются в виде договора (лицензионного, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договора купли-продажи).

Помимо указанных, можно классифицировать трансфер технологий по следующим признакам:

По направлению передачи технологий (нижеперечисленные формы передачи технологий на практике могут взаимодополнять или взаимозаменять друг друга):

· вертикальная передача - это межорганизационный процесс, осуществляемый по стадиям цикла “исследование - производство”

· горизонтальная передача - это внутриорганизационный процесс передачи информации из одной научной области в другую;

2. По количеству участников и степени их участия:

· активная передача - посредником между передающим и принимающим обязательно выступает какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности помочь передающему найти более выгодного покупателя его технологии

· пассивная передача - производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на себя все риски, как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации.

Существуют и другие формы передачи технологий: имитационная - ведущая к поддержке процесса производства без его коренного изменения; адаптивная - приспосабливающая производство к новой технике без его существенного изменения; инновативная - требующая полного изменения производства.

3. Инновационный процесс

Подготовка и оптимизация производства

При успешном завершении функциональных испытаний нового товара многие фирмы производят рыночные испытания (пробный маркетинг). Испытания в рыночных условиях дают руководству информацию для принятия окончательного решения о целесообразности выпуска нового товара. Если фирма будет приступать к развертыванию коммерческого производства, ей предстоят большие расходы на окончание подготовки производства, затраты на капитальное строительство и освоение производства, затраты на каналы распределения и стимулирование сбыта нового товара. При этом она должна решить следующие главные вопросы - когда, где, кому и как продавать новый товар.

КОГДА. Первым принимается решение о своевременности выпуска нового товара на рынок. Если новый товар будет подрывать сбыт других подобных товаров фирмы или в его конструкцию можно внести дополнительные усовершенствования, то, вероятно, выпуск нового товара на рынок будет отложен.

ГДЕ. Принимается решение о реализации товара на определенных географических рынках или в общенациональном или международном масштабах. При отсутствии достаточных уверенности в успехе, необходимых средств и возможностей для выхода с новым товаром на общенациональный рынок устанавливается временной график последовательного освоения рынков.

КОМУ. Выбираются наиболее выгодные рынки в группе осваиваемых, и для их освоения сосредотачиваются усилия по стимулированию сбыта.

КАК. Разрабатывается план действий для последовательного вывода нового товара на рынки (план маркетинга).

Ответы на эти простые по форме, но чрезвычайно сложные по своей сути вопросы оказывают влияние на дальнейший ход подготовки производства и промышленного освоения новых товаров, так как определяют:

· производственную мощность фирмы;

· тип производства;

· производственную структуру;

· график производства по годам.

Цель конструкторской подготовки серийного производства (КПП) - адаптировать конструкторскую документацию ОКР к условиям конкретного серийного производства предприятия-изготовителя. Как правило, конструкторская документация ОКР уже учитывает производственные и технологические возможности предприятий-изготовителей, но условия опытного и серийного производств имеют существенные различия, что приводит к необходимости частичной или даже полной переработки конструкторской документации ОКР.

КПП производится отделом главного конструктора серийного завода (ОГК) или серийным отделом НИИ, СКБ, ОКБ в соответствии с правилами "Единой системы конструкторской документации" (ЕСКД).

В процессе КПП разработчики в максимально допустимых пределах должны учитывать конкретные производственные условия предприятия-изготовителя:

· наличие унифицированных, стандартных деталей и сборочных единиц, изготовляемых предприятием или предприятиями-смежниками;

· имеющиеся средства технологического оснащения и контроля;

· имеющееся технологическое и нестандартное оборудование, транспортные средства и т.п.

В настоящее время все большее место в работах КПП приобретают методы автоматизированного проектирования и создания конструкторских документов (САПР).

Задачей технологической подготовки производства (ТПП) является обеспечение полной технологической готовности фирмы к производству новых изделий с заданными технико-экономическими показателями (высоким техническим уровнем, качеством изготовления, а также с минимальными трудовыми и материальными издержками при конкретном техническом уровне предприятия и планируемых объемах производства).

В процессе ТПП решаются следующие основные задачи:

· отработка изделия на технологичность;

· разработка технологических маршрутов и процессов;

· разработка специальной технологической оснастки;

· технологическое оснащение производства;

· техническое сопровождение изготовления опытной партии, установочной серии и установившегося серийного производства.

Технологическая подготовка производства регламентируется стандартами "Единой системы технологической подготовки производства" (ЕСТПП).

Функции организационной подготовки производства (ОПП):

1) плановые (в том числе предпроизводственные расчеты хода производства, загрузки оборудования, движения материальных потоков, выпуска на стадии освоения);

2) обеспечивающие (кадрами, оборудованием, материалами, полуфабрикатами, финансовыми средствами);

3) проектные (проектирование участков и цехов, планировка расположения оборудования).

В процессе организационной подготовки производства используются конструкторская, технологическая документации и данные для проведения технологической подготовки производства.

Начальный этап освоения серийного выпуска новых изделий характеризуется повышенными издержками. Причину этого можно объяснить следующими факторами:

· небольшой объем выпуска изделий, на который распределяются условно-постоянные расходы, связанные с освоением;

· повышенная трудоемкость и станкоемкость изготовления (из-за постепенности отладки оборудования, неполной оснащенности техпроцессов специальным оборудованием и оснасткой, недостаточной опытности рабочих и ИТР);

· большое количество переналадок оборудования;

· повышенный брак;

· затраты на обучение персонала;

· доплаты до среднего уровня зарплаты в период освоения и др.

В дальнейшем, после отладки производства новшества или внедрения технологии, все усилия организации концентрируются на оперативной деятельности по управлению производством и продвижением товара на рынок. Собственно, с производственной точки зрения инновационный процесс на этом завершается.

Технопарковые структуры

Одним из характерных признаков нынешнего этапа технологической революции является создание и широкое распространение в индустриально развитых странах территориальных научно-производственных систем. Научные парки, инновационные технологические центры, инкубаторы нововведений и другие аналогичные структуры, ориентированные на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новую технику, технологии и материалы, стали важным фактором усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством.

По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий.

Инкубатор бизнеса – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2-3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Инкубаторы бизнеса могут функционировать и вне технопарков как самостоятельно существующие организации. В этом случае между этими инновационными структурами можно выделить ряд отличительных особенностей:

· инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития организации;

· инкубаторы поддерживают не только организации высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра;

· инкубаторы не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков под строительство офисов и других помещений самими клиентскими организациями;

· политика постоянного обновления клиентов в них соблюдается жестче, чем в технопарках.

Научно-технологический парк – это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержки малого научно-технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции.

Основные задачи создания технопарков:

· превращение знаний и изобретений в технологии;

· превращение технологий в коммерческий продукт;

· передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;

· формирование и рыночное становление наукоемких организаций;

· поддержка организаций в сфере наукоемкого предпринимательства.

Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних организаций, разработки, производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Технополис представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города. Технополисы могут быть образованы как на основе новых городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы «размытого» типа, обычно они возникают на базе больших городов, которые при отсутствии четко очерченных высокотехнологичных зон, тем не менее, располагают развитыми инновационными структурами.

Регион науки и технологий охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. Научно-производственный комплекс представляет здесь единое целое, поскольку новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе. В регионе науки и технологий функционируют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве наукоемкой продукции. В этот комплекс входят также производственная и бытовая инфраструктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты, зоны отдыха и культурные учреждения и др. На перспективность такого региона большое влияние оказывают природные условия. Регион науки и технологий может включать в себя технополисы, технопарки и инкубаторы, а также широкую инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.

Учитывая опыт организации инновационных структур, эксперты дают следующие рекомендации, выраженные в сжатом виде в таблице 4.

Таблица 4

Влияние интенсивности и масштабов нововведений

на организационную структуру управления

Интенсивность и масштабы нововведений   Организационные нововведения
Освоенная продукция Освоенная технология Освоенный рынок   Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации
Новая продукция Освоенная технология Освоенный рынок   Разработка продукции может осуществляться в рамках существующей организации, в подразделениях НИОКР создается новая проектная группа
Освоенная продукция Освоенная технология Новый рынок   Существующая организация практически не изменяется, на службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта
Новая продукция Освоенная технология Новый рынок   Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная за счет персонала служб НИОКР и маркетинга, либо новые группы НИОКР и сбыта; изготовление новой продукции может осуществляться на имеющихся производственных мощностей
Новая продукция Новая технология Освоенный рынок   Может быть организована группа новой продукции из персонала служб НИОКР, производства, в своей деятельности она использует службы маркетинга и сбыта
Новая продукция Новая технология Новый рынок   Новое направление хозяйственной деятельности требует совершенно новой организации в форме подразделения с венчурным финансированием, либо нового отделения, дополняющего существующую организационную структуру

6. Особенности инновационного управления

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Управление инновационными проектами: Учеб. пособие/(В.Л. Попов и др.).- Москва: Инфра-М. 2011. – 334 с.

2. Экономика и управление инновациями: Учебно-методический комплекс/ В.И. Кудашев, Е.В. Иванова, Т.Г. Машковская. – Минск: Издательство МИУ, 2012. – 239 с.

3. Управление рисками в инновационной деятельности: Учеб. пособие / М.В. Грачева, С.Ю. Ляпина. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 350 с.

4. Управление инновациями: Учеб. пособие/ В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. – Москва: Юрайт, 2009. – 711 с.

5. Управление инновациями в организациях: Учеб. пособие / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.М. Мишин. – Москва: Омега-Л, 2009. – 415 с.

6. Малое инновационное предпринимательство: Учеб. пособие / С.В. Валдайцев, Н.Н. Молчанов, К. Пецольдт. – Москва: Проспект, 2011. – 536 с.

7. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие /(К.В. Балдин и др.). – Москва: Академия, 2010. 362 с.Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-471

8. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие / В.Г. .Медынский, Л.Г. Скамай – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002.-589 с.

9. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003. – 528 с.

Приложение 1

План практических занятий

1. Современное положение с внедрением научно-технических достижений в России.

2. Циклы и тенденции развития производства, сущность, особенностии этапы научно-технического развития.

3. Направления технологического развития и их использование для развития российской экономики.

4. Нормативно-правовая база инновационного процесса.

5. Сущность инновационного процесса.

6.Фазы и основные этапы жизненного цикла инновационного процесса для продукта, организации, собственно инновационного процесса.

7. Содержание технико-экономических разработок.

8. Условия распространения нововведений.

9.Эффективное использование и устаревание нововведения.

10. Основные методы реализации инновационной политики государством

11. Система функций управления инновационной деятельностью.

12. Система стратегических целей фирмы.

13..Классификация целей инновационного менеджмента

14. Структура процесса принятия решений в инновационном менеджменте.

15. Классификация инновационных организаций.

16. Научные парки как основа программно-целевого управления развитием инновационной среды.

17. Технополисы и особенности их создания и развития.

18. Особенности создания и значение малых инновационных фирм.

19. Сущность и специфика венчурного финансирования.

20. Особенности управления инновационной деятельностью.

21. Матрица выбора инновационной стратегии.

22. Структура издержек в инновационном менеджменте.

23. Матрица инновационных стратегий

24. Менеджмент и инновационные стратегии в промышленности.

25. Особенности управления инновационной деятельностью.

26. Матрица выбора инновационной стратегии.

27. Особенности научно-технологической политики России (на примере Сколково).

28. Опыт США, Европы, Японии в планировании программ научно-технического развития.

29. Понятие и основные элементы инновационного проекта. Состав и содержание ТЭО инновационного проекта.

30. Виды конкурентных преимуществ. Модель конкурентоспособности М. Портера.

31. Формирование конкурентных преимуществ.

32. Стратегия инновационного развития

33. Методы анализа процессом создания конкурентных преимуществ.

34. Этапы ССВУ-анализа.

35 Схемы финансирование и кредитование нововведений.

36. Матричные модели рынка нововведений и научно-технической продукции

37. Эффективность инновационного процесса и его конкурентоспособность.

38. Основные принципы оценки инновационных проектов.

39. Общие положения анализа проектов.

40. Метод расчета индекса рентабельности инвестиции.

41. Метод определения срока окупаемости инвестиций.

42. Методы расчета коэффициента эффективности инвестиции.

Возникновение и развитие науки об инновациях

Предположения о влиянии научно-технического развития на экономический рост делались ещё французскими просветителями в XVIII веке. Но реально исследование данных закономерностей было сделано русским экономистом Н.Д. Кондратьевым в 20-е годы XX столетия.

Изучая развитие и экономический рост аграрного сектора, Николай Дмитриевич Кондратьев заинтересовался общими закономерностями долгосрочного развития. Собрав статистику по ряду стран (Англия, Франция, Германия, США) с конца XVIII и до начала XX в., он обнаружил любопытные закономерности. Им была исследована динамика следующих показателей:

l среднего уровня товарных цен

l процента на капитал

l заработной платы

l оборота внешней торговли

l добычи и потребления угля

l производства чугуна и свинца.

Проанализировав их, он сформулировал и разработал теорию «длинных волн» развития экономики, признаваемую наукой и сейчас.

Согласно выводам Кондратьева, страны с рыночной экономикой в своём развитии регулярно проходят через циклы экономического роста (подъёмы, кризисы и спады), повторяющиеся каждые 40-60 лет. Таким образом, он выявил, во-первых, что экономическое развитие является объективной закономерностью, а во-вторых, доказал ценность времени как экономической категории, с которой нужно считаться при планировании деятельности в любой стране.

Возникновение и развитие науки об инновациях - student2.ru "Есть основания думать, что существуют также большие циклы динамики капиталистического хозяйства - со средней п

Наши рекомендации