Объекты, процедура управления, показатели оценки качества
Объектом управления качеством в этих системах является автомобиль в целом и его системы, агрегаты, механизмы.
Система управления качеством процессов ТО и ТР ПС на АТП
Управление качеством ЕО
Управление качеством ТР в производственных цехах
Управление качеством ТО-1 и ТО-2
Управление качеством ТР на постах
Объектом оценки качества работы во многих системах является бригада или группа рабочих, реже – отдельные рабочие. Управление качеством в любой системе в общем случае заключается в следующем:
● по установленному набору показателей оценивается на определенном промежутке времени (пробеге) качество труда персонала (бригады, участка) по закрепленным за ними автомобилям или агрегатам;
● затем оказывается управляющее воздействие на персонал за счет того, что заработная плата формируется в зависимости от значений этих показателей.
В виде показателей оценки качества выполнения работ в зонах ТО и ТР наиболее часто применяются:
- наработка между ремонтными воздействиями;
- вероятность безотказной работы, P(l);
- обеспечение норматива неснижаемого запаса оборотных агрегатов;
- обеспечение норматива удельных простоев из-за отказа агрегатов;
- обеспечение норматива потерь линейного времени по причине отказа агрегатов;
- обеспечение норматива по удельному расходу запасных частей при ремонте агрегатов и систем.
Основные принципы управления качеством
При управлении качеством ТО и ТР важно соблюдать ( учитывать ) три основных базовых принципа управления независимо от уровня, на котором оно ведется:
- оперативности управления качеством;
- материального стимулирования;
- многократности управляющего воздействия системы на персонал.
Оперативность управления качеством ТО и ТР определяется периодом , в течение которого дается оценка выполненной работе. Например, после ТО-1 – 5 дней, после ТО-2 – 10 дней. Оценка качества ТР в течение 5-10 дней или даже одного месяца позволяет выявить лишь явный брак. Для полной достоверной оценки качества ремонта агрегатов необходимо, как минимум, 2-3 месяца.
Трудность оперативного управления заключается в нахождении величины оценочного периода. Если он будет мал, то достоверность оценки будет низкой.
Если чрезмерно велик и откладывается на большой срок, то интерес исполнителей к конечным результатам и самой системе стимулирования резко падает.
Общая схема управления качеством
включает в себя комплекс соответствующих мероприятий, основанных на системном подходе к вопросам управления АТП. При этом управление качеством ТО и ТР имеет в своей основе конкретные значения нормативных показателей качества.
Полученная с помощью нормативных значений показателей качества оценка технического состояния автомобилей и уровня работ по ТО и ТР анализируется и используется для обоснованного суждения о работе производства.
Рисунок - Схема управления качеством ТО и ТР на АТП
Основные показатели качества ТО и ТР определяются через наработку в километрах пробега на выполненную операцию ТР, нормированное предельное количество отказов за определенный пробег (или за время эксплуатации в днях), нормированное предельное количество брака или отклонений от технических условий в заранее определенной выборке автомобилей (работ), промеряемых отделом технического контроля. При этом весь имеющийся на АТП подвижной состав подразделяется по величине пробега с начала эксплуатации на несколько групп. Например, на четыре группы автобусов с пробегом соответственно: до 50 тыс. км; от 51 до 200 тыс. км; от 201 до 350 тыс. км и свыше 350 тыс. км. Для каждой такой группы, а также внутри них (по маркам и моделям) устанавливаются свои показатели качества, после чего показатели качества для всех групп считаются сравнимыми между собой. Это позволяет иметь сравнимые показатели качества по каждому автомобилю, каждой марке и модели автомобилей, каждой их группе и по АТП в целом. Указанное обстоятельство позволяет объективно решать вопросы морального и материального стимулирования персонала АТП, а также организовывать социалистическое соревнование на основе унифицированных сравнимых показателей.
Нормативные показатели качества устанавливаются, а фактически получившиеся – выявляются и сравниваются с нормативными. Сначала нормативные показатели формируются на основе уже имеющихся, достигнутых внутрипроизводственных показателей. В дальнейшем они ужесточаются, периодически корректируются, чем обеспечивается устойчивая тенденция к повышению всех основных показателей работы АТП.
Своевременный документированный учет фактов и причин нарушения работоспособности и исправности автомобилей, а также выполнения операций ремонта и ТО включает в себя: фиксацию наименования операции, исполнителя работ, наименования ремонтируемого агрегата или узла автомобиля, вида обслуживания или ремонта. Систематизация и накопление этих данных происходит в специальных картах технического состояния автомобиля. Это позволяет для каждой операции ремонта определить конкретного виновника в появлении отказа (неисправности).
Такой нормативный показатель качества, как наработка в километрах пробега на выполненную операцию ремонта в начальной стадии функционирования системы, определяется статистически как средняя достигнутая на данном АТП. Частное от деления фактически получившейся наработки (в километрах на операцию ремонта) на ее нормативную величину является численной характеристикой как уровня технического состояния объекта (автомобиля, агрегата, узла, системы и т. п.), так и качества выполненной работы.
Показатель качества выполнения ТО-1 и ТО-2 определится, если в знаменатель дроби поставить число операций, входящих в номенклатуру работ ТО-1 ТО-2, а в числитель – число операций, также входящих в эту номенклатуру, но потребовавших между очередными ТО-1 и ТО-2 повторного выполнения. Для удобства пользования этим показателем полученную дробную величину вычитают из единицы и получают значение показателя качества меньше единицы. Полученный показатель сравнивается с аналогичным нормативным.
Для работ ТР расчет показателей качества труда определяется аналогичным образом исходя из соотношения числа повторно выполняемых операций ремонта к их общему числу (за период между ТО-2 или ТО-1).
Приведенный в табл. состав показателей, используемых в ходе функционирования комплексной системы управления качеством ТО и ТР, увязан с их управленческим использованием. Объективная, оперативно проводимая оценка качества работ по ТО и ТР автомобилей позволяет обоснованно и целенаправленно воздействовать на производство и отдельные аспекты инженерно-технической службы АТП.
Состав показателей
Наименование показателя | Назначение показателей качества |
Качество технического состояния автомобилей, его узлов, систем и агрегатов | Оперативный контроль качества ТР; оценка качества технического состояния автомобиля, узлов, систем и агрегатов; общая оценка качества технической эксплуатации автомобилей; анализ и планирование технико-экономических показателей работы предприятия |
Качество видов обслуживания и ремонта автомобилей | Анализ эффективности видов обслуживания и ремонта; определение рациональной организации обслуживания и ремонта автомобилей |
Качество выполнения основных операций ТО и ТР автомобилей | Выявление необходимых мероприятий подготовки производства, направленных на повышение эффективности и качества операций ТР; выбор производственных подразделений и объектов для усиления приемочного контроля; корректировка перечня операций технических обслуживании |
Качество труда исполнителей | Принятие решений по моральному и материальному стимулированию; организация социалистического соревнования; развитие внутреннего хозрасчета |
Качество приемочного контроля смазочных, очистительных, заправочных, уборочно-моечных работ ЕО и ТО-1 | Оценка качества работы бригад; повышение требований к внешнему виду и чистоте автомобилей; уменьшение износа автомобилей |