П. Развивающее интервью: анализ
A. ВВЕДЕНИЕ:
- Знакомство
- Вовлечение
- Доверительность
Б. ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ:
- Определение
- Достижение
- Разрыв между целями и результатами, изменения в целях
B. ПРОБЛЕМЫ:
Г. ПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ: разделение персонала
- Кто разделяет вашу точку зрения? (Профессия, возраст, пол, прошлый
опыт)
- Причины различий
- Линии разделения
Д. СОЦИОМЕТРИЯ: ключевые персоны
- С кем вы предпочитаете советоваться в проблемных ситуациях?
- Кого вы предпочтете пригласить с собой на новое место работы?
Советы консультанту
Диагностическое интервью - интимная часть Вашей работы в организации, поэтому ее надо хорошо оградить, укрыть, так сказать, от излишнего внимания. Прежде всего с самим респондентом, как уже упоминалось, Вы договариваетесь о сугубой конфиденциальности интервью. Но об этом же надо обязательно договориться с клиентом. Некоторые из них прямо-таки настаивают, чтобы Вы им показали, кто и что говорит в интервью. С самого начала надо предупредить подобные притязания и объяснить: ведь если я не буду соблюдать конфиденциальность, то Вы не получите достоверной информации, содержательных мнений, и моя работа не будет эффективной. В абсолютном большинстве случаев даже самые авторитарные руководители принимали такую постановку вопроса.
Во время интервью испросите согласия респондента на бумажную запись: "Вы не возражаете, если я буду делать для себя некоторые наброски?" Он всегда ответит согласием. Записывать стоит лишь следующие вещи: трактовки целей организации и конкретного подразделения; согласованные с респондентом формулировки проблем; значительные факты, которые Вам затем придется перепроверить либо через интервью с другими респондентами, либо по документам; указания на позиционность.
Записывать много нехорошо, потому что у Вас потеряется визуальный контакт с респондентом и он потеряет интерес. Кроме того, длинные тексты
очень трудны для последующего анализа - ведь сводя результаты интервью, Вам нужно быстро сопоставлять разные формулировки проблем, с тем чтобы составить общий список, а в списке они не должны дублировать друг друга. Я стараюсь каждое интервью уместить на одной странице А4. Но даже когда у Вас есть основания для записи и Вы сосредоточиваетесь на листе, взаимодействие с респондентом прерывать не стоит. Сразу перед тем как только Вы решили записать какую-то фразу, слово, задайте респонденту следующий вопрос, над которым он начал бы думать и даже что-то говорить, но ни в коем случае не останавливайте работу с ним - пока Вы пишете, он тоже занят с Вами, а не отвлекается на деловые бумаги или скучает.
Место проведения интервью имеет только одно ограничение - там не должно быть третьих лиц. А так - вполне нормально проводить его на рабочем месте респондента, в переговорной комнате, в Вашем офисе. Хотя мне доводилось проводить интервью сразу с двумя респондентами: начальник крупного склада недавно вступил в эту должность. В назначенное для интервью время я застал у него в кабинете его вместе с заместителем. Он сразу объяснил: "Мне бы хотелось провести нашу беседу втроем, поскольку я пока не совсем в курсе дел". Я согласился.
Можно ли использовать аудиозапись? Никогда. Так же, как и энцефалограмму. При виде диктофона респондент начинает себя цензурировать, даже если не возражает против его использования. А скрытую аудиозапись я не использую по причине самоуважения.
Отдельно скажу о выборке респондентов. Естественно ознакомительное диагностическое интервью провести с главой компании, но развивающее диагностическое интервью с ним лучше проводить в последнюю очередь. Почему? Вам нужно изрядно "напитаться" информацией об организации, ее проблемным материалом, чтобы быть готовым к интервью с Вашим клиентом. Он должен почувствовать по Вашим вопросам, интерпретациям, оппонированию, что Вы уже хорошо осведомлены о положении в его организации. Поэтому начинать интервью лучше с его заместителей, с руководителей основных подразделений, т. е. идти по толстоструктурной позиционности. А по мере накопления данных о тонкоструктурной позиционности продолжать выборку и на нее. Удачное завершение интервью есть переход к следующему - Вы благодарите за сотрудничество Вашего респондента и обращаетесь с просьбой: "Мне теперь нужно провести работу с господином таким-то (имярек), Вы не могли бы меня соединить с ним?" Тот набирает нужный номер телефона, представляет Вас новому респонденту, передает Вам трубку, что существенно облегчает следующую встречу.
Для организации среднего масштаба вполне достаточно 20-25 интервью, 1 Для малой организации годится 15-17, для крупной - свыше 30. Чем определяется количество респондентов? Числом основных заместителей и позиционных групп. И еще один критерий: после некоторого количества респондентов Вы замечаете, что каждый следующий начинает повторять предыдущих.
Обычно развивающее диагностическое интервью длится час-полтора, бывает, что намного дольше, - если разговор вызывает повышенный интерес и у Респондента, и у Вас. Ведь часто общение с консультантом для многих руководителей и рядовых работников оказывается редчайшей возможностью думать
вслух о насущных делах своей организации. Консультанта воспринимают как заинтересованного и независимого собеседника, не обремененного местной позиционностью. Нам не пристало ограничивать время такого разговора - ведь это момент терапевтического свойства.
Совсем другое дело, если Ваш респондент буквально накрывает Вас многословием, этакой вербальной экспрессией - говорит непрерывно и много - а время идет, он скоро устанет и ко времени Ваших главных вопросов он уже не в состоянии будет думать, анализировать. Поэтому работайте вопросами -поймайте паузу или даже перебейте и спросите: "А в чем это проявляется?" или "К чему это приводит?" Можно и так: "Ответьте мне одной фразой на следующий вопрос:...".
Советы руководителю
Признайте право консультанта на интимность этой части его работы с Вашими подчиненными. Постарайтесь создать ему условия для этого. Например: разошлите письменные распоряжения руководящему составу вашей организации о том, что консультант по управлению начинает у Вас организационную диагностику и Вы просите всех сотрудничать с ним в этом деле. Консультант поможет Вам составить текст такого распоряжения. Отведите консультанту кабинет для проведения интервью или позвольте ему занять переговорную комнату. Не требуйте от него раскрытия конфиденциальной информации.
А вот на что Вы вправе рассчитывать - так это промежуточные результаты оргдиагностики, в данном случае - список проблем организации. Наверняка этот консультационный продукт составит для Вас ценную новизну. А дальше - ждите отчета.
А чего бы я не посоветовал руководителю - самому не проводить диагностическое интервью со своими подчиненными. Для них Вы всегда есть определенная позиционность - и объективно, и субъективно Вы - контролер их работы. И конфиденциальность между вами невозможна. Словом, не директорское это дело.