Управленческие ошибки руководителей
1. Естественные (неизбежные) ошибки:
а) в прогнозахтенденций на рынке, возможных действий конкурентов,
спроса и т. п.;
б) в оценкахситуации в организации, качества продукции, способностей
работников и т. д.;
в) непредвиденные,но в принципе предвидимые события, последствия
собственных действий и т. д.
2. Предубеждения:
а) неприятие перехода от модели управления "приказ- исполнение "к
модели управления "согласование интересов";
б) неприязнь к поведенческим технологиям,например к использованию
правил, методик для проведения коммерческих переговоров, командной рабо
ты, разрешения конфликтов и т. п.;
в) "ерунда все, что нельзя посчитать"- предубеждение против каче
ственных методов стимулирования, оценки работников и т. д.;
г) отношение к работе над стратегиейкак к занятию абсолютно непрак
тичному;
д) заниженная оценкареального потенциала работников;
е) боязнь делегироватьответственность своим подчиненным.
3. Незнания:
а) закономерностей смены стадийразвития организаций;
б) методов формулирования должностных функций;
в) современных мотивационныхсистем;
г) методов анализа ситуаций;
д) управленческих технологий.
4. Неумения:
а) формулировать целисвоей фирмы;
б) доводитьобщефирменные цели до целей подразделенийи работников;
в) просчитывать свои решения на реализуемость;
г) планировать многовариантно;
д) обеспечивать фактическое выполнение решений;
е) использовать индивидуальные особенностиработников.
5. Дисфункциональные склонности:
а) к самоцентризму,т. е. стягиванию максимума решений и проблем орга
низации на себя;
б) демотивирующийстиль руководства, т. е. упор на подчеркивание упу
щений работников, а не на оценку их достижений;
в) "информационная алчность"- стремление знать и контролировать в
организации все;
г) дублирование порядка,когда руководители выдают задания, повторя
ющие должностные инструкции, положения об отделах и т. д.;
д) склонность давать задания, устраивать разбирательства "через голову"
подчиненных руководителей;
е) перегрузка лучшихработников по принципу "грузить на того, кто везет";
ж) привычка назначать нереальные, т. н. "мобилизационные" срокивы
полнения заданий;
з) поспешностьв выдаче заданий,отчего у подчиненных возникает уста
новка: "не торопись выполнять - скоро отменят";
и) необязательность на слово,пренебрежение своими обязательствами и обещаниями, что разрушает репутацию руководителя - его ценнейший капитал;
к) склонностьподдаваться манипулированию со стороны подчиненных;
л) эмоциональное подавлениеподчиненных: силой голоса, грубостью, нетерпимым тоном, что ведет к большим управленческим потерям (снижение инициативы сотрудников, имитация их согласия, сокрытие информации и собственных мнений).
6. Управленческие иллюзии:
а) вера в непогрешимость своих решений,убежденность в том, что глав
ные причины сбоев в управлении - низкая исполнительская дисциплина, внеш
ние обстоятельства, а не собственные просчеты;
б) культ материального стимулирования,сведение всей мотивации к
доплатам, премиям, бонусам, нежелание "включать" более сложную мотива
цию персонала;
в) склонность видеть причины своих трудностейпрежде всего вне,
а не внутри организации;
г) преувеличение фактора лояльностиближайших сотрудников при их
подборе и оценке и т. д.;
д) склонность рассматривать достигнутое благополучие как постоянное,
самоуспокоение, игнорирование возможных угроз.
I. Впишите, пожалуйста, здесь те управленческие ошибки, которые, по вашему мнению, не нашли отражения в приведенном перечне (обозначьте каждую из них соответствующей цифрой и буквой).
II. Выделите, пожалуйста, из перечисленных и добавленных вами ошибок по 3-4 в каждый квадрат (обозначьте их соответствующими им цифрой и буквой).
А | Б |
Представляют наибольшую опасность для дела | Особенно актуальны для вашей организации сегодня |
Каким образом работают с этим списком? Сначала хорошо бы раздать участникам листки с этим списком. Обратить их внимание на группировки: они ведь разные по объему. Потом предложить громко и отчетливо зачитывать по одной всем участникам по очереди1. Хорошо и прокомментировать каждую примерами из собственной практики.
1 Наверное, Вы хотите спросить. "А зачем читать вслух?" Такой вопрос могут задать и сами клиенты. Отвечаю: во-первых, зачитывание побуждает каждого глубже вникать в смысл текста, зрительное восприятие переходит в речевое и слуховое. Во-вторых, зачитывание по очереди нарушает монотонность, создает разнообразие звучания, что тоже ценно. В-третьих, так возникает соучастие в общей
А потом можно предложить руководителям вопрос: "Не могли бы вы дополнить этот список?"Чаще всего дополнения идут в развитие уже имеющихся в списке. Но их стоит записать на доске или ватмане с указанием соответствующей буквы и цифры (т. е. в какую группу ошибок он относит свое предложение).
Потом предлагается новый вопрос: "Какие из этих ошибок, включая и только что предложенные, вы считаете особо опасными (не более 3-4 из всего списка)?" Каждый называет ошибки по буквам и номерам. Вы записываете их на ватмане или доске. И потом смотрите: какие называются
чаще всего.
Следующий вопрос: "Какие из этих ошибок актуальны для вашей организации сейчас?"И все повторяется. Вы снова оцениваете повторяемость и сравниваете ответы на второй и третий вопросы (самые опасные вообще и наиболее актуальные для них сейчас). Полученная картина дает Вам основание сделать вывод: над какими ошибками надо работать уже сейчас, и предложить Ваши услуги по этой части в меру Ваших способностей.
Техника работы с этим списком очень зависит от состава команды руководителей. Бывает, что это одно лицо - тогда все ясно - он в квадратиках А и Б делает соответствующие отметки. И Вы с ним обсуждаете, как именно можно упреждать появление обозначенных там ошибок.
Если отношения в управленческой команде напряженные либо Вы имеете дело не столько с управленческой командой, сколько со строгим и жестким начальником и его осторожными подчиненными, то лучше работу строить анонимно. А именно: раздать каждому список, в нем они делают требуемые пометки, Вы собираете, затем делаете обобщение без них и в другое время представляете первому руководителю или же всей группе сводный продукт. Можно в этом случае раздать всем бумажные квадратики (не клейкие), участники работы на них делают соответствующие обозначения, Вы их собираете и либо при них, либо (если их руководитель воспринимает это болезненно) без них делаете сводку.
Теперь представим, что перед Вами дружная, сплоченная команда с открытыми, хорошими отношениями. Тогда чего секретничать? Раздайте всем листки, проведите зачитывание с Вашими комментариями. А потом подойдите к листу ватмана, напишите в один ряд с небольшими интервалами цифры от 2 до б, обозначающие номера группировок ошибок. Почему без первого? Просто с неизбежными ошибками мало смысла работать - они все равно будут, хотя иногда стоит и первый блок обозначить здесь. Даже количество неизбежных ошибок все-таки можно снижать. От середины каждой цифры проведите вертикальную черту.
Затем предложите участникам по очереди назвать, что у них попадает в квадрат "А" - только цифру с буквой, и записывайте под каждой цифрой соответствующую букву слева от вертикальной черты. А если какая-то буква повторяется два или больше раз, ставьте справа сверху от нее апостроф (черточ-
работе - все следят за своей очередью, не отвлекаются Если возникает какой-то барьер, нежелание зачитывать - предложите начать первому руководителю, т. с тому, с кем Вы об этой работе договаривались. А уж за ним, как Вы понимаете, остальные последуют легко
ку), таких апострофов у некоторых букв набирается много, что и указывает на важность и актуальность этой ошибки.
Когда все высказались по поводу левого квадрата, перейдите к правому и справа от вертикальной черты повторите все то же самое.
Потом предложите всем посмотреть, что получилось:
- где самые большие кластеры (больше всего апострофов);
- где левая сторона максимально совпадает с правой;
- как эти ошибки связаны между собой - нет ли между ними общности, вза
имосвязи.
Приведу пример, как это выглядит:
РАБОТА С ОРГПАТОЛОГИЯМИ
Этот метод, так же как и предыдущие, рассчитан на коллективную саморефлексию, а в качестве проблематизирующего материала для этого используется список патологий организации, который уже обсуждался нами в соответствующей главе.
Работать мы можем с управленческой командой или с более широким составом участников. Впрочем, иногда мне приходилось использовать эту методику только один на один с главой компании. Вы, конечно, догадываетесь почему. Но даже и такому чувствительному клиенту я все-таки делаю в конце этой работы с ним такое предложение: "Вам интересно узнать, как проанализировали бы этот список оргпатологий другие руководители вашей фирмы? Чье мнение из них вас заинтересовало бы в первую очередь?" Чаще всего называется кто-то еще.
Процедура работы. Пригласите участников, состав которых заранее согласован с первым руководителем, задайте им вопрос, который уже звучал под заголовком соответствующей главы: "Вы, наверное, согласны с тем, что не бывает совершенно здоровых людей?" - они закивают. Тогда задайте им следующий вопрос: "Может быть, тогда вы согласитесь и с тем, что не бывает совершенно здоровых организаций?" - они насторожатся. А Вы продолжите: "Почему нет? Ведь организация есть очень сложный организм и тоже может болеть. Но если болезни человека и животного хорошо изучены и систематизированы, то список болезней организаций (более или менее полный) вы, наверное, видите впервые". Раздайте им список оргпатологий, Вам уже известный, но пусть там будут только названия. Предложите каждому из них по очереди зачитать вслух громко и отчетливо название очередной оргпатологий. Дайте свой комментарий, основой которого может быть текст из той главы, которую мы уже упоминали. Постоянно спрашивайте: "А встречается ли в вашей организации такое явление?" По их реакции - свободе или скованности обсуждения - Вы решите, как Вам поступать дальше.
р«-
Вариант первый.
Если они слушают Вас напряженно, стараются не смотреть друг другу в глаза, помалкивают и у Вас есть основания считать, что в присутствии своего начальника1 они побаиваются выражаться откровенно, то поступите так: предложите каждому из них выбрать 3-4 вида организационных патологий, которые они считают наиболее опасными для организаций вообще, если такие болезни у них обнаружатся. Попросите отметить таковые палочками с левой стороны листа, напротив каждой из патологий.
Затем задайте следующий вопрос: какие из видов оргпатологий, как они считают, особенно сильно проявляются в их собственной организации? Тоже 3-4 вида. Но отметки попросите ставить с правой стороны списка. Предупредите об анонимности этой процедуры. Соберите у них листы, суммируйте на отдельном листе прямо здесь же (попросите кого-нибудь из присутствующих помочь Вам быстро посчитать), покажите им результат. Особенно обратите внимание на те патологии, которые получили самое большое число знаков как с левой, так и с правой стороны.
Привожу пример.
Организационная патология
Определение: Отклонение от нормы
Дисфункция организации
Типы оргпатологий:
A. В строении организаций
IHIIIII 1. Господство структуры над функцией.
2. Автаркия подразделений.