Microsoft Operations Framework
MOF предлагает рекомендации, помогающие обеспечить надежность (reliability), доступность (availability), удобство в сопровождении (supportability) и управляемость (manageability) IT‑решений, построенных на базе продуктов и технологий Майкрософт. Принципы, модели и дисциплины MOF затрагивают кадровые, технологические и технические вопросы, относящиеся к управлению сложными (complex), распределенными (distributed), разнородными (heterogeneous) IT-системами.
Для получения дальнейшей информации по MOF, см. http://www.microsoft.com/mof
Информация об IT Infrastructure Library (ITIL) – сборнике наиболее хорошо зарекомендовавших себя методик, являющихся базой MOF, может быть получена на сайте http://www.itil.co.uk/index.html
Дисциплина управления подготовкой MSF определяет подготовку (readiness) как отношение имеющегося у сотрудников организации уровня знаний, умений и способностей (knowledge, skills and abilities - KSAs) к желаемому их уровню. Эта мера показывает реальный (или, как минимум, видимый) профессиональный потенциал в любой момент работы над бизнес-решением.
Всякая область компетенции каждого ролевого кластера проектной группы должна быть представлена сотрудниками, обладающими соответствующей квалификацией. Подготовленность сотрудника (individual readiness) – это соответствие его уровня знаний, умений и способностей тем, которые необходимы для исполнения его профессиональной роли.
Подготовленность всей организации может рассматриваться как оценка общей подготовленности ее составляющих, используемая при осуществлении стратегического планирования и при анализе возможностей эффективного внедрения технологических инноваций.
MSF и MOF уделяют значительное внимание методам успешного планирования, создания и сопровождения бизнес-решений. Дисциплина управления подготовкой MSF предоставляет рекомендации и описания процессов по оценке и накоплению знаний, умений и способностей, необходимых для эффективного планирования архитектуры предприятия (enterprise architecture - EA) и продуктивной работы проектных групп. Иные немаловажные аспекты подготовленности организации, такие как совершенствование производственного процесса (process improvement) и управление организационными изменениями (organizational change management), в дисциплине управления подготовкой MSF не рассматриваются.
Рисунок 1. Дисциплина управления подготовкой MSF
Дисциплина управления подготовкой MSF концентрируется на областях знаний, умений и способностей на уровне как отдельных сотрудников, так и решения и архитектуры предприятия. Отметим, что дополнительные аспекты подготовленности организации, не затрагиваемые данной дисциплиной, также должны управляться превентивно.
Базовые принципы
Ниже описывается, как базовые принципы, ключевые концепции и испытанные методики MSF применяются в рамках дисциплины управления подготовкой, а также освещаются лежащие в ее основе идеи.
Принципы дисциплины управления подготовкой
MSF опирается, прежде всего, на ряд своих фундаментальных принципов. В этом разделе освещены те из них, которые непосредственно затрагивают дисциплину управления подготовкой.
Поощряйте свободное общение
Создание открытой атмосферы, способствующей обмену опытом, стимулирует сотрудников к самостоятельному совершенствованию своего профессионального уровня, осознанию и исправлению пробелов в квалификации, а также участию в подготовке и осуществлении индивидуальных учебных планов. Все эти факторы формируют у сотрудников профессиональную гордость, стремление к успеху и желание помогать коллегам. В передовых организациях, поощряющих подобную атмосферу, периодически организуются собрания, посвященные коллективному обмену опытом и взаимообучению.
Инвестируйте в качество
Поддержание высокого уровня профессионализма проектной группы следует рассматривать как форму инвестирования. Несомненно, использование рабочего времени сотрудников для их обучения, оборудование для классов, учебные материалы, труд преподавателей и консультантов могут потребовать существенных денежных затрат. Однако инвестирование времени и ресурсов в подготовку специалистов надлежащего уровня повышает качество работы отдельных сотрудников и увеличивает шансы на успех предприятия в целом. Провалившиеся проекты не приносят возврата вложенных средств. Проекты, результаты которых имеют низкое качество, не могут удовлетворить заказчиков и потребителей, что в конце концов приводит к существенным дополнительным затратам, к примеру, на сопровождение. Дальновидное инвестирование в повышение квалификации кадрового состава обычно ведет к большему успеху и улучшению качества.
Извлекайте из всего уроки
Накопление и коллективное использование опыта во всех аспектах производственной деятельности служит фундаментом непрерывного развития предприятия, поскольку такой подход:
1. Позволяет сотрудникам извлекать уроки из достижений и неудач своих коллег.
2. Помогает воспроизводить успехи.
3. Институциирует извлечение уроков посредством мероприятий, посвященных коллективному анализу достигнутого.
Проведение аналитических собраний по мере прохождения проектных вех и после завершения проектов (milestone reviews and postmortems) позволяет коллективу своевременно корректировать ход работы и избегать повторения ошибок. Извлечение уроков и обмен опытом помогает в выработке успешных методик работы с проблемами, которые в прошлом не были решены должным образом.