Технология формирования интонационной выразительности речи при ринолалии

С.Ф. Иваненко предлагает технологию формирования интонационной выразительности речи, включающую систему упражнений для осознанно­го восприятия и использования интонации детьми, имеющими ринолалию.

В программу входят следующие упражнения:

- по выработке речевого дыхания;

- по уточнению и постановке гласных;

- по массажу и самомассажу;

- по подготовке артикуляционного аппарата к постановке согласных звуков;

- по формированию речевого слуха;

- по развитию голоса (с опорой на отрабатываемый гласный и полу­ченные знания о знаках препинания и ударении);

- знакомство с понятием «знаки препинания»;

- знакомство с понятием «ударение»;

- автоматизация навыка произнесения гласных в различных фонетичес­ких позициях.

Рассмотрим собственно интонационные упражнения.

1. Развитие продолжительности звучания и разнообразия оттенков интонаций

а) Игра «Прятки»: прячется отрабатываемый звук, в данном случае [а], мы его ищем и зовем, как зовут маленьких детей. Произносим звук со зва­тельной интонацией и с оттенком легкого вопроса-упрека: «Ну, где ты?» И с лаской: «Ну, иди скорей!»

б) «Пропала буква». Зовем отрывисто, сердито, плаксиво, плаксивость переходит в плач (громкий и противный).

в) «Нашли букву» [а] - два варианта:

Обрадовались, удивились: «Наконец-то нашлась, никому не отдам».

Рассердились: «Ишь, спрягалась, ходи, ищи ее! Ну, погоди!» г) Даются задания, разыгрываются ситуации:

«А» шла, споткнулась и упала (плач на вдохе и долгом выдохе с перехо­дом в слитное звучание [а а а а] ...).

«А» увидела друзей и обрадовалась (попеть звук [а] на мотив любой детской песенки).

Маленькая «а» увидела большую «А» и удивилась: «Неужели это «а»? А ну-ка, покажись...» Звучит вопрос, удивление.

Буква «а» увидела «ж» и ужаснулась: «Испугалась страшно! Надо убе­жать, спрятаться».

Буква «а» провинилась, ее наказали, ей обидно (голос грустный, зау­нывный, протяжный). Или «а» обидели друзья (очень горько плачет).

У «а» много сестричек, сосчитай (называя тихо: а, а, а, а, а, а, а, а и т.д., а затем громко, с интонацией перечисления).

Буква «а» долго была на улице, мама сердится (голос громкий и сердитый).

2. Знакомство с понятием «знаки препинания»

Спустя 10 - 12 занятий с момента начала работы вводится понятие «зна­ки препинания», которое подкрепляется примерами на уже отработанном звуке. Знание знаков препинания необходимо, так как именно они служат на письме одним из способов фиксации интонации. Знаки препинания, таким образом, существенны для понимания смысла.

Представление о знаках препинания формируется первоначально на литературном материале с опорой на красочно оформленные таблички с изображением . - точки, , - запятой,

? - вопросительного знака, ! - восклицательного знака,

Логопед выразительно читает соответствующие тексты (хорошо подхо­дят рассказы А. Шибаева про различные знаки препинания)

В процессе ознакомления логопед постоянно подчеркивает связь инто­национного произношения с необходимым знаком препинания.

Для закрепления формируемого понятия проводятся игры-занятия «Уга­дай знак в прочитанном предложении». Логопед читает текст, соблюдая указанную интонацию, дети поднимают соответствующую знаку препи­нания табличку. Можно предложить текст. Н.Сладкова, В.Орлова и др.

3. Отработка произношения гласных звуков с опорой на знак препинания 1. Задания на закрепление интонации с опорой на звук и знак препинания. Перед началом работы карточки разложены на столе перед ребёнком.

У логопеда аналогичный набор карточек в двух экземплярах.

1. Логопед прочитывает написанную на карточке букву с опорой на знак препинания и комментирует: «Произносим как сообщение, называние, ут­верждение».

Дети поднимают карточку с аналогичным изображением - логопед оце­нивает результат выполнения.

2. Логопед читает следующую карточку с чувством радости, весело.

Дети показывают свои карточки. Логопед проверяет, анализирует, оце­нивает результаты.

3. Следующая карточка прочитывается как вопрос, удивление: А? Ре­зультат анализируется.

4. Прочитывается карточка с интонацией перечисления (как будто счи­тает - 1, 2, 3) - А, а, а. К концу понижается голос, на что обращается вни­мание и предлагается еще раз прослушать.

5. В заключение логопед читает написанное на карточках в разнообраз­ной интонационной последовательности, предлагая детям молча поднимать карточку со знаками, соответствующими прочитанной интонации.

В последующих упражнениях для закрепления логопедом даются зада­ния на определение двух интонаций, и предлагается выбрать карточки с соответствующими знаками препинания. Например:

А. - А!   А. - А?   А? - А!   А! - А.   А. - А, а, а

Только после 3 - 4-х занятий, в структуру которых входят упражнения на соотношение интонации и знака, детям может быть предложено повто­рить (прочитать) вслед за логопедом написанное с интонацией, соответ­ствующей указанному знаку.

Все следующие занятия проводятся в рамках тренировки по заданиям:

1) Прочитай карточку, где обозначена радость.

2) Прочитай с интонацией перечисления.

3) Прочитай со знаком сообщения, называния.

А. - А.
А. - А!
А. - А?
А? - А.
А? - А!
А? - А, а, а

4) Прочитай со знаком удивления и т.д.

2. Задания на сочетание интонации и силы голоса.

1) Прочитай громко и радостно, радостно, но тихо.

2) Прочитай тихо и удивленно, громко и удивленно; сердито и удивлен­но, радостно и удивленно.

3) Прочитай сообщение тихо, а затем громко.

4) Прочитай с интонацией перечисления, сообщая тихо, громко; удив­ленно, радостно.

Тренировка силы голоса и выразительности звучания также осуществ­ляется с помощью карточек:

А! - А!   А! - А?   А? А! - А.   А! - А, а, а  
         
А. А!   А? А!   А, а, а, А.   А? А? А! А. А, а, а.

Наши рекомендации